Анна Ахматова, 27 января 1944 г.
Январь — месяц особенный для ленинградцев. Я не оговорилась, именно для ленинградцев, для тех, кто родился и вырос в Ленинграде, кто сражался с фашистами, чтоб отстоять город, кто пережил все тяготы жесточайшей блокады и дождался светлого часа Победы. Хотя уже много лет город называют Петербургом (а еще чаще кличут Питером), для меня, как и многих людей моего поколения, слова Ленинград и ленинградцы остаются святыми. Да и здесь, в США, далеко не все знают, где это — Санкт-Петербург? У них и свой город с таким именем есть во Флориде. А когда поясняешь, что мы из Ленинграда, даже не очень сведущие в истории и географии американцы уважительно улыбаются и добавляют: «О! Ленинград, блокада!».
27 января исполняется 65 лет со дня снятия блокады Ленинграда, которая длилась 871 день. Хотя обычно округляют и называют цифру 900 дней, но, наверное, это не суть важно, ибо уже перед тем, как сомкнулось блокадное кольцо, 8 сентября 1941 года, город подвергался тяжелейшим бомбежкам и артиллерийским обстрелам. Годом раньше, 18 января 1943 года было прорвано блокадное кольцо, когда после недельных боев на восточной окраине Рабочего поселка № 1 (недалеко от Шлиссельбурга) встретились воины 123-й отдельной стрелковой бригады Ленинградского фронта и 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта. На месте встречи двух фронтов был составлен Акт, который хранится в Центральном архиве Министерства обороны. И в тот же день был освобожден город Шлиссельбург (Петрокрепость). Но потребовался еще целый год непрерывных боев, тысячи жизней, чтобы блокада Великого города закончилась!
В блокадном кольце оказалось 2544 тысячи ленинградцев и 343 тысячи жителей ближайших пригородов, и войска, оборонявшие город. Сколько погибло за время блокады? Точных данных до сих пор нет и, вероятно, вряд ли будут. В документах на Нюрнбергском процессе фигурировала цифра в 650 тысяч умерших (по примерному количеству захороненных на Пискаревском и Серафимовском кладбищах). Однако с первых же дней войны в Ленинград хлынул поток беженцев из западных районов. Сколько их было и все ли они получили продуктовые карточки, не указывает ни одна сводка. Известно, что во время эвакуации из блокадного города по дороге от истощения и болезней умирал каждый четвертый. Разные исследования последних лет позволили назвать цифру в 1 миллион 200 тысяч погибших в блокадном Ленинграде. Когда полностью была снята блокада, в Ленинграде осталось лишь 560 тысяч жителей.
О блокаде Ленинграда написано много книг, поэм и стихов, снято несколько художественных кинофильмов: четырехсерийная эпопея «Блокада» по одноименному роману
Мою ближайшую подругу (и сватью) вывезли вместе с истощенной матерью, братом и сестрой по Дороге жизни. Но в эвакуации мама вскоре умерла, а отец погиб еще в сентябре 1941 г. где-то в районе Пулковских высот. Так что детей смогла вернуть в Ленинград их тетя, и воспитывались они уже в детском доме. У Юрия, мужа моей подруги, мама умерла прямо на работе, осенью 1942 года, она работала на «Красном треугольнике», отец был на фронте. Ее похоронили в братской могиле на Пискаревском кладбище, о чем он узнал только спустя много лет, став взрослым и усиленно занявшись поисками в архивах. Как и у многих блокадных детей — детский дом, пока отец не вернулся, кстати, инвалидом, потом военное музыкальное училище. Еще один однокурсник, старше нас лет на пять (учился, уже отслужив в армии), пережил блокаду, потеряв всех близких, тоже часть детства провел в детском доме. И таких ленинградцев очень и очень много. Хотя за последние 15 лет количество «блокадников» сократилось в три раза — сейчас в Санкт-Петербурге проживают около 300 тысяч блокадников, в других регионах и странах — более 200 тысяч человек.
В памятные дни — Снятия блокады, в День Победы — нескончаемым потоком идут люди на кладбища Ленинграда, самые большие из которых — Пискаревское и Серафимовское. На Серафимовском мне приходилось бывать всего несколько раз, а вот на Пискаревском я бываю ежегодно, иногда и дважды в год, вместе с друзьями. Пискаревское мемориальное кладбище, раскинувшееся на площади в 27 га, самое большое по числу захоронений времен Второй мировой войны, и даже по этому факту занесено в книгу рекордов Гиннесса. Здесь всегда тихо. Только плывут над необъятным полем торжественные звуки музыки, да шелестят на ветру ветви деревьев. Кладбище было открыто перед войной, в 1939 году, рядом с деревней Пискаревкой. С началом блокады оно стало местом массовых захоронений. По усредненным данным в огромных братских могилах покоится около полумиллиона ленинградцев и жителей других городов и сел Советского союза, волею судьбы оказавшихся в этом городе или сражавшихся за его спасение. Несколько лет назад здесь появились памятные гранитные стелы от многих городов, областей и республик бывшего Союза, граждане которых погибли при обороне города на Неве. Перед входом на кладбище на мраморной доске выбита надпись:
«С 4 сентября 1941 года по 22 января 1944 года на город было сброшено 107158 авиабомб, выпущено 148478 снарядов, убито 16744 человек, ранено 33782, умерло от голода 641803»
Как нельзя из истории Ленинграда вычеркнуть горестные блокадные страницы, так невозможно понять, что такое ленинградская блокада, не увидев Пискаревского кладбища, не почувствовав его пронзающей сердце боли. Мемориальный комплекс был открыт 9 мая 1960 года. В его создании принимали участие архитекторы
Памятников, посвященных защитникам города на Неве, очень много, всех не перечислить. В одном Зеленом поясе Славы, протянувшемся на 200 км, созданном в 1965−68 годах вдоль рубежа обороны, на котором в сентябре 1941 года были остановлены войска противника, их около 30. Я чаще всего вижу березовую рощу — 900 берез высаженных, по числу дней блокады, на Рябовском шоссе, идущем к Всеволожску, по Дороге жизни. Роща находится напротив поворота на Ковалевское кладбище, и каждый раз, проезжая мимо, я любуюсь белоствольными березами, и мысленно кланяюсь мужественным ленинградцам.
Будем же всегда с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!
Город-сказка, город-небыль,
город пасмурного неба.
Куполов, дворцов – без счёта.
Коммунальные трущобы.
Над Обводным дым фабричный.
На Дворцовой юный мичман
покупает пепси-колу.
Стайка девочек из школы
в подворотне курит "Слайм".
Город-призрак. Город-спам.
Город-праздник, город-глыба.
Город, вздёрнутый на дыбу.
Бьют копытом кони Клодта.
На мостах – росинки пота.
Исаакий в небе грыжей.
На Фонтанке чижик-пыжик.
Бомж у мусорного бака
делит косточку с собакой.
Пискарёвка. Сердца звон.
Город-песня. Город-стон.
Город славы. Город веры.
Алкаши и инженеры.
Толчея подземных станций.
Двор Гостиный. Иностранцы.
Олигархи Миллионной.
Ржевка. Рыжий кот бездомный.
Золотой кораблик детства
на игле Адмиралтейства.
Город – бывшее болото.
Город-стапель. Гордость флота.
Город – труженик и нунций.
Город кучи революций.
Гулкий шум дворов-колодцев.
В мутных стёклах отблеск солнца.
На Апрашке торг в разгаре.
У метро лохматый парень
душу рвёт прохожим скрипкой.
Полувзгляд. Полуулыбка.
Невских волн чуть слышный лепет.
Город-камень. Город-трепет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Константин Рыбаков, спасибо, сын, молодец, стихи просто замечательные!
0 Ответить
Константин Рыбаков,
великолепно. И сравнения неожиданные. Я люблю повторять, что Ленинград (для меня он всегда так называется, хотя я и в то время иногда для краткости называл его Питером) - удивительный город. Я не говорю про "белые ночи", но и глубокой тёмной морозной зимней ночью всегда можно выйти и обнаружить-встретить одинокого прохожего, а то и целую толпу спешащих куда-то... И складывается впечатление, что живёшь в городе призраков... Но добрых, приветливых и заботливых...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
невозможно не откликнуться.
Поиню множество расказов бабушек-прабабушек.
Я бы всех - в великомученики....
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, помолчали мы, питерские. Помянули. Царствие небесное и блокадникам и пост-блокадникам, умершиь от заболеваний множествнных уже после блокады. Я вот этот кусочек хлеба никогда не забуду. Уж не знаю, лежит ли он там сейчас, но раньше в самом начале моего родного Московского проспекта возвели монумент Разорванное кольцо и вот там в нише за стеклом вот эта паечка в 250 граммов чернушки. Кто-то же сохранил! Блокадники из моего дома на Московском угол Обводного ходили с саночками за водой в садик Олимпия напротив 6 Красноармейской - там был пруд небольшой. Да и не дойти им было бы до Фонтанки. Что самое удивительное, что после войны в Олимпии работали пленные немцы. (Там склады ГО подземные строили). Протягивали руки из-за решеток сада и просили "Брот!, Брот!". И наши женщины подавали немцам! (Мужчины все повымерли в нашем доме первыми). А женщины-блокадницы соседки мои об этом мне сами рассказывали.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лаура Ли, здравствуй! Вот, наконец, один твой комментарий высветился здесь. Спасибо, Лаура! Вчера в Ленинграде свечи на окнах все зажигали в одно и то же время - новая акция, и всем жителям ленточки памятные раздавали, как к Дню победы. Я всем своим блокадникам вчера звонила, вместе и помянули
0 Ответить
Гертруда Рыбакова,
большое спасибо за статью, но через столько лет хотелось бы, чтобы, наконец, были поименно названы все т.н. руководители которые допустили саму возможность блокады Ленинграда. Я считаю это огромным преступлением, так как на верную смерть в замерзающем городе были оставлено огромное количество детей, женщин и стариков. Мне кажется, что уже пора назвать вещи своими именами!
0 Ответить
Евгений Кудряц,
у немцев была возможность захватить город сходу, но они повернули к Петрокрепости. Полагаете, что лучше было сдать город? Должен сказать, что всё было жестоко, но правильно - страна не успела подготовиться к войне, хотя это было главной целью, ради которой более десяти лет выкладывался народ. Ведь царя и его правительство, а потом Временное, это не беспокоило. И самое главное, что мы победили, а победителей не судят. А предатели, самодуры и воры, которые только усугубили положение страны и её народа, были всегда. И поверьте - сейчас их больше, как, впрочем, и их преступления тяжелее и направлены в большей степени против народа, чем тогда. Эти создали себе возможность для отхода и надеются отсидеться, а тем бежать и прятаться было негде.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, спасибо за статью. Не могу спокойно читать ничего о войне. Душат слёзы.
Наверное, нужно научиться прощать и простить ту нашу власть за все непотребства и за ужасы войны и блокады. Только забывать нельзя.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга Гелих, спасибо вам! Да, такое никогда не должны люди забывать, но вот новое поколение так мало знает об Отечественной Войне! Есть, конечно, в этом и вина старших.
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, пару лет назад я прочитала "Блокадную книгу". Написана крайне неумело, хотя и выдающимися людьми. И все же читая постоянно возникало это - до чего же страшно! Как эта блокада не отпускала даже тех, кто спасался по "Дороге жизни". Люди освобождались, их кормили и они умирали. От того, что их голодный желудок не мог принять пищу. У нас в городе из 20 тысяч евреев спаслись только четыре. Того, в каких условиях они были, чтобы спастись (прятались в выгребных ямах), просто представить трудно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Катерина Богданова, спасибо за комментарий. Я умышленно не приводила в статье разных ужасающих фактов, ведь уже стали потихоньку публиковать засекреченные, изъятые прежде письма блокадников своим родственникам( все частные письма во время блокады перлюстрировались и те, что органы считали плохими, просто изымались). Было всякого, кто-то пух от голода, а кто-то и совсем не ощущал его. Как-то одна пожилая бабушка рассказывала, что она во время блокады( ей было 17 лет) работала паспортисткой в домоуправлении, они оставляли себе карточки умерших, и могли получить лишние продукты, да за дежурство на крышах - сбрасывали зажигатнельные бомбы, им добавляли паек. Так что она говорила, что особенно не голодала, ну, может еще и молодость брала свое. Говорит, даже не танцы бегали.Но ведь нам даже представить страшно, каково это - дежурить на крыше ночью и сбрасывать "зажигалки"!
0 Ответить
Гертруда Рыбакова! Все равно спасибо вам за статью! Хочу поздравить всех блокадников с Великим Праздником, пожелать того, чтобы власть имущие всегда помнили какой дорогой ценой оборачивается их глупость. Я, глядя на плакаты, развешенные по городу примеряю ситуацию на себя и понимаю что стоило просто ехать на машине по воде на льду, когда вокруг летают самолеты, рвутся бомбы, обстреливают автомобили и то тут то там машины проваливаются под лед. Волосы встают на голове при одной мысли о том что не дай бог будет что-то похожее - это страшно!!!
0 Ответить
Спасибо, Гертруда. За память. О том, что написали Вы можно и вспоминать и говорить много и долго. Но... Честно. Просто, как-то не идут слова. И руки, чтобы их "отстучать", не поднимаются. Давайте, просто помолчим. И почтим своим молчанием и тех, кто пережил, и тех, у кого на это не хватило сил... И можно не минутой. С уважением.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Константин Кучер, Спасибо! Да, почтим память всех, кто выстоял в грозные дни!
0 Ответить
Гертруда, спасибо. В блокаду погибли практически все родственники моей прабабушки. Выжила только ее родная сестра, врач детской туберкулезной больницы, готовившая детей к эвакуации по Дороге жизни. Она отказалась выехать вместе с последней машиной и осталась. Прожила еще долго после блокады. Остались пачки писем от детей, спасенных ею. Она переписывалась с ними всю жизнь. Вот уж истинно - "Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Mаша Романофф, Спасибо большое! У моей сватьи в детском доме была педагог-воспитатель, прекрасная женщина, Маргарита Адамовна, пережившая блокаду и всю жизнь посвятившая детям-сиротам. Она прожила до 94 лет, и все время дети к ней приходили домой, навестить, присылали письма и открытки.Сватья моя старается по мере сил навещать ее могилку.
0 Ответить
Гертруда, спасибо за отличную статью. 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В моей семье есть блокадники и потому еще мне больно смотреть как никчемный губернатор сносит дома, которые были спасены в период блокады. Дома, которые выстояли, которые составляют историческую ценность, уничтожаются, а на их месте строятся стеклянные убогие конструкции. Я призываю жителей блокадного Ленинграда объединиться и выразить недоверие губернатору города. То что она творит это кощунственно, недостойно памяти наших погибших предков. Вся власть которая находится сейчас у власти является наипервейшим врагом народа. Путин, который руководил взрывами мирных домов, Чубайс, который наживается на народном достоянии. Может быть пора сказать это в лицо губернатору, которая мнит себя этакой деловой современной руководительницей. Которая прикрывается уважением горожан. Вот только посмотреть на угол Невского и ул. Восстания там уже нет домов, которые возвышались над величественным Невским!!!
Давайте именно сегодня разрушим блокаду жлобства и беспардонности!!!
0 Ответить
Александр Артамонов,
недавно по каналу "100" шла многочасовая передача, посвящённая этому вопросу. Вёл её (читал текст) Олег Басилашвили. Мне об этой передаче сказали, когда шла уже четвёртая её часть. И процесс гораздо глубже - они цепляются за привилегии и возможность сиюминутной наживы. Чем дольше мы их терпим у власти в Питере и Москве, во всей стране, тем глубже вползаем в кризис - пора понять, что у них в планах всё поделить, чтобы растащить, как крысы, по своим углам, пока они обманывают народ рассказами, что у нас всё в порядке, а когда нет возможности отрицать очевидное, то менять свои показания - иначе их преступные речи не назвать. Если это будет продолжаться дальше, то нас ждёт потеря всего, что не имеет реальной ценности, потому что бесценно...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Артамонов, спасибо за комментарий! Все, что вы написали - правда, да ведь блокадникам-то всем уже за 70( тем, что малыми детьми были), а то многим и далеко за 80, и уже сил физических бороться у них нет, одной силой духа не сильно поборешься с власть имущими.
0 Ответить
для тех, кто родился и вырос в Ленинграде, кто сражался с фашистами
А родившиеся в Петербурге и Петрограде блокаду однозначно не застали?
0 Ответить
Александр Пащенко, конечно, застали, но они себя тогда называли ленинградцами.У меня как-то была соседкой по комнате в санатории бабушка за 80 лет, в блокаду ей было 23, и двое детей на руках, муж на фронте, она себя иначе как ленинградкой, не называла.
0 Ответить
Гертруда Рыбакова,
Почти вся моя питерская родня, если не воевала, то была в блокаде. Бабушка умерла в блокаду. Любимая тётушка, Анна Григорьевна, в блокаду девчонкой поездила по заснеженному Ленинграду с инструктором три дня на полуторке, а потом возила по городу разные грузы, а сразу после окончательного прорыва, под обстрелом (шоссе ещё простреливалось немцами), приехала в Москву, где нашла своего братика, моего отца, в госпитале после контузии и ранения. У Марка Ланского, в повести "Приключения без путешествий" у довоенных детишек возникла мысль собрать по копеечке с каждого жителя Ленинграда - "это же три с половиной миллиона копеечек!" Так они хотели разбогатеть. А потом они тушили зажигалки, выслеживали ракетчиков, помогали взрослым. И потом мне попадалась цифра, в тот момент ошеломившая меня: во время войны почти десять процентов погибших граждан Советского Союза - жители города Ленинграда. В конце 1968-го на Ленинградской студии грамзаписи записали "Реквием" Аедоницкого... Текст читал Слава Широких. В середине января 1969-го на Пискарёвском мемориальном кладбище установили аппаратуру, приехали участники записи, руководство и сотрудники студии, представители Обкома и Горкома партии, после небольшой корректировки расстановки динамиков включили запись... Многие, даже Слава, высокий и широкоплечий, не могли сдержать слёз. Не знаю, как сейчас, но раньше ровно в 12 дня включали трансляцию "Реквиема".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Аникейчев, спасибо за комментарий! Насчет музыки - не знаю, всегда ли она звучит, но когда я там бываю ( не только в памятные даты, иногда гостей вожу, показать), музыка звучит всегда, вероятно ее включают ежедневно. И сколько бы я туда не ходила, слезы подступают всегда, когда слышишь печальные звуки и видишь ряды огромных захоронений, и всегда есть живые цветы у каждого камня с годом захоронения.
0 Ответить
Гертруда! Люди никогда не должны забывать об этих горьких днях. Кстати, у меня есть статья об Ольге Берггольц - Мадонне блокадного Ленинграда, а также рассказ матроса, о прорыве блокады... https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/3366/
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Москаленко, спасибо большое за комментарий! Статью вашу я прочитала с большим интересом, когда ее публиковали, я еще не участвовала в проекте "Школа жизни". Да, о блокаде Ленинграда написано так много, что все не прочесть до конца жизни. Несколько лет назад проводили в Ленинграде, к Дню снятия блокады, конкурс рассказов, написанных блокадниками. Такая была книжка издана, хотя и небольшая, но интересная.Конечно, как и во все времена, было там много не очень приятного в поведении людей, но ведь это все же исключения из правил, а массовый героизм и взаимная поддержка - это неоспоримо.
0 Ответить