Что у бабушки в сундуке?
Хватало работы и у женщин. Бабушки, обычно, раскрывали свои сундуки и шкатулки, внучки вертелись тут же — не каждый день увидишь такое зрелище: красивые платья, юбки, кофточки. А девушки и молодые женщины занимались штопкой белья, ловко затягивая прорехи, ставили заплатки, придавая одежде новый вид.
Считалось, чем раньше будет начата работа, тем удачнее сложится год. Поэтому молодежь, как правило, не смыкала глаз, чтобы не прозевать первые предвестники наступающего утра. Особенно беспокоились девушки, которым не терпелось выйти замуж. Вдруг счастье увидит, что в избе еще не работают, да и мимо пройдет…
Девочкам-подросткам доверяли в этот день «навести блеск» на посуду, они чистили сковороды, отмывали от сажи котлы и кастрюльки, скоблили деревянные миски и ложки…
Ближе к обеду, когда появлялись первые результаты труда, все, что удалось починить, тут же торжественно вывешивалось. Чтобы случайный путник или сосед, заглянувший на огонек, видел, что здесь живут трудолюбивые люди.
Сало да каша — пища наша
В этот день всегда готовили специальное блюдо — саломату. В каждой губернии были свои традиции. Где-то просто подогревали на сковороде муку до коричневого цвета, потом добавляли в нее воды, добиваясь, чтобы получалась густая однообразная масса. Затем солили этот кисель-кашу и заправляли поджаренным салом. Отсюда и пошла саломата.
В других местах использовали не муку, а перемеленный на ручных крупорушках овес или пшеницу. Их варили до готовности, а потом заправляли салом или маслом. Но в некоторых деревнях предпочитали замачивать с вечера пшеницу, которую предварительно «отбивали» в ступках, а с утра ее варили несколько часов, пока пшеница не становилась мягкой. В любом случае готовую кашу заправляли шкварками.
Можно себе представить, какой аромат витал по избе, когда топили сало для саломаты. Чтобы оно не пригорело, его буквально томили, тщательно перемешивая. По состоянию шкварок, кстати, судили о расторопности и кулинарном мастерстве хозяйки. Если где-то бочок излишне зарумянился, шансов на то, что к стряпухе будут относиться с уважением, становилось меньше. А пока все готовилось, у всех работающих текли слюнки. Это был еще один стимул для того, чтобы поскорее закончить с работами и приступить к трапезе…
Поели — и снова за работу
И только после этого семья «разбегалась». Мужчины, после сытного обеда, чуть передохнув, принимались за починку сараев и хлевов, в которых содержалась живность. Хватало работы и в курятниках, где каждый год приходилось чинить или обновлять жердочки для птицы. Женская половина семьи доделывала то, что не успела, после чего просушенные и проветренные платья, сорочки, кофточки отправляли обратно в сундук.
После этого девушки с мамами отправлялись на праздничные посиделки, а бабушки с младшими внучками оставались дома, чтобы заменить соломенную подстилку, которую использовали в качестве набивки для матрасов. Те, у кого было такое богатство, как перьевые подушки, перебирали перо, убирая свалявшееся и добавляя свежее…
Какое счастье — пирожок с грибами!
Конечно, на посиделках было весело. Шум, смех, различные подначки. Устраивались своеобразные конкурсы, например, кто из девушек быстрее всех заштопает рубаху. Молодежь старалась, ведь именно в таких конкурсах мамаши подбирали невест своим подросшим сыновьям. И ударить лицом в грязь перед будущей свекровью, никому из девушек не хотелось.
А после того, как сделан последний стежок, начинались пляски. И опять каждая из кожи вон лезла, чтобы оставить хорошее впечатление. Считалось, чем энергичнее девушка, тем у нее больше шансов выйти замуж.
Заканчивались эти посиделки в Починки чаепитием с пирогами. Причем, всегда был «сюрприз» — практически все пирожки делали с картофелем и только 1−2 с грибами. Если кому доставалась грибная начинка, считалась, что весь год будет непременно везти. Либо замуж девушка выйдет, либо какое-то наследство получит. Парни тоже не оставляли без внимания таких счастливиц, стараясь завоевать любовь таких девушек, так сказать, примазывались к чужому счастью.
Даже домовому вряд ли бы понравились саломахи…
А еще в этот день в некоторых деревнях особо подходили к лошадям. Вокруг шеи обвязывали кнут, а вокруг ног — онучи. Считалось, что ночью на лошадях любят ездить домовые, а так они к животному не сунутся…
Кстати, именно от названия угощения в этот праздник и пошли некоторые исконные русские фамилии — Саломахин, Саломатин, Соломахин. А Владимир Иванович Даль, записывая обычая некоторых краев, с удивлением обнаружил, что в некоторых местах, нерасторопных, вялых женщин и девушек окрестили «саломахами». Очень уж они медленные и тягучие, как саломата…
Какие красивые традиции раньше были.
5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хорошо написано!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Замечательна, уютная, домашняя и вкусная статья!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Юрий. Отличная статья. И не только потому, что интересная, богатая на инфомацию и написанная лёгким (не легковесным!), доступным языком, но и, в первую очередь, потому, что она об очень важном - наших корнях.
И потому статья остаётся отличной даже если в чём-то я с ней и не согласен... Что не считаю чем-то таким уж плохим или запретным. Наоборот, чем больше мнений, тем богаче и разнообразнее материалы на Школе.
С чем не согласен?
Сначала по мелочам. Ещё с советских времён у меня есть небольшая книжка. "Круглый год, Русский земледельческий календарь/Сост., вступ. слово и примеч. А.Ф.Некрыловой,-М.:Правда.-1980" Она относит празднование починков к 16-у февраля. И привязывает этот праздник к именам двух святых - Симеона и Анны. Плюс Власий, но это уже по лошадям.
Но дата - это чисто организационный момент и "какого числа" - не считаю принципиальным. Губернии были разные, разные были в них погодные условия и соответственно - сроки тоже. Были разными.
К чему я о погоде? Потому, что считаю - праздник получил своё название не от слова "починить", а от слова "начало". Помните - "С почином тебя!"? "С началом". Почин - это начало, починать - начинать. А праздник починок - это праздник начала. Заканчивалась зима, а вместе с ней начинался новый сельскохозяйственный год. С его работами. И к нему надо было быть готовым. И начинать надо было с подготовки к работе сельскохозяйственного инвентаря (упряжи, например, сбрую) и орудий (сохи, бороны и т. п.). А хозяйки готовились к тому, что работников надо будет хорошо кормит. Помним - "кто как работает, тот так и ест"? Потому тоже наводили порядок в своём хозяйстве. Наводили порядок Они же не чинили ложки, миски, чугунки, сковородки? И соломата - тоже из этой оперы. Пусть наступающий сельскохозяйственный год будет не худшим, а только лучшим на урожай. Старое зерно, мука - мы тебя едим, но не оскудеем, позови нам свою смену... Зерно нового урожая.
Но это - моя точка зрения и на её истинности - не настаиваю. Просто, как вариант.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Константин, а в статье, во-первых, не названа дата, но указано "следующий день после Сретенья", ну а Сретенье - 15 февраля во всех губерниях.
А во-вторых, в упоминаемой Вами книжке (у меня, правда, 1991 года) пословицы так и говорят: "Семен с Анной сбрую починяют", "В починки дед встает чуть свет - чинит сбрую летнюю да борону столетнюю". И опять же, в статье название напрямую из действия не выводится, так что спасибо за дополнение, оно ничему не противоречит.
0 Ответить
Не за что, Марианна. Я только, честно и искренне, рад, если чем оказался полезен и Юрию, и Вам.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Москаленко, очень интересная статья! Никогда не знала о таком празднике!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Москаленко, 5!!! Чудесная статья. и праздник замечательный.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Впервые узнала, что такое починки. Снова удивяюсь, как все ладно было устроено в той жизни - размеренно, осмысленно, "коллективно". Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить