Семья — центр вселенной дошколенка. Не стоит пытаться втолковать ему, почему что-то изменилось. Достаточно сказать, что некоторые покупки и периодические мероприятия, требующие денежных затрат, временно отменяются. Очень важно, чтобы ребенок не воспринял это как наказание или следствие неправильного поведения. Чтобы убедить чадо, что его по-прежнему любят, замените материальные знаки внимания общением, совместными играми, прогулками и занятиями.
Дети постарше, в возрасте до 13−15 лет, более развиты. Но и они еще не в состоянии сделать правильные выводы, основываясь на доступной информации. Отложенная поездка к морю или покупка ноутбука воспринимается ими болезненно, особенно если друзьям-товарищам все это доступно.
Вряд ли попытки объяснить изменения в материальном положении сразу же будут восприняты адекватно. С другой стороны, трудности — хороший повод для подростка лучше понять окружающую жизнь, уяснить, как связаны экономические процессы в семье, стране и мире, что можно и нужно делать, чтобы меньше зависеть от внешних факторов. Объясняя ситуацию, не делайте упор на то, что на работе задерживают зарплату и поэтому все так плохо. Постарайтесь обрисовать сложившееся положение более широко.
Каковым бы сильным ни было стремление подростка к самостоятельности, в его возрасте родители — по-прежнему стабильный центр окружающего мира. Не стоит искусственно разрушать сложившийся стереотип и загружать ребенка собственной озабоченностью и неуверенностью. Поменьше эмоций, всему свое время.
Напротив, со старшими школьниками и студентами можно смело делиться своими переживаниями и опасениями. Откровенность может способствовать сплочению семьи перед трудностями.
Финансовые проблемы родителей могут вызвать у ребенка стремление помочь семье, заработать собственные деньги, чтобы не загружать маму и папу лишними заботами. Желание быть экономически самостоятельным и независимым — явление положительное. Родителям стоит его поддерживать вне зависимости от наличия кризиса или благополучного периода. По мнению специалистов минского центра социального обслуживания семьи и детей, систему финансовых стимулов и ограничений целесообразно применять уже с раннего школьного возраста.
С какими бы трудностями не пришлось столкнуться, стоит помнить, что главное в семье — не материальный достаток, а любовь, взаимопонимание и поддержка, которые помогут преодолеть любые неурядицы.
Успехов.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...