Но самое красивое здание города — это кафедральный собор, выросший из небольшой церквушки, построенной над мощами святого и превратившейся в великолепное сооружение, которое приводит в благоговейный трепет людей по всему миру.
К 711 году лишь в северо-западной части Пиренейского полуострова оставалось небольшое христианское королевство Астурия. Все остальное пространство было уже завоевано арабами. Для потомков вестготов, живших в Астурии, получить мощи Святого Иакова значило укрепить свою веру, убедиться в том, что Бог не забыл о них. Чудесную весть разнес по христианскому миру Римский папа Лев III.
В начале IX века, по приказу епископа Теомидоро и астурийского короля Альфонсо II, над могилой ученика Христова была возведена небольшая базилика. Но в 997 году Кордовский халифат (исламское государство, угрожавшее свободе оставшихся христиан) полностью разрушил церковь по приказу халифа Альмансора. Тот, правда, не допустил осквернения праха Святого Иакова. Через три года христиане предприняли попытку восстановить уничтоженное здание. Однако только через 80 лет епископ Диего Пелаза вернул церкви былую пышность и изящество.
В X веке особую популярность обрела философия эсхатологии — учение о конце света, который должен был настать вместе с началом нового тысячелетия. Это веяние подтолкнуло пилигримов к паломничеству в Сантьяго-де-Компостела, чтобы преклонить колени перед саркофагом апостола и очиститься от грехов, дабы не бояться Страшного Суда.
Настало новое тысячелетие, мир по-прежнему существовал, слухи о конце света постепенно сокращались. Но паломники не только продолжали посещать останки Святого Иакова, их становилось все больше! По этой причине в 1070-е годы было принято решение о строительстве большого собора на месте базилики. Строительство, которым руководил архитектор Бернар, началось в 1078 году на деньги самих паломников. Первый этап строительства был окончен в 1211 году.
В начале XII века архиепископ Диего Гелфресо сделал город для паломников обязательным местом посещения. К тому времени (1168−1288) испанцем Матео был выстроен легендарный Портик Славы, состоящий из трех монументальных арок, через который посетители и попадают внутрь собора.
Поскольку первоначально собор строился по проекту самих пилигримов, внутри он сделан так, что все пути и переходы ведут к изображению Христа во Славе, окруженного святыми и ангелами. Изображение это находится в углублении центральной, самой большой, арки. На столбах рядом изображены статуи апостолов и пророков. На центральном столбе — силуэт Святого Иакова, а у его ног изображен смиренный создатель — мастер Матео. В часовне хранится золотое распятие, содержащие часть Истинного Креста. Но самое главное сокровище — это мощи Святого Иакова, находящиеся рядом с его статуей.
Несмотря на то, что в XVII и XVIII веках здание перестраивалось в барочном стиле, внутри оно сохранилось неизменным с XIII века. В XVIII веке архитектор Антонио Горой придал фасаду собора барочный стиль. Внутри собор оформлен в классицизме, а, поднявшись вверх по лестнице, украшенной статуями Давида и Соломона, к порталу Славы, вы окунетесь в романский стиль. «Апокалипсическая победа Судного дня» — произведение искусства все того же Матео — являет собой образец испанской готики.
Татьяна, спасибо. Хочется верить, что ваша статья сподвигнет меня в этом году на посещение Сантьяго- де- Компостелла. А то практически все стадии пути пройдены по отдельности, а вот сам Сантьяго "не охвачен". Надо сказать, что и в Рокамадуре, и в Сент-Иньи, и в Монсеррате такое охватывает потрясающее чувство - намоленности этих мест, что ли... А уж в Сантьяго- де- Компостелла, как в финале пути - наверное, совсем уж благостно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна, 5! История всегда привлекает.
Оценка статьи: 5
0 Ответить