Есть ли будущее у книги и убьет ли Интернет литературу?..

Валерий Сидоров Валерий Сидоров Грандмастер Опубликовано 5.12.2006      50     9802     Распечатать

«Боюсь, что у русской литературы
есть только одно будущее – ее прошлое».

Евг. Замятин.

…В последнее время маститые писатели и читатели, критики и книгоиздатели оживленно спорят о том, убьет ли Интернет литературу. Мнения, как всегда, разделились. Писатели считают, что Интернет УБИЛ литературу. Больше всего их волнует то, что теперь писать и публиковать всё, ЧТО угодно, может КТО угодно. А раз писательство стало таким общедоступным – это уже не профессия избранных (помнится, в Советском Союзе был Союз писателей, насчитывавший в своих рядах 10 тысяч членов – целая дивизия писателей, а ну – каждый выдал бы по шедевру, где бы мы сейчас были?!). Да, сейчас любой желающий (чукча не читатель, чукча – писатель!) может быстро опубликовать в Сети все, что ему заблагорассудится, без всякой цензуры (в роли цензора – лишь собственная совесть!). Появился даже такой термин – сетевая литература, и производный компьютерный сленг – сетература, кибература. Чтобы «выложить» что-нибудь в Интернете, ныне уже не нужно быть веб-мастером – к услугам желающих уже готовые всевозможные сайты и блоги.

Книгоиздатели же считают, что повода для беспокойства нет, ведь они издают столько книг и такими тиражами! Но их не волнует, что читают сейчас больше всего. Кроме «глянцевых» журналов и книг типа «сделай сам», – иронические «дефективы», так называемые женские романы и бульварные романы-однодневки – чтиво для поездов дальнего следования! Большим спросом также пользуется обучающая литература по ПК и ИТ-технологиям, но это понятно – идет вселенский компьютерный ликбез!

По результатам социологических опросов, книги читает не более 16% «читабельного» (т.е. грамотного) населения Земли. Пытаются бороться с этим государственные мужи: глава Счетной палаты РФ, президент Российского книжного союза Сергей Степашин предлагает объявить 2007 г. в России Годом чтения. Борются с неЧтением книг и иностранцы, например, совсем недавно у канадских школьников существовал «читальный» час DEAR (Drop Everything And Read!), во время которого они каждый день должны были бросать все и читать… Но даже люди моего поколения, выросшие и воспитанные на «бумажных» книгах, читать стали намного меньше! Сужу, конечно, по себе: если есть редкая возможность прилечь почитать, – увы, засыпаю на первой строчке (но это, скорее всего, от усталости)…

Дети не хотят читать, они всему предпочитают компьютерные игры, Виртуалье заменяет им Реалье. Смотрю на своего годовалого внука, – хотя мы стараемся пока не подпускать его к ПК, – он больше тянется к «Клаве» и монитору, чем к книжкам. Хотя сейчас выпускают чудесные детские книжки, книжки-игрушки, книжки-машинки, книжки-корзинки, красочные, их не порвешь.

В советское время все мы были завзятыми книголюбами и книгочеями. За вожделенной книгой толкались в очередях, сдавали макулатуру и букинистическую литературу, выписывали через магазины «Книга – почтой», обменивались друг с другом, брали друг у друга что-нибудь почитать с обещанием вернуть утром…

Эра Персонального Компьютера (помню, как мы сдавали зачеты по такой «ЭВМ», как логарифмическая линейка! А все расчеты в дипломном проекте я выполнял на таком чуде отечественной вычислительной техники, как МЕХАНИЧЕСКАЯ счетная машинка «Феликс» – тогда это казалось круто!) развивалась семимильными шагами: программируемые «микрокуркуляторы», ZX-«Спектрумы» (недостающее дополнить)… Персональный Компьютер, а следом за ним Интернет, стремительно ворвались в нашу сонно-размеренную книжно-газетно-журнальную жизнь. Атомный век сменился веком ИТ-технологий, цифровым веком. Фактически книгу и газету начал убивать еще телевизор: человек от природы ленив, зачем читать, когда можно посмотреть!..

Богатейшее книжное наследие землян стремительно оцифровывается и выкладывается в свободный доступ – Information must be free! – в сотнях сетевых библиотек. Практически любой землянин ныне может иметь на своем персональном компьютере литературное наследие всех времен и народов (с удобной системой навигации и поиска по ключевым словам!). Другое дело, что читать книгу с экрана монитора с непривычки утомительно, но для этого уже создаются всевозможные программы-«читалки»…

…В последнее время маститые писатели и читатели, критики и книгоиздатели оживленно спорят о том, убьет ли Интернет литературу. Но, видимо, спорить уже поздно, надо констатировать, что убийство произошло на наших глазах (хотя, убийство – это, наверное, сильно сказано, скажем так, – перерождение). Так что на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, видимо, уже можно ответить утвердительно. На смену Homo legens – человеку, читающему книгу, – пришел Homo computerus – человек с компьютером, пришел, как русская революция, всерьез и надолго…

Желаю всем нам всего самого доброго!

Теги: интернет, чтение, компьютеры, книги, литература
50 комментариев (посмотреть последние комментарии)
Есть ли будущее у книги и убьет ли Интернет литературу?..

Ссылки по теме

Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Читайте статьи в рубрике «Культура, искусство, история»

Обсуждение статьи «Есть ли будущее у книги и убьет ли Интернет литературу?..»

  • Татьяна Радионова Татьяна Радионова Профессионал 25 ноября 2006 в 20:57   # Ответить 0 +1

    Не согласна с вами. Любители читать книги не перевелись и не переведутся. Я сама, а так же многие мои знакомые, прежде чем читать что-то с нета, по старинке распечатывают.

    • Валерий Сидоров Валерий Сидоров Грандмастер 26 ноября 2006 в 05:44   # Ответить 0 +1

      Но я ведь и не говорю, что эта статья - истина в последней инстанции, это мое сугубо субъективное мнение. Право каждого - соглашаться или нет. Я тоже когда-то пытался все цифровые текстовые материалы "обаналожить", т.е. распечатать. А если нужно распечатать несколько сотен страниц? Например, мне ежедневно приходится просматривать не одну сотню страниц (во-первых, нужно отслеживать изменения законодательства и отыскивать всевозможную необходимую инфу для коллег; а во-вторых, ежедневное самообразование, ведь если работаешь в сфере ИТ-технологий, нужно постоянно учиться!), и не просто просматривать, а отыскивать в этой лавине жемчужное зерно той информации, что действительно необходима (по принципу: отсеивай ненужное, не пропусти важное!).
      Распечатать это все нереально, - и без того не успеваю заправлять картриджи струйных и лазерных принтеров! Вот, скажем, захотелось мне узнать, что это за книга такая, "Код да Винчи" - минута поиска, пять минут скачивания, - роман на ПК. Хотел распечатать, но это чуть больше 500 страниц, - пришлось читать с монитора с помощью проги-читалки "ICE Book Reader", хотя я тоже люблю (и предпочитаю, если есть такая возможность!) читать бумажные книги.

      Оценка статьи: 5

      • Марианна Власова Марианна Власова Главный редактор 26 ноября 2006 в 11:40   # Ответить 0 +1

        Книги вроде "Кода да Винчи" и не заслуживают быть распечатанными, но хорошие вещи, прочитав с экрана, я обязательно ищу в бумажном варианте.

        А что касается литературы деловой и учебной - нащупав при просмотре материал, в котором надо разобраться, обязательно распечатываю, чтобы вникать с карандашом.

        Я двадцать лет за компьютером, но ничего не меняется - то, что на экране, воспринимаю процентов на 20 менее внимательно, чем на бумаге.

        • Сергей В. Воробьев Сергей В. Воробьев Комментатор 26 ноября 2006 в 14:06   # Ответить 0 +1
          +1.

          хорошие вещи, прочитав с экрана, я обязательно ищу в бумажном варианте

          Равно как и из тысяч фоток с цифровичка
          достойны воплощения на хорошей фотобумаге всего 5-ток-десяток.

          А хорошая книжка - она одним фактом своего существования
          и возможностью подержать иногда в руках и полистать
          бумажные странички - греет душу.

        • Валерий Сидоров Валерий Сидоров Грандмастер 26 ноября 2006 в 23:37   # Ответить 0 +1

          Согласен с Вами.

          Оценка статьи: 5

    • Олег Агаев Олег Агаев Мастер 26 ноября 2006 в 13:00   # Ответить 0 +1

      Вообще не люблю читать с монитора... Закачал целую кучу книг в электронный архив, а прочитал всего одну...
      Интернет никогда не убъёт литературу - Умные люди как-минимум будут читать. А Книга гораздо удобнее - её можно взять перенести, перелистать, взять куда-нибудь с собой.
      Да и читать приятнее...
      А телевизор вообще не смотрю...

      • Валерий Сидоров Валерий Сидоров Грандмастер 26 ноября 2006 в 23:33   # Ответить 0 +1

        Умные люди всегда будут читать, чтобы оставаться таковыми! Я тоже люблю - и предпочитаю, если есть возможность выбора! - читать БУМАЖНЫЕ книги, но, к сожалению, время на это могу выкроить только за счет сна. А за ПК - по роду своей деятельности - приходится сидеть по 14 - 16 часов ежедневно без праздников, отпусков и выходных

        Оценка статьи: 5

        • Анна Логинова Анна Логинова Дебютант 5 декабря 2006 в 08:48   # Ответить 0 +1
          Может построить свою жизнь по-другому?

          Приходится! Слово-то какое! Над вами надсмотрщик с плетью стоит что ли? Вы сами так построили свою жизнь, и вам некого винить. Хотели бы читать - читали бы. Кто хочет, тот ищет способ, кто не хочет, тот ищет отговорки.
          Я лучше выкрою время для чтения за счет сидения за компьютером, и все это не в ущерб сну. Вы могли бы, например, не писать сюда статьи, а посидеть за хорошей книжкой. Так что свой выбор, еще раз повторюсь, вы сделали сами. И слова ваши звучат как никому не нужные оправдания. Статья ни о чем. Типа спора физиков и лириков.

          Оценка статьи: 2

          • Валерий Сидоров Валерий Сидоров Грандмастер 5 декабря 2006 в 12:24   # Ответить 0 +1

            Общаться и дискутировать лично с вами я и не собирался. И мне абсолютно все равно, кто вы - лирик или физик!

            Оценка статьи: 5

            • Марианна Власова Марианна Власова Главный редактор 5 декабря 2006 в 12:50   # Ответить 0 +1

              Ну тут я Вас поправлю. Вы выкладываете текст для того, чтобы его читали и комментировали. Дискуссия на глазах у всех тоже предполагает открытость и свободу присоединения к ней. Так что указывать участникам разговора, с кем им говорить и на какие слова реагировать, - некорректно.

              • Валерий Сидоров Валерий Сидоров Грандмастер 5 декабря 2006 в 14:24   # Ответить 0 +1

                А говорить грубости - корректно?

                Оценка статьи: 5

                • Анна Логинова Анна Логинова Дебютант 5 декабря 2006 в 14:41   # Ответить 0 +1
                  Зато вас радует резонанс...

                  А я, ИМХО, не грубила. Я так разговариваю - правдиво и точно.

                  Оценка статьи: 2

    • Александр Захаров Александр Захаров Профессионал 5 декабря 2006 в 09:11   # Ответить 0 +1

      Да, но таких любителей с каждым днем все меньше. Вырождаемся. Новое поколение выбирает компьютер.

      Оценка статьи: 5

  • Олег Антонов Олег Антонов Мастер 5 декабря 2006 в 13:55   # Ответить 0 +1

    Вообще вопрос некорректный... От того, что роман Достоевского не в бумажном виде, а на диске, он не перестанет быть литературой.
    Убьет ли Интернет полиграфию - вот об этом можно говорить. Наверное, убьет.
    Как только появятся электронные устройства, позволяющие формировать на своем экране текст с качеством, близким к печатному листу.

    • Валерий Сидоров Валерий Сидоров Грандмастер 5 декабря 2006 в 14:26   # Ответить 0 +1

      Ну вот, удалось всколыхнуть хотя бы некоторое количество землян. По крайней мере, равнодушных нет!

      Оценка статьи: 5

  • Юлия Герцвольф Юлия Герцвольф Профессионал 5 декабря 2006 в 15:25   # Ответить 0 +1

    Статья проблемная и мысли правельные. Только не хотим мы, любители книги, соглашаться с Вашими прогнозами, дорогой автор. Напророчте, Вы лучше, что любовь и внимание к книге вернуться, как в те времена. а "компутеры" - вымрут, как диназавры или остануться как инструмент. Мандаринка.

  • Павел Юрин Павел Юрин Дебютант 5 декабря 2006 в 18:34   # Ответить 0 +1

    Что я скажу, так это то, что реальная книжка является более качественным продуктом, чем её же электронный вариант: например почитать компьютер в трамвае, или на перерыве получится ещё нескоро. А во-вторых убивать несколько часов электронного времени на перечитывание давно прочитанной книжки( например тот-же Волкодав М.Семёновой) я не согласен.

    • Марианна Власова Марианна Власова Главный редактор 5 декабря 2006 в 19:44   # Ответить 0 +1

      "почитать компьютер в трамвае, или на перерыве получится ещё нескоро" - КПК! И вовсю читают.

  • Сергей Зиновьев Сергей Зиновьев Мастер 5 декабря 2006 в 21:50   # Ответить 0 +1

    Да никуда все это не денется, ибо истьория - едва ли не единственная из наук. которая внаглую пишется из будущего. Про то. что она, как и все науки (медицина, в частности) - служанка идеологии, даже упоминать стыдно... Слава Богу, что литература еще не претендует на статус точной науки!

  • Серега Тарасов Серега Тарасов Профессионал 25 декабря 2006 в 16:19   # Ответить 0 +1
    нет уж, подождите!

    А я не согласен. На самом деле не всё так плохо. Да, интернет завоевывает всё большие и большие горизонты, преодолевает рубежи один за другим, но ему всё же не дано "убить" литературу.
    Мы живем по старинке, часто создаем себе привычки и традиции. Так вот, покупка книги это своего рода традиция, вживавшаяся нам не одно поколение. Поэтому я смею предполагать, что её не так просто искоренить из нашего быта. Есть и будут всегда те, кто собирает свои библиотеки, забивая домашние полки разного рода литературой. Это все равно как собирать марки или монеты - это как хобби. Вот!

    Оценка статьи: 4

  • Алексей Козлов Алексей Козлов Читатель 13 января 2007 в 20:00   # Ответить 0 +1

    Книги, бумажные, электронные - какая разница? Главное - нкгиа, ее содержание, так что гвоорить о смерти литературы из-за интернета, преждевременно.

  • Марианна Власова Марианна Власова Главный редактор 20 апреля 2008 в 00:29   # Ответить 0 +1
    Кто на самом деле убьет литературу

    Издательство «Эксмо» сделало привычные в книгах сноски, разъясняющие смысл того или иного выражения, платными. В комментариях рождаются идеи подобных услуг в медицине и образовании...
    Между прочим, к окончанию школы большая часть моих неучебных знаний была получена из сносок и примечаний в художественной литературе... Вот так и пойдет народ в Интернет - узнавать, что же в книжке написано...

Посмотреть все комментарии (50)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт