Он был очень плодовитым художником: по приблизительным подсчётам им написано около шести тысяч картин за шестьдесят лет, и эти работы находятся во многих музеях мира, в том числе и в частных коллекциях. Если разделить число написанных им шедевров на количество лет, проведённых за холстом, то получится, что Ренуар рисовал в среднем по сто картин в год, то есть по одной каждые четыре дня!
В умах людей бытует мнение, что мастерство художника, помимо всего остального, зависит от ловкости рук и гибкости пальцев. Если это и правда, то Ренуар — исключение из этого правила. Он тот человек, который опроверг этот стереотип. И доказательством тому служат его картины, а также та любовь к искусству, воля и трудолюбие, с которыми он ежедневно садился к мольберту с кистью в скрюченных от артрита пальцах.
Примерно в 1880 году Ренуар впервые ломает свою правую руку. Вместо того чтобы расстроиться и горевать по этому поводу, он берёт кисть в левую, и через некоторое время ни у кого не возникает сомнения, что Ренуар может писать шедевры обеими руками.
Второй раз он ломает ту же правую руку уже в 1897 году при падении с велосипеда. Кости опять срастаются, но через некоторое время в правой руке появляются нестерпимые боли, которые служат первым сигналом к развитию подострой формы ревматизма, или артриту. Ренуар не придаёт значения болям в руке до тех пор, пока зимой 1898 года у него разыгрался такой сильный приступ ревматизма, при котором его правая рука потеряла свою подвижность, и он вынужден был оставить работу.
Он проходит различные курсы лечения, но боли в конечностях не оставляют его. Врачи прописывают ему «солнце и воды», и в 1899 году художник перебирается на юг, где останавливается в местечке Кань-сюр-Мер на побережье Средиземного моря.
Ревматизм продолжает прогрессировать. Временами страдания становятся невыносимыми; здоровье постепенно ухудшается, но Ренуар продолжает рисовать. После 1910 года болезнь достигает таких размахов, что у Ренуара отказывают руки и ноги. Ему выписывают инвалидное кресло, и с этих пор он уже не может передвигаться без посторонней помощи.
Художник переносит ряд хирургических операций, которые так и не дали положительных результатов. Он не может ходить. Двое близких людей находятся при нём почти постоянно, усаживают в инвалидное кресло, помогают ему перемещаться.
Руки Ренуара еле двигаются, пальцы скованные артритом, навсегда застыли в одном положении, и напоминают скорее куриные лапки, чем руки. Но он не сдаётся. Сиделка подвозит художника к мольберту, кладёт палитру ему на колени, смешивает краски, в пропорциях которые он называет, затем просовывает кисть между скрюченных пальцев и он творит…
А теперь давайте подумаем, так ли важно мастерство рук для художника? «Самая искусная рука — всего лишь служанка мысли…», — так однажды скажет Ренуар. — «…В искусстве необходимо еще нечто, секрет, чего не откроет никакой профессор… тонкость, очарование…, а это надо иметь в самом себе».
Валерий Сухарев, интересная статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Для настоящего мастера болезни не помеха.
5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за интересную статью, Валерий!
Удивительная история. Всегда восхищаюсь теми людьми, которые продолжают творить, несмотря на серьезные трудности!
А творчество Ренуара- одно из самых любимых мной!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валерий, статья интересная. 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить