После смерти супруги, Ларисы Алексеевны, с которой Парфенов прожил 47 лет, его мечтой стало попасть в пансионат для престарелых при Доме актера. Именно туда со временем переселились некоторые его коллеги и практически ровесники.
Но проявились особые обстоятельства — взамен на проживание в пансионате требовалось отдать квартиру в пользу государства. Парфенов так и собирался сделать, но выяснилось, что его супруга втайне от мужа прописала в квартире на ул. Гарибальди свою внучку (совместных детей у супругов не было). В результате Николаю Ивановичу отказали.
Сначала сын бравого капитана, потом — кулачки
Нет, родственники жены время от времени заглядывали на квартиру к старику, но только лишь затем, чтобы вывезти что-нибудь из более-менее ценных вещей. Так постепенно исчезли телевизор и практически вся мебель. Оставили Николаю Ивановичу только старый провалившийся диван, на котором он спал…
В это трудно поверить, но еще за шесть лет до описываемых событий Парфенов сыграл свою последнюю значительную роль в кино. Это была известная комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди» — лебединая песня знаменитого режиссера Леонида Гайдая.
На роль полковника Петренко Леонид Иович пригласил «короля эпизода» Николая Парфенова. И хотя этот фильм считается артистическим шоу Дмитрия Харатьяна, его старший товарищ, которому в то время, кстати, уже исполнилось 80 лет, тоже запомнился. Во всяком случае, капитан госбезобасности пуще огня боится своего шефа, полковника Петренко.
К сожалению, уже на следующий год Леонида Гайдая не стало. А Парфенов отказывал всем другим режиссерам, поясняя это тем, что теперь ему осталось сыграть только роль генерала. В этой шутке была доля истины — ведь первой ролью в кино для Николая Ивановича стал солдат Горбунов в фильме «Сын полка». Таким образом, за свою почти 50-летнюю карьеру в кино он мог дослужиться от рядового до генерала…
Николай родился 26 июля 1912 года в селе Сергеевы Горки Владимирской губернии, в дружной и вполне обеспеченной семье. Отец ходил по Волге в должности помощника капитана, мать растила шестерых детей.
Сразу после революции отец неожиданно скончался, и семья сполна узнала, что такое жить впроголодь. Но постепенно хозяйство наладили, казалось, самое страшное уже позади. Однако в 30-е годы односельчане постановили на сельском сходе — признать Парфеновых кулаками и выселить. В результате мать отправили на торфозаготовки, а дети разъехались…
Из арматурщика в артисты
Николай с братом Борисом устроились арматурщиками на завод «Серп и молот», сестры учились. Мария и Антонина окончили МГУ, Борис — пединститут имени Крупской, Евдокия стала историком, и только Анна решила посвятить себе семье и воспитанию детей.
А вот Николая манил театр. С первой же попытки ему удалось поступить в театральную студию при театре Моссовета, и в 1935 году его приняли в труппу этого театра. Забегая вперед, можно сказать, что Николай Иванович прослужил в театре почти 60 лет…
Еще до выпуска из студии Парфенов женился. Его избранницей стала актриса Ольга Васильева, но этот брак, несмотря на рождение дочери Ирины, довольно быстро распался и принес молодому папе больше разочарования, чем радости. Он вообще стал избегать женского общества, но любил повторять, что его спутницей теперь навсегда стала профессия.
А постигал ее молодой актер не только с помощью мастеров сцены, таких как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Николай Мордвинов (с ними он играл в одних спектаклях), но и на практике. С этой целью в свободное от репетиций и спектаклей время он часто пропадал на Черемушкинском рынке, недалеко от которого жил. Часами бродя по торговым рядам, он присматривался к людям, к их поведению, жестам, мимике. Это была неплохая школа…
Его героя можно было встретить повсюду
Конечно, расцвет его актерского искусства в кино пришелся на 60−80-е годы, когда Парфенов был нарасхват у режиссеров. Не так давно я пересмотрел фильм «Тридцать три», где Николай Иванович играл роль дотошного завистника, постоянно вставлявшего палки в колеса главному герою в исполнении Евгения Леонова. И поймал себя на мысли, что для тех времен Парфенов изображал маленьких, но подленьких людей лучше всех.
Но ведь помимо бюрократов и чинуш он был органично естественен в роли кондукторов, председателей профкомов, месткомов, да и просто соседей, которые готовы по первому зову бороться с малейшей несправедливостью. Есть такое понятие, как бытовой актер. В этом плане Парфенов был не превзойден…
Вспомним наиболее яркие его роли. Прокурор из комедии «Берегись автомобиля», Сухов из комедии «Семь стариков и одна девушка», председатель месткома из комедии «Афоня», Трошкин из комедии «По семейным обстоятельствам», Трофимов из комедии «Не ходите, девки, замуж».
Всего у Парфенова было порядка 150 ролей в различных фильмах, большей частью эпизодических, но надо отдать ему должное: любое его появление на экране вызывало добрую улыбку…
Отдавая другим, не забывать про себя?
Почему же актер умер в нищете? Скорее всего, виной тому обесценившиеся вклады в советских банках, когда произошла смена экономической формации. Возможно, львиная часть вкладов «сгорела». Но немаловажную роль в таком трагическом исходе сыграл и любимый театр, которому актер прослужил более полувека, но который перестал интересоваться судьбой народного любимца почти сразу после того, как тот ушел со сцены. Времена были трудные, но разве это оправдание?!
Многие, наверное, воскликнут: «Такое возможно только у нас, на Западе это исключено!» С этим нетрудно поспорить, достаточно вспомнить судьбу Поля Мориа и ряда других кумиров. Скорее всего, дело тут не в системе. Наверное, многое зависит от того, насколько правильно человек сумел распорядиться не только собственным талантом, но и собственным временем и вниманием. Можно быть кумиром многих людей одновременно, но при этом нельзя забывать и о себе, о родных и близких. И сделать все, чтобы в глубокой старости никакие «молодые львы» не вынесли все из квартиры…
А вот как это сделать? Гамлетовский вопрос…
Николай Иванович умер на руках у своей родной сестры Антонины. В театре Моссовета об этой смерти так никто и не узнал. После того как тело было кремировано, Антонина Ивановна еще несколько месяцев хранила урну с прахом брата у себя, надеясь, что кто-то из артистов захочет попрощаться со своим коллегой. Так и не дождалась. А потому похоронила брата в семейной могиле на Химкинском кладбище. Где и сама упокоилась семь лет спустя.
Ни малейшего указания о том, что там покоится заслуженный артист России, нет. На скромном обелиске только надпись: Парфеновы.
А может, так и надо? Ведь он играл обычных, «бытовых» людей…
Статья вызвала двойственные чувства. Безусловное сочувствие и сожаление.
Но с другой стороны. Если в нищете и одиночестве умирает актер , это ужас ужасный. А если никому не известный старик, возможно в прошлом замечательный учитель, талантливый инженер или просто хороший человек, то это вообще не повод для разговора.
Объяснить, хотя бы самому себе, почему так получилось, что в последние годы рядом оказались чужие люди, а не родная дочь, ее дети, мог бы сам актер. Наверное, и объяснил.
Как говорится, если бы молодость знала, если бы старость могла. Но время вспять не повернешь.
А для остальных это все лишь повод. Для одних писать статьи о нищете престарелых артистов. Для других прочитать и возмутиться на минуточку, какой ужас! И назавтра зыбыть.
Это жизнь...
0 Ответить
Жизнь - штука вообще... и жестокая и справедливая.
Кто-то жил на всю катушку, а кто-то был попроще - полюбил, женился, завел детишек, кутить перестал, работал.
А потом свободный индивидуум в старости вдруг видит, что он остался один.
А рядом - вот же несправедливость - у домоседа и дети и внуки и вообще - покоя нет от гомона вокруг...
Хотя, бывает и по-другому.
Как бишь там Сальери загнул, прежде чем яду приятелю налить? -- Все говорят, нет правды на Земле. Но правды нет и выше!
0 Ответить
2009 год.
Это было недавно, это было давно...
Статья об артисте, а не о том, "почему", на тему "почему" всего одна фраза.
Елена Проклова - одна, живет на даче на Карельском.
Рина Зеленая - оставалась одна, умирала в доме актера, упала на прогулке, встать не могла и кричала что-то вроде "Алло! Тут валяется Рина Зеленая - никому не нужна? Возьмите ее хоть кто-нибудь!"
Семен Фарада умирал один, всеми забытый...
Может быть - дело в образе жизни?
0 Ответить
Срасибо, что вспомнили гениального русского актёра. Его очень не хватает. Как в капле отражался океан человеческих характеров и слабостей. Очень хотелось бы , чтобы сделали фильм из всех его ролей, хотя бы по паре фраз и кадров. Есть что посмотреть и послушать, получить зрительское удовольствие. Светлая память.А вопрос: почему он так умер? Не вопрос! Достойная, долгая жизнь и много труда, скромная семейная жизнь, - такова была его воля!
0 Ответить
Юрий Москаленко, отличная статья! 5 !
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий, очень хорошо написана статья. 5!
Да, не верится,что так могут уходить *звёзды* (( В таком взабвении, как будто его и не было (( Хотя он так хорошо играл,когда он был на сцене или на *голубых экранах*, то верили ему, потому что он мог преподнести и прочувствовать своего героя
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Том статьи уважительный, акценты расставлены правильные.
Играл простаков, но таковым не был... Есть описки, их исправит
редактор. Думаю, талантов России не занимать... Отряд не заметил потери бойца... Это, теперь точно - правило!
Успехов.
0 Ответить
Николай Гольдман, очень заметно его отсутствие! Гений эпизода!!! В капле океан.
0 Ответить
Хорошая статья. 5! Прекрасный актер. Недавно показыли фильм "Дайте жалобную книгу". Как он там великолепен.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Что имеем - не храним, потерявши - плачем!
Вот она - "матушка-Рассея"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Евгеньевич Бершадский, а при чём тут матушка-Россия? Это во всем мире такие человеческие судьбы и отношения не редкость! Он нежаловался, умер на руках родной сёстры - не самая страшная старость и смерть. Достойная жизнь, достойный возраст. Светлая память и успокоение души.
0 Ответить