В двух предыдущих статьях мы говорили о синдроме детской невропатии, аутизме, гипердинамическом синдроме (детской гиперактивности) и так называемом «синдроме бродяжничества».
Последнее нарушение, заслуживающее повышенного родительского внимания — это разнообразные страхи, которые также могут быть признаками психического нездоровья.
Так, навязчивые страхи или фобии развиваются при неврозах (а изредка — при шизофрении). Это — непроизвольные, неподконтрольные ребенку состояния ужаса. Наиболее типичные фобии — это боязнь заражения каким-либо заболеванием, страх смерти, страх открытых или закрытых пространств, публичных выступлений. Как правило, они связаны с конкретной психотравмирующей ситуацией, с которой всё и началось. Ребенок понимает это, осознает ненормальность ситуации, но ничего не может с этим поделать.
Так называемые сверхценные страхи — это боязнь темноты, привидений, определенных предметов, собак или других животных и насекомых, сказочных персонажей. Ребенок, в противоположность фобиям, убежден в обоснованности своих страхов (потому их и называют «сверхценными») и не видит в них ничего необычного, он легко объясняет причины: привидение может утащить в свой мир, поэтому его надо бояться, а пауки «кусают ядовитыми зубами»…
У многих совершенно нормальных детей бывают такие страхи, однако насторожить должен не сам факт их наличия, а чрезмерная их выраженность, интенсивность или слишком большое их количество, когда ребенок одновременно боится и того, и другого, и пятого-десятого… Появляются такие страхи обычно при невротических расстройствах, и причина их, как правило, в характере семейных взаимоотношений.
Бредовые страхи отличаются переживанием скрытой угрозы, сопровождаются постоянной тревогой, настороженностью, боязливостью и, в отличие от фобий, возникают словно «на ровном месте», то есть без наличия конкретной психотравмирующей ситуации. Такие страхи опасны тем, что практически не поддаются коррекции и нередко являются признаком серьезных психических расстройств, в первую очередь — шизофрении. К этой группе относятся бред преследования, отравления, нападения механизмов и некоторые другие «мании преследования».
Несколько напоминают эти состояния так называемые панические атаки — чрезвычайно интенсивные страхи неопределенной угрозы жизни длительностью до нескольких часов. В отличие от бредовых страхов, человек не может четко объяснить, чего же он боится — но страшно ему безумно. А в отличие от фобий, невозможно выделить и «точку отсчета» таких состояний — конкретную ситуацию, которая могла бы их спровоцировать. Это происходит как при расстройствах мозговой деятельности, так и при некоторых органических заболеваниях. В любом случае с этим также обязательно необходимо обращаться к специалистам.
Ночные страхи — это большая группа разнообразных состояний страха, общими признаками которых является то, что они возникают во время сна. Ночными страхами страдает 2−3% детей, причем мальчики — вдвое чаще, чем девочки. Во время ночного сна ребенок становится беспокойным, кричит, плачет, произносит что-то такое, что свидетельствует о страшном сновидении. Часто ребенок зовет маму, но словно не узнает ее, а утром обычно не помнит о том, что с ним случилось ночью и что же его так напугало.
Такие страхи могут преследовать малыша каждую ночь, но могут появляться периодами, когда полоса затишья вновь сменяется беспокойными ночами. Все это может быть спровоцировано стрессом или страхом, пережитым наяву — психотравмирующей ситуацией. Однако может быть связано и с наличием неврозов или некоторых нарушений в развитии головного мозга — так называемой минимальной мозговой дисфункцией.
Что же делать родителям, столкнувшимися с проблемой детских страхов, описанных выше?
Главное, не ставить ребенку диагноз самостоятельно и не записывать его в «ненормальные». Однако если тревожных признаков слишком много — не ждите, что все рассосется само: в случае, когда решается вопрос о детском здоровье, чем раньше вы примете меры, тем лучше. Со своими опасениями необходимо обязательно обратиться к специалисту — и только к нему. Причем после тщательного обследования и наблюдения, а порой и консультаций с коллегами, ему решать, что же происходит с вашим ребенком и каков прогноз ситуации.
Если же опасения подтвердились — не опускайте рук и верьте в своего ребенка. В конце концов, он любит вас и рассчитывает на вашу любовь в ответ, а еще на то, что вы примете и поддержите его — любого.
Ах, какие "схватки боевые" гремели на ШЖ 10 лет назад... Но - иных уж нет, а те - далече. Надорвались прометеисты и цивилизаторы.