На протяжении всей истории человечества в разных культурах имелись различные способы объяснения природы сновидений. Так, существовала теория, считающая источниками сновидения внешние чувственные воздействия: звуки, свет, прикосновения. Отчасти это справедливо: под влиянием света полной луны, яркого уличного фонаря или ласк любимого нам могут сниться причудливые сны. Однако снятся они нам и без всего этого: даже в совершенно темной и тихой комнате спящий человек может видеть сновидения.
Другая теория считала источниками снов внутренние раздражения: неудобная поза, затекшие руки или ноги, удушье. Особенно часто этими причинами объясняли ночные кошмары. В принципе, это так, однако же даже спокойно лежащий в свободной позе человек также от них не гарантирован… Кроме того, в неудобной позе совсем не обязательно снится именно кошмар — бывает, что снится нечто нейтральное, или вообще — ничего.
Существовала также теория, объясняющая сны как повторение впечатлений, полученных человеком в течение дня, предшествующего ли сну или более отдаленного во времени — не суть, главное — сны понимались как повторение впечатлений, полученных во время бодрствования. Тем не менее, зачастую сюжетами наших снов является нечто такое, что никогда прежде нами не было видено наяву и даже более того — о чем мы не читали и не слышали.
Последняя версия объясняла сон как отдых организма. Доля истины в этом есть, однако эксперименты ученых ХХ столетия доказали, что в определенные (так называемые «быстрые», или «парадоксальные») периоды сна — до 4−5 раз за ночь — электрическая активность нашего мозга такая же, как и во время бодрствования, а глазные яблоки движутся, как и днем.
Таким образом, все эти теории являлись не то чтобы несостоятельными, но — неполными, и до появления концепции Фрейда не существовало внятных объяснений происхождения и природы наших снов. Более того, толковать сами сновидения такие теории также не пытались, занимаясь нахождением объяснений только для источников их появления. Для толкования собственно сновидений существовали так называемые сонники — собрания сюжетов с пояснениями, что они могут означать.
Так, восточные сонники подразумевают трактовку предмета сна по созвучию его с другим. К примеру, существует легенда о том, что некоему военачальнику приснился огромный холм, и по созвучию этого слова со словом «победа» визирь предсказал ему победу в сражении — так оно и вышло. Однако кто знает, что в данном случае «сработало»: то ли послание «свыше», транслированное через сон, то ли победный настрой военачальника, вдохновленного предсказанием. Минус такого подхода — чрезвычайно произвольное толкование в зависимости от диалекта, который используется в данной местности.
А вот привычные нам европейские сонники — это сонники символические. Определенный символ имеет определенное значение, и в соответствии с набором «картинок», присутствующих в нашем сне, мы и толкуем общее его значение. К примеру, рыба традиционно снится к беременности, маленькие дети — к хлопотам, монеты — к слезам, ну и так далее. Открыв любой сонник, мы обнаружим там значения любого предмета в изобилии, причем с вариациями (рыба в реке/рыба жареная, монеты/бумажные деньги, девочки/мальчики) и нередко с противоположными значениями этих вариаций.
С одной стороны, в подобных сонниках собрана народная мудрость и опыт веков: ведь и вправду дети приносят хлопоты, а мелкие деньги — лишь слезы. Однако недостатком таких сонников является трактовка отдельных элементов — без возможности связать их воедино, без шанса из мазков создать общую картину: нередко приснившиеся символы означают диаметрально противоположные вещи, и толкование сна становится бессмысленным.
Кроме того, чрезвычайно существенной (и порой — негативной!) особенностью сонников является «самопрограммирование» человека на поражение или победу, на позитив или негатив — и хорошо, если человек в благоприятную для себя сторону истолковал сюжет сна и настроился на благоприятный исход. А если нет?
Теория же Фрейда, развившаяся впоследствии в направление психологии, называемое психоанализом, позволила взглянуть на сон как на состояние, обусловленное самим человеком, его сознанием и подсознанием, взаимодействием образов, населяющих это «ментальное пространство». Сон стал восприниматься не как «отдых» мозга, а как работа — работа подсознания на благо сознания.
Как же именно сознательное и бессознательное взаимодействуют в наших снах? Читайте об этом в следующей статье.
А в Санкт-Петербурге даже есть МУЗЕЙ СНОВИДЕНИЙ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА на Большом проспекте Петроградской стороны, который был открыт к 100-летию выхода в свет книги Фрейда "Толкования сновидений". Но, думаю, даже он не поможет в правильном толковании сновидений. Когда человек молод и здоров, то просыпаясь, он тут же забывает напрочь все что видел во сне.
0 Ответить
Статья отличная... , но сознательно толковать безсознательное?
Точка зрения Рамана Махарши мне нравится больше: "... в глубоком сне все являются джнани (мудрецами), однако, просыпаясь,вследствие неправильного отождествления себя с телом, становятся невеждами."
Оценка статьи: 5
0 Ответить