Статья дня

Как сохранить сбережения?

Владимир Володин Владимир Володин Профессионал Опубликовано 25.11.2008      63     13773     Распечатать

На дворе – финансовый кризис. И как всегда в таких случаях, наши люди (можно сказать, взращенные на кризисах) сразу задаются вопросом: куда пристроить денежки? Что же, давайте поразмышляем, какие варианты у нас есть.

Разговор пойдет, конечно, не о том, куда инвесторам вложить свои миллионы, а об обычных гражданах, получивших на руки какие-то деньги, но не желающих тратить их в обозримом будущем. Или спешно снявших накопления с банковских счетов, под воздействием прошлого печального опыта.

И опять же, следует понять, что на какое-либо приумножение денег даже не приходится рассчитывать. На то он и кризис, что какая-то часть вашего богатства потеряется непременно.

Вариант 1. Купить доллары. Это в нас уже на уровне рефлекса. Рефлекс был сильно ослаблен длительным падением (совсем еще недавним) доллара. Однако сейчас эта валюта растет в цене так уверенно, что все плохое многими людьми тут же забылось. Но будет ли так всегда? Давайте подумаем.

Совокупный внешний долг США – 13 триллионов долларов! Сумма сама по себе впечатляет и может многое сказать о состоянии американской экономики. Большинству из нас просто трудно понять, насколько велико это число, так как его мало с чем можно сопоставить. Кроме того, размер этого долга непрерывно увеличивается. Но уже сегодня оплачивать долги Америке удается, только занимая новые деньги. То есть, применяя принцип финансовой пирамиды.

Собственно, уникальность экономики США по большей части в том и заключается, что там была организована финансовая пирамида, неотделимая от этой экономики. И при этом до последнего времени мало кто верил, что пирамида эта может обрушиться. Но, несмотря на такую уникальность, общие для всех пирамид законы действуют и здесь. А один из этих законов гласит: все финансовые пирамиды рушатся. Либо, когда в них уже некого вовлечь, либо, когда в них перестают верить. Оба этих момента, похоже, уже наступили. Крах этой пирамиды будет означать банкротство неразрывно связанной с ней экономики. В результате банкротства США неизбежно обесценится и валюта США.

И даже если вы не верите в неотвратимость банкротства Америки, не буду спорить. Может и вправду не будет. Это же американцы, находчивость и цинизм которых, похоже, безграничны! Возьмут, например, и спровоцируют третью мировую войну. Пусть даже так, но и при этом падение мирового потребления товаров и услуг – факт уже свершившийся и будет продолжаться еще.

Но ведь главное назначение денег состоит в использовании их в торговле. А значит, если стали меньше торговать, то и денег понадобится меньше. И если в мировой торговле, по большей части, используются именно доллары, то потребность уменьшится именно в них. И далее все пойдет по тому же сценарию, что и с акциями. Стоит этому процессу только начаться – остановить его будет невозможно.

Вариант 2. Купить другие сильные валюты (евро, юани, иены...). Здесь все очень неопределенно. С одной стороны, экономики соответствующих стран все еще сильны и находятся в лучшем состоянии, чем экономика США. С другой, эти экономики очень сильно связаны с американской и вынуждены разделить с ней ее проблемы. И чем это закончится – неизвестно. Вложение в эти валюты может быть эффективным, но это очень рискованно.

Вариант 3. Оставить сбережения в рублях. Этот вариант скорее всего окажется наиболее эффективным. А в краткосрочной перспективе – вне всякого сомнения. Действительно, сейчас у России есть уникальный шанс сделать мощный экономический рывок. Тем не менее, этот вариант для долгосрочного хранения денег также рискован.

Во-первых, кто будет реализовывать этот шанс? То самое правительство, которое, к примеру, держало 100 миллиардов долларов наших с вами денег в системе ипотечного кредитования США с целью подзаработать на этом немного? И это уже в 2008 году, когда о проблемах в этой системе (и о рискованности вложений в нее) знали даже далекие от экономики люди. И в то же самое время, когда российскому банку для выдачи ипотечного кредита российской семье нужно было занимать деньги у американского банка под огромные проценты! Есть у вас уверенность, что такое правительство сможет правильно использовать свой шанс?

Во-вторых, при любом правительстве, кризиса все равно не избежать. Да, Россия его переживет. Да, его последствия можно сделать минимально тяжелыми. Но кризис будет. А то, что во время кризиса с рублем и с банками может происходить все, что угодно, нашим гражданам можно не рассказывать. Например, один (крупный и ныне здравствующий) российский банк взял и не отдал деньги своим вкладчикам. И до сих пор не отдает. И ничего ему за это не было. А раз мы живем в той же стране и имеем дело с теми же банками, почему бы чему-то такому и не повториться?

Вариант 4. Купить дорогие вещи, чтобы потом их продать. Можно было его и не рассматривать, но есть у нас люди, которые еще не поняли, что это было актуально только в том кризисе, который совпал с эпохой тотального дефицита. Сейчас это неразумно. Просто – неразумно.

Вариант 5. Купить золото или другие драгметаллы. Вряд ли кто предскажет вам сегодня, как будут меняться цены на них. Например, когда цены на акции американских компаний начали свое стремительное падение, упали и мировые цены на золото. Однако предлагаю вам обратиться к истории. Есть ли в ней примеры, когда деньги практически полностью теряли свою ценность? Сколько угодно (и даже на нашей памяти есть). А теперь давайте поищем такие примеры для золота. Можете найти? Пожалуй, единственный случай, когда золото сильно упало в цене в Европе. Это когда его в огромных количествах награбили у американских индейцев. Но все-таки оно не обесценилось совсем, да и не повторится сейчас такой ситуации.

А что сделало правительство США во время Великой депрессии (которую часто сравнивают нынешним кризисом)? Фактически насильно изъяло у своих граждан (забыв о каких-то там «свободах») все их золото. А что сделало правительство этой страны в 1971 году? Отказалось от золотого обеспечения доллара, так как многие иностранцы стремились превратить доллары в золото. Несмотря на то, что золото давно перестало использоваться в качестве платежного средства, финансовые власти по-прежнему стремятся владеть запасами этого металла.

Во все времена и у всех народов золото было той универсальной валютой, которой доверяли все. Особенно – в смутные времена. И сегодня мало что изменилось в этом отношении. Да, приобретать и продавать его достаточно сложно. Кроме того, придется еще платить налог. Поэтому золото невыгодно покупать для сбережения средств на небольшой период. Но вот для долгосрочных вложений, особенно когда неизвестно, что ожидает впереди – неплохой вариант. Пусть и не очень доходный, но очень надежный.

Теги: финансовая безопасность, доллар, золото, сбережения, кризис, советы, деньги
63 комментария (посмотреть последние комментарии)
Рассматривая возможности сохранить свои сбережения, вы совершенно точно разглядите огромнейший вопросительный знак
Рассматривая возможности сохранить свои сбережения, вы совершенно точно разглядите огромнейший вопросительный знак

Ссылки по теме

Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Читайте статьи в рубрике «Деньги»

Обсуждение статьи «Как сохранить сбережения?»

  • Владимир Володин Владимир Володин Профессионал 29 ноября 2008 в 10:16   # Ответить 0 +1
    Доброго всем дня!

    Не ожидал такого активного обсуждения статьи и долго сюда не заглядывал.
    Если позволите, отвечу всем сразу в одном комментарии.

    1) На вопросы "...а какие другие возможности инвестирования вы знаете? И какими пользуетесь сами?"
    отвечу цитатой из статьи:
    "И опять же, следует понять, что на какое-либо приумножение денег даже не приходится рассчитывать. На то он и кризис, что какая-то часть вашего богатства потеряется непременно."
    Речь в статье - не об инвестировании.

    2) Покупать ювелирные изделия - я нигде не предлагал. Хранить в банках (даже золото) - не предлагал. Согласен, что если банк накроется, то неважно в чем были сбережения - пропадут одинаково. И на вопрос "как забрать деньги из банка" не отвечу, потому что если бы я знал такой способ (и вообще, верил бы банкам), то и советовал бы класть деньги на депозиты.

    3) Тем кто интересуется личностью автора, сообщаю что я не специалист в финансовых вопросах. Не обладаю опытом инвестирования. Не собираюсь в процессе обсуждения узнать правильный способ и вложить именно туда. Да, действительно статья написана на уровне посиделок. Поразмышлял, почитал исторические и аналитические статьи, еще поразмышлял (сопоставляя их с аналитическими статьями полугодовой и более давности), сделал выводы и написал эту статью.

    4)Я почитал все рекомендованные в комментариях материалы. Спасибо, много интересного. Я верю,что и авторы комментариев и авторы на которых они ссылаются - разбираются в инструментах инвестирования намного лучше меня. И если бы не то, что сейчас происходит, никогда бы не взялся писать на тему.
    А происходит - переростание кризиса в катастрофу. Здесь часто помогает выжить не совет специалиста, а самая примитивная тактика.
    Если корабль заходит в бухту через рифы - смешон будет тот праздный пассажир, кто говорит что не надо так вилять, а надо плыть прямо потому что: " вон же берег, уже виден". Лоцман - лучший специалист в этом деле, и нужно ему довериться. Но если он все же допустил столкновение с рифом и корабль стремительно тонет - уже неразумно спрашивать у лоцмана как ситуация будет развиваться дальше. С каким-то риском, но с наибольшей вероятностью успеха в спасении своей жизни - преуспеет тот, кто первым добежит до шлюпки, и будет плыть на ней тем самым прямым курсом - к берегу. Понимание этого - доступно и не специалисту.

    Есть у вас сегодня абсолютная уверенность, что не случиться ничего из того, что сегодня кажется нереальным?
    Что не начнутся социальные катаклизмы, войны? Что не исчезнут государства, казавшиеся нерушимыми?
    Что через несколько лет, доллары, рубли, евро, юани, акции, облигации (или что-то иное ) , которые сейчас у людей на руках, не превратятся в бумажки с ценой близкой к нулю?
    У меня такой уверенности нет, а вот, уверенность в том что золото за эти годы не превратится в кусок цветного металла - абсолютная.
    Возможны потери от сохранения сбережений в золоте. Но, купив золото вы никогда не потеряете ВСЕ.

    • Анна Новая Анна Новая Профессионал 29 ноября 2008 в 11:03   # Ответить 0 +1

      Ну вобще. Это значит купить золота и сесть под печку, ждая атомной войны? А если она случится не так скоро - сколько ее ждать - год, два, десять? А не лучше ли будет эту сумму (что в чулке на черный день) потратить на то же обучение, на производство чего-то что надо людям, на просто жизнь сейчас, а не через 10 лет?
      Вы, конечно, можете иметь собственную точку зрения, ваше право, но раз уж заговорили, лично я считаю, что деньги не должны лежать где-бы то ни было, они должны двигаться, работать, перетекать из одного в другое, а мертвым грузом - в банке или в бутылке - они исчезают, испаряются. Все эти депозиты - мыльный пузырь, я в шоке как люди свободно зарывают свои деньги в землю.
      А что будет если это ваше золото кто-то просто украдет однажды (не дай БОГ!) или отберет силой. Как крадут и вклады и кредиты и все такое.

      Лучше милостыню подавайте, потом в войну и вам помогут (Имхо).

      • Владимир Володин Владимир Володин Профессионал 1 декабря 2008 в 06:02   # Ответить 0 +1
        Добрый день!

        Отвечу цитатой из статьи:
        "Разговор пойдет... ... гражданах, получивших на руки какие-то деньги, но не желающих тратить их в обозримом будущем."
        Эта статья - для таких граждан.
        Тратить ли деньги, и как их тратить - темы для других статей.

  • Руслан С. Руслан С. Читатель 23 июня 2009 в 10:52   # Ответить 0 +1

    Комментарий был удален

    • Юрий Лях Юрий Лях Читатель 23 июня 2009 в 11:11   # Ответить 0 +1

      Руслан С., Если сами не хотите открывать/расширять свой бизнес, поспрашивайте хороших друзей - может как раз сейчас его кто-то создает/развивает и ему как раз столько не хватает. Ваши деньги будут работать, а сами будете в доле. Правда - риск. Не знаю, как в России, в Украине банки односторонне увеличили проценты по кредитам и люди попали в неприятное положение, оставшись "в трусах и на макаронах".

      Оценка статьи: 5

      • Анна Розенцвит Анна Розенцвит Дебютант 23 июня 2009 в 12:32   # Ответить 0 +1

        Ю. Лях, если хочешь потерять друга, дай ему в долг.
        В ситуации Руслана действительно лучший способ разбить всю сумму на 3 валюты и положить в банк на депозит. Если сомневаетесь в рублях, то распределите на рубли меньшую часть. Некоторые банки предлагают мультивалютные вклады, что позволит вам с минимальными затратами менять соотношение валют без потери %. А суммы до 700 тыс. рублей застрахованы.

        Оценка статьи: 4

        • Юрий Лях Юрий Лях Читатель 23 июня 2009 в 17:37   # Ответить 0 +1

          Анна Розенцвит, В далекие 90-е у нас, так получилось, "пошли" деньги и самым лучшим было дать их челнокам ( безусловно - надежным), которые возили товар из Турции - своего капитала они еще накопить не успели, о банковских кредитах речи не было. Так было взаимовыгодно, правда - непродолжительно и с определенным риском.
          Деньги, по определению, должны работать, а так - наверно, в недвижимость, таки, оптимально. В той же Хорватии можно неплохо прикупиться недалеко от побережья. Только считать надо - во что обойдется владение коттеджем . Из Испании предложения уменьшились - наверно, падение цен у них приостановилось. Где-то встречал расчеты для случая последующей сдачи в аренду.
          Еще вариант - прикупить земельный участок в пригороде, если налоги не очень большие и такое еще где-то есть. Правда, морочливое дело.
          А с банками - это как играть с государством в лотерею... Мелочевку можно, для азарта, на депозит положить... Вам виднее.

          Оценка статьи: 5

          Комментарий отредактирован 23 июня 2009 в 17:38

          • Анна Розенцвит Анна Розенцвит Дебютант 23 июня 2009 в 19:01   # Ответить 0 +1

            Ю. Лях, все что вы перечислили хорошо, но не в случае Руслана. Ему важно сохранить сумму, ведь через 6 месяцев она ему понадобится для покупки квартиры. Вариант с землей и недвижимостью не подходит, т.к. рост(или хотя бы сохранение) стоимости в течение полугода никто не гарантирует. А сможет ли он быстро продать этот актив, не известно. И про затраты при покупке и продаже тоже не забудте.
            Я считаю, что только депозит в надежном банке будет для него оптимальным вариантом.
            А для азарта можно и в казино сходить.
            Про недвижимость на курортах Болгарии, Хорватии и Испании: как вы думаете, кто в основном покупал в последние несколько лет? Теперь стараются своим же соотечественникам впарить "по-дешевке".

            Оценка статьи: 4

            • Юрий Лях Юрий Лях Читатель 23 июня 2009 в 19:38   # Ответить 0 +1

              Анна Розенцвит, Скорее всего Вы правы. Насчет котеджей/бунгало на море - цена от 160Кевро (для блоков - еще дешевле) и все они в процессе стройки - картинки, как я понял, делали в каком-нибудь ArchiCad. Ну очень красиво и по деньгам вполне..., если там нет каких-нибудь дополнительных налогов/расходов - думаю, не все пишут.
              Кстати - " надежный банк" - это из какой-то рекламы. В Украине любопытные процессы пошли - сначала банки попытались поднять % и не возвращать депозиты -> появились коллекторные фирмы по возврату кредитов -> вмешалось государство, но доверие населения к банком подорвано-> банки пытаются реабилитироваться, принимая на депозит от месяца и до 25% годовых, но народ не особенно спешит. Так что - зачем в казино - можно и в банк

              Оценка статьи: 5

  • Руслан С. Руслан С. Читатель 23 июня 2009 в 14:53   # Ответить 0 +1

    Комментарий был удален

    • Светлана Светлова Светлана Светлова Мастер 23 июня 2009 в 18:24   # Ответить 0 +1

      Руслан С., я бы посоветовала так. Сейчас вложиться в рубли на период от месяца до полугода. А потом вложиться в паи Петр Столыпин или Добрыня Никитич. Прямо сейчас в паи вкладываться не советую, подождать пока подешевеют. Они сейчас последнюю неделю падают, и могут как начать расти на время, так и падать дальше. Покупать Столыпина советую при цене 400-500 рублей за пай. У Никитина тоже лучше дождаться предыдущего минимума падения и тогда можно вкладываться. Ориентировочное время для покупок конец лета-начало осени.
      Это мое мнение. Решать, конечно же, вам. Да, и если вложитесь, то не забывайте следить за ценой пая хотя бы еженедельно.

Посмотреть все комментарии (63)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт