Этот разнообразно талантливый человек придумал и цветомузыкальное пианино — инструмент, позволяющий объединять звук и изображение в духе идей А. Скрябина о синтезе музыки и цвета, называемый также оптографическим пианино.
Он же изобрел и прибор для измерения чистоты драгоценных камней — хромофотометр. И тут же — машину для изготовления и разлива газированных напитков (за это изобретение даже последовало вознаграждение).
А был Владимир Баранов-Россине (1887−194?) замечательным художником, картины которого находятся в крупнейших музеях мира. Тем не менее, в России его имя не слишком известно, биография изучена недостаточно. Даже точной даты смерти нет, по разным источникам — 1942 или 1944 год. Зато известно место гибели — немецкий концлагерь Освенцим (или Аушвиц, как его еще называют)…
Настоящая фамилия этого человека была просто Баранов, зато настоящее имя — Шулим Вольф Лейб. И с последующим написанием фамилии нет полной ясности: значится и Баранов-Россине, и Баранов-Россинэ.
Родился этот замечательно одаренный человек в селе Большая Лепатиха Таврической губернии (сейчас Украина), начал учиться живописи поздно, сначала в Одессе, потом в Санкт-Петербургской Академии художеств (но отчислен за непосещение занятий сразу после первого курса).
Как многие художники этой страшной переломной эпохи, Баранов-Россине скитался по миру, деля свою жизнь между Россией, Норвегией, Парижем. Он и числится во всех энциклопедиях как французско-русский художник.
Первый раз он уехал в Париж в 1910 году, жил на Монмартре, в знаменитом парижском доме художников «Улье», дружил с Шагалом, Штеренбергом, Архипенко, Модильяни. Там он и выбрал себе творческий псевдоним — Даниэль Россинэ. Об этом псевдониме тоже идут споры: произошел ли он от коня Россинанта (как символа движения вперед), то ли все же в память о родине.
Гийом Апполинер называл его французским футуристом. Встречался Баранов-Россине и с другими представителями русского авангарда: Гончаровой, Бурлюком, Ларионовым. На всю жизнь сохранил крепкую дружбу с супругами Делоне.
В 1915 году художник совершил большую поездку по Скандинавии. Там он увлекся идеями математика Мебиуса, стараясь воплотить принцип «ленты Мебиуса» в живописи. В Норвегии он уже оставляет себе и двойную фамилию.
Увлеченный идеями революции, Баранов-Россине возвращается в Россию в 1917 году. Стал профессором Вхутемаса, работал в Большом театре и у Мейерхольда. Он даже оформлял Петроград к первой октябрьской годовщине, писал революционные панно.
Давал также много концертов с оптографическим пианино, которое сам сконструировал. Каждая клавиша клавира соответствовала не только определенному звуку, но и цвету (проходящий через оптические фильтры свет проецировался на экран). Инструмент был разрушен, но впоследствии восстановлен старшим сыном, и сейчас хранится в Парижском Национальном музее современного искусства. На этот инструмент существует сразу два патента: и в России, и во Франции.
В 1922 году Баранов-Россине, вместе с семьей, вновь оказался в Париже, где уже постоянно жил до момента своего ареста и заключения в концлагерь. Работал, был одним из создателей движущейся скульптуры (мобилей), перебивался и случайными заработками, не связанными с изобразительным искусством.
Информации о последних месяцах, уже после того, как его забрали в гестапо, нет. Известен только лагерь, где и погиб художник и изобретатель Владимир Давидович Баранов-Россине. Правда, и здесь возможны разночтения: в книге «Художники русской эмиграции» известного искусствоведа А. Толстого Владимир Баранов-Россине значится как участник французского Сопротивления, а местом гибели называется концлагерь в Компьене, Франция.
Принципы художественного авангарда начала XX века, которые многим кажутся высосанными из пальца, в действительности могут быть глубоким проникновением художника в суть вещей. Как видим, все его изобретения имеют практическое применение по сию пору.
А может быть, это просто свойство определенного видения мира. И творить можно не только на холсте…
А самое главное, что имя Владимира Баранова-Россине не забыто и в России. Состоялось уже несколько персональных выставок художника, в том числе, и в Русском музее, и в Третьяковской галерее.
А уж с одним из его «произведений» — пятнистым камуфляжем — сталкивался каждый из нас. Хорошо это или плохо, но это самое известное «произведение» художника, чьи картины на аукционах сейчас бьют все рекорды по стоимости.
Оценка статьи: 5
0 Ответить