Такая информация нужна не для праздного любопытства: знать о надвигающейся проблеме лучше заранее, ведь чем раньше начаты коррекция и лечение — тем больше шансов исправить ситуацию в пределах возможного.
Наиболее распространенное нарушение у современных детей — это так называемый гипердинамический синдром, или «синдром дефицита внимания». Под этим термином подразумевается не недостаток внимания к ребенку со стороны взрослых, а недостаток способности самого ребенка на чем-либо сконцентрироваться. Этот синдром выявляют у 5−10% детей, причем преимущественно — у мальчиков. Проявления гипердинамического синдрома начинаются лет с 1,5 и «затухают» примерно к 15 годам, а «расцвет» его приходится на возраст от 4 до 8 лет.
Гипердинамичные, или, как их обычно называют, гиперактивные дети — это прямая противоположность аутистам: они чрезвычайно общительны и впечатлительны, беспокойны, неусидчивы, импульсивны, эмоциональны. Но все эмоции и впечатления их неглубоки и мимолетны («в одно ухо влетело — в другое вылетело»), они ни на чем не способны сконцентрироваться дольше нескольких минут, у них нет устойчивых интересов, они не способны целенаправленно чего-либо достигать. Причины всех этих «безобразий» — в небольших органических поражениях головного мозга в результате нарушений, возникших в ходе беременности или в процессе родов, наследственной предрасположенности либо травмы, полученной в раннем возрасте.
Главные проблемы у таких детей начинаются в школе (хотя уже и в детском саду они обычно «собирают» все замечания воспитателей). Гиперактивный ребенок так же мучается со школой, как и школа — с ним, поскольку у него в дефиците именно те качества, которые в первую очередь требуются от ученика: внимание, усидчивость, умение работать самостоятельно и планировать свое время и действия — все это его больные места.
Кроме того, у таких детей нарушена эмоциональная сфера: они агрессивны и вспыльчивы, что еще более, чем невнимательность, затрудняет их адаптацию в школе. Причем их агрессия — словно тоже «ненастоящая»: они загораются, как спички, от ничтожнейшего повода и в гневе совершенно не контролируют себя и силу своих действий, поэтому порой кажутся бессмысленно жестокими и «испорченными». Однако это — всего лишь вспышки: ничего дурного они обычно заранее не планируют, через 5 минут после драки они уже и не помнят, что же произошло, могут предложить избитому ими ребенку продолжить игру и никак не поймут, почему их все избегают и сторонятся. Такой ребенок постоянно получает замечания за вечные драки и конфликты, и при этом он на самом деле не злой, очень любит общаться, тянется к детям (которые, понятно, не всегда рады его обществу — что только усугубляет ситуацию).
Еще одна причина школьных проблем — трудности в обучении письму и чтению: все нарушения, которые только могут быть связаны с этими процессами, обычно выпадают на их долю. Пишут они слишком крупными буквами, почерк их ужасен, тетрадки — самые грязные и мятые в классе (равно как и их одежда), личные вещи вечно теряются.
Понятно, что именно эти дети, как магнитом, притягивают к себе все замечания, укоризненные взгляды и неприязненное отношение как со стороны сверстников, так и со стороны педагогов. Поэтому — внимание, родители: главное, что вы можете сделать для своего ребенка — это запастись безграничным терпением и дать ему понять, что вы его любите таким, какой он есть, что вы не объединились против него со всем миром, что семья — то место, где он в любом случае найдет понимание. Потому что «упустить» такого ребенка — проще простого: ему так часто и так много окружающие говорят о том, какой он «плохой», что очень быстро он и сам начинает в это верить и вести себя соответственно.
Изгнанный из всех «приличных» компаний, он «летит туда, где принимают» — во двор, к таким же изгоям, как и он сам. А поскольку, как мы помним, планировать свои действия они не способны, зато легко впадают в гнев и не контролируют свои поступки, то очень быстро влипают в неприятности и пополняют ряды малолетних правонарушителей.
Итак, любите их такими, как они есть, ведь это ваши родные дети. Они не плохи и не испорченны — просто они требуют особого внимания: очень нуждаются в искреннем принятии, а еще — в обилии физической активности (все виды спорта, требующие максимума отдачи сил — это для них), чтобы выплеснуть в «правильное» русло свое обилие энергии. Также этим детям необходимо, чтобы их направляли, структурировали их время, учили планировать свои действия. Неплохим вариантом будет, как ни странно, собака (если только родители проявят твердость и не возьмут на себя заботы по ее воспитанию): необходимость кормить и выгуливать своего друга в строго определенное время (а иначе собака взбунтуется!) даст возможность ребенку развить то, чего ему не достает.
Последнее нарушение — так называемый синдром бродяжничества. Помимо социальных причин, есть немало психологических «сбоев», приводящих к ситуации, когда ребенок систематически уходит из дома, путешествует в течение довольно длительного времени, либо просто «гуляет» по улицам. Пик охоты к перемене мест приходится на возраст от 7 до 15 лет, причем с мальчиками это случается значительно чаще, чем с девочками.
Существует несколько «сценариев» склонности к бродяжничеству:
— это может быть тяга к новым впечатлениям, потребность в притоке постоянно меняющейся информации, своеобразное ощущение, когда «стены давят», и ребенок не может долго оставаться на одном месте — это патологическое состояние называют дромоманией;
— возможна жажда приключений, «экшена», «настоящей жизни», причем дети нередко долго и тщательно (в их понимании) готовятся к таким путешествиям;
— наконец, дети могут покидать дом по причине того, что там им элементарно плохо: с ними жестоко обращаются либо не замечают совсем, и уйти — единственный способ избежать невыносимой более обстановки, или же сделать хоть что-то, чтобы ребенка (ну хотя бы его отсутствие) наконец заметили.
Уходы могут быть как кратковременными, так и длительными, как разовыми и нечастыми — так и привычными. Появляются определенные стереотипы и традиции: любимые места и маршруты «путешествий». В случае, если человек все же благополучно перерастает такой период, тяга к приключениям и перемене мест остается с ним навсегда: он любит походы и путешествия, предпочитает работу, связанную с командировками.
Причинами таких состояний в детстве могут быть серьезные нарушения (психопатии, шизофрении), органические патологии (олигофрении, эпилепсии), поэтому к таким детям нужно быть особенно внимательными. Однако бродяжничество может быть спровоцировано и у совершенно здорового ребенка — нездоровой атмосферой в семье.
Итак, как видим, уже в детском возрасте мы можем заметить истоки многих проблем, которые без достаточного внимания могут обернуться серьезными неприятностями в будущем.
Однако хочется вновь, как и в предыдущем материале (это очень важно, поэтому — повторюсь), посоветовать мамам и папам не впадать в паранойю и не выискивать у своего ребенка все то, о чем они прочтут в этой статье: диагнозы никогда не ставятся на основании найденных в Интернете материалов. И, конечно же, найдя совпадения в одном-двух признаках, рано бить тревогу: любой диагноз — это совокупность симптомов, а не «что-то похожее».
Однако если у вас имеются сомнения и тревожных моментов довольно много, чем раньше вы проконсультируетесь со специалистами — тем больше вы сможете помочь и своему ребенку, и себе самим.
Наталья Проценко,
Мы имеем в полной мере такого мальчика 6-ти лет. Мы его любим до безумия! Но иногда кажется, что сами становимся психами-не выдерживают нервы. Страшно, как там будет в школе, поэтому решили отдать в частную школу, там все-таки психологически более комфортно для всех психотипов. Толи еще будет!Ой-ей-ей!
Вот только относительно физических нагрузок, у нас спор: ребенок заводится и не в состоянии остановиться самостоятельно.
Я настаиваю на спокойных занятиях-шахматы, игры сидячие,рисовать... А все утверждают, что надо подвижные игры, что-бы "перебесился"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мне статья очень понравилась, другой вопрос: столько всего говорится о таких детях, не знаешь чему верить, а обратишься за советом к специалисту, так ребенка бедного затаскают по врачам и замучают обследованиями, как правило, платными.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ася Домарецкая, с одной стороны лучше перебдеть, чем недобдеть. Но сдругой стороны, "развод" родителей больных детей на деньги имеет место - и , увы, очень распространен - не все врачи добросовестны.
0 Ответить
Интересно и несомненно полезно. Ставлю 5.
Раньше всё это можно было найти только в специальной литературе. Сейчас такую инфу можно найти в любом женском журнале или в интернете, но журналы выписывают не все, а на сайты заходят в основном по нужде.
Конечно надо статьи такого рода размещать на таких посещаемых ресурсах как этот, что бы как можно больше людей могли об этом узнать и вовремя обратиться к врачам или посетить специальный сайт для получения большей информации.
0 Ответить
А конкретное что-то посоветуете? Я давно уже вырос, а меня и по сей день отовсюду гонят поганой метлой и ссаными тряпками.
0 Ответить
Денис Леонтьев, а чем аргументируют? За что конкретно?
0 Ответить
А просто выражают ко мне свою ненависть, и говорят, что я вызываю в них отвращение и они хотели бы засадить меня навеки куда подальше или вовсе пристрелить, как бешеную собаку. А я ведь хочу общения, положительных эмоций. Я им часами объясняю, что понятие "неполоноценности" давно уже отменили, что самый кошмарный маньяк может получать удовольствие от чашки кофе с пирожным и даже полные идиоты реагируют на ласку и тянутся к ней, а мне отвечают одно - что таких, как я, надо утилизовать, потому что никто с нами возиться не станет.
0 Ответить
Денис Леонтьев, а кто это делает? Родители? Друзья? Близкие? Сослуживцы? Просто все окружающие?
0 Ответить
Да меня просто не принимает общество. С детства. Отовсюду гонят, или выдавливают из своей компании. Бывало, что присяду рядом, а на меня хором шипят "Пошёл отсюда!" или сразу все встают и уходят.
0 Ответить