Есть только одна возможность стать мировой величиной в дизайне, не имея высокопоставленных протеже, которую на 100% использовал пират от дизайна Ора-Ито. Молодой француз даже не прошёл, а промчался по придуманному им же пути, ворвавшись в мир моды и дизайна со скандалами и под многочисленными угрозами судебного разбирательства.
Можно ли повторить путь дизайнера, не прослыв плагиатором? Вряд ли. Один человек попытался и тут же заимел большие проблемы с законом. Защищаясь в суде, он упирает на то, что Ора-Ито сделал то же самое, и ему это сошло с рук. Обвинители упрямо повторяют: «Одно дело Ора-Ито, а совсем другое ты». Поэтому лучше не рисковать, а просто послушать историю о том, как и почему сбываются мечты. Дизайнерами вы может и не станете, но ближе к исполнению своего желания точно приблизитесь! Ведь путь Ора-Ито — он «из грязи в князи», восхождение к вершинам, да что примечательно — без денежных вложений, связей и рекламных пиар-компаний.
Его настоящее имя — Ито Морабито, он родом из портового Марселя. Хакер, шутник, дизайнер, ребёнок, ди-джей, провокатор, мечтатель. Своё прозвище, составленное из настоящего имени и фамилии, он выдумал гораздо раньше, чем стал всемирно известным: в молодые годы под таким никнеймом он был известен в кругах компьютерных хакеров. Ходят слухи, что он пытался взломать сайт Пентагона и написать там неприличное слово. Но хакерство не было единственным его увлечением: с детства французский «взломщик имиджей» мечтал стать архитектором, дизайнером или художником.
Тяга к дизайнерскому искусству передалась Ито по наследству. Дед дизайнера, Ив Байард, был архитектором: одним из его самых известных проектов является Музей модерна и современного искусства в Ницце. Паскаль Морабито, отец Ито, известный дизайнер и ювелир, владел магазином в Париже, где продавал эксклюзивные вещи, предметы роскоши собственного производства.
Но дизайном Ито Морабито захотел заниматься, как он сам говорит, всё-таки не благодаря родственникам, а благодаря Фрэнку Ллойду Райту — американскому архитектору-новатору. Захотел заниматься и после общеобразовательной поступил в школу промышленного дизайна, откуда его выгнали всего через год обучения. Но это совсем не означало, что у Ора-Ито не было дизайнерского таланта, просто он никогда не любил учиться. Опять же, зачем было изучать чужие проекты, когда можно было создавать свои.
Всё началось с того, что в 1997 году он создал виртуальные дизайны продуктов мировых брендов, которые датировал 2010 годом. Как он это делал? Говорит, что представлял себя арт-директором больших корпораций и начинал творить. Пират хотел привлечь к себе внимание, хотел провокации. А поэтому своими жертвами француз выбрал наиболее популярные и известные в мире бренды. «В молодости я был очарован аурой брендов, их историей, легендами. В начале бренда всегда стоит Личность, у которой есть мечта».
Используя логотипы, визуальный образ и фирменный стиль так любимых им больших компаний, Ора-Ито создавал виртуальные товары под всемирно известными лейблами, а потом выставлял их в Интернете на «продажу». Камуфляжный ноутбук Apple, рюкзак Louis Vuitton, зажигалка BIC, туфли Roger Vivier, сандалии с логотипом Yves Saint Laurent: продуктов не существовало в природе, а в Интернете покупатели выстроились в длинные очереди за приглянувшимися концептуальными товарами.
Компании, на которые посыпались заказы на товары, коих они в глаза не видели, а их дизайнерам и в голову такие идеи не приходили, пришли в бешенство. Посыпались и заявления в суды. Ито моментально прозвали «взломщиком брендов», а то, что он делал с известными брендами, разрывая понятие об их целостности, назвали первым в истории «бренд-хакингом». Тогда же француз создал утопический проект Парижа 2010 года: весь город у него предстал раскупленным крупными корпорациями. В пиратском азарте посмеялся Морабито и над Gucci, создав виртуальный дом известной марки, в котором абсолютно все предметы обихода были вставлены под лейблом Gucci.
Возможно, не будь Морабито французом, то за ним, действительно, пришли бы люди в форме из полиции. Но в известной вольными нравами Франции до того, как до дизайнера добрались власти, с ним связался Лувр. И это правда: известный на весь мир музей предложил неизвестному никому Ора-Ито выставить свои работы в галерее современного искусства: «Это стало для меня своего рода официальным разрешением на пиратство».
Парень согласился, сделав свой первый шаг к мировой популярности. Выставка произвела фурор, все претензии мировых брендов отпали сами собой — одно дело судиться с 21-летним марсельским подростком Ито Морабито, и совсем другое — с новой звездой дизайна Ора-Ито.
Никита Шубников, спасибо. Ничего не знала об Ора-Ито. Просветили. Пойду искать иллюстрации.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я и мой товарищ, который сейчас стал довольно известным архитектором и художником, в детстве ещё баловались подобными проектами, даже придумали собственные торговые марки - он своюи я свою, но и мировые бренды не стеснялись на свои творения налеплять. А ещё подростками мы сами разрисовывали обложки для кассет, которые записывали, так один парнишка с нашего квартала написал на своей кассете Shusha Records (у него было прозвище Шуша) и "Запись сделана на оборудовании фирмы SONY" (имелся в виду его двухкассетник).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно А какие продукты вы делали под своими торговыми марками? Или просто абстрактно придумывали бренды?
0 Ответить
Всяческие. Бытовую технику, спортинвентарь, инструмент для механиков гоночных команд и спасателей, лёгкие индивидуальные транспортные средства...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Никита, спасибо за интересную статью об Ора-Ито!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Пожалуйста! Рад, что Вас заинтересовало!
0 Ответить