В картинах художника каждый мазок кисти вбирает в себя эмоции автора. Его картинам свойственно использование несмешанных чистых цветов, заполняющих собой большие пространства, и простые линии. Сарьян стремился изображать лица, предметы как можно более наглядно и четко. Главную смысловую нагрузку в его работах несет цвет: автор множества гениальных работ умел удивительным образом передавать цветом настроение, переживание, оттенки чувств.
Вместе с тем в картинах Сарьяна есть удивительная мелодичность, ритмичность — они, кажется, оживают, и зритель погружается в сказочно красивый мир художника. Так, например, в картине «Персиянка» лицо женщины почти превращается в маску, однако это лишь добавляет ей женственности и загадочности.
Сарьян много путешествовал, ездил на Кавказ. Летом 1902 года художник побывал в Ани, древней столице Армении, где жили когда-то его предки. «В красочных уголках юга, в древней нашей стране я вновь обрёл сказочный мир моего детства», — рассказывал художник. Родная страна стала для него главным источником вдохновения. Лишь с 1917 года он с семьей, наконец, поселится в Армении и нарисует «Пестрый пейзаж», «Ереван», «Гора Арагац летом» и многие другие картины.
Сарьян пережил две мировые войны и геноцид 1915 года. Узнав о том, что происходит на родине, он бросил все и поехал в Армению. Наблюдая то, как умирают люди, и осознавая свою беспомощность, Сарьян оказался на грани сумасшествия. Художника увезли в Тифлис с признаками глубоко душевного расстройства. Увиденное надолго лишило его возможности работать.
Первое, что нарисовал Сарьян после выздоровления, — букет красных цветов. Природа в его картинах — это продолжение человека, человек — продолжение природы. Человек как бы возрождается в природе, отдает ей свою прожитую жизнь, свои горести и поражения, минуты счастья и радости. Цветы Сарьяна взывают к жизни, к свету. Особенно он любил рисовать полевые цветы.
В своей статье о Сарьяне Шаэн Хачатрян, бывший директор музея имени Сарьяна, повторяет слова художника: «Жизнь, — это остров. Люди выходят из моря, пересекают остров и вновь уходят в море. Познавая природу, мы познаём Бога, восхищаясь ею, возносим хвалу Богу». Он также указывает на то, что, прежде чем приступить к рисунку, Сарьян всегда читал молитву — подобная привычка сохранилась в нем после окончания начальной армянской школы, где его учителем был будущий католикос всех армян Геворг VI.
Интересны картины Мастера, написанные им после посещения Египта и Персии. На его картинах появляются финиковые пальмы, верблюды и восточные женщины. В каждой картине он стремится передать самобытность, сущность жизненного уклада людей.
В 1936, когда написанные художником портреты недавно репрессированных людей сжигали во дворе Государственной картинной галереи, его пригласили в Москву и поручили создать пятнадцатиметровую картину для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Годом позже он был удостоен за неё Гран-при. Видимо, это и спасло его от гонений.
Художник прожил долгую жизнь и умер в 1972 году. В последние годы он создал целую серию рисунков фломастером. Большинство из них — черно-белые рисунки с самыми разными изображениями природы: то это дерево, с которого слетает стая птиц, то гора Арарат, спрятавшаяся в облаках..
Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Люблю Сарьяна: простота и буйство красок. Особенно мне нравятся его пейзажи.
5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Анна, Сарьян везде великолепен. 5! Удспехов!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Почему "цветы Сарьян" а не "Сарьяна"??
Без иллюстраций статья не полная.
0 Ответить
К. Ю. Старохамская,
исправила
Оценка статьи: 5
0 Ответить