В конце 1960-х к любовным страданиям добавились творческие. Уйдя из перессорившихся CREAM, Клэптон пытался создать новую группу — BLIND FAITH, но из-за нездоровой шумихи вокруг проекта его пришлось закрыть.
В личной же жизни Эрик находился в крайне неприятной ситуации классического любовного треугольника, а именно — по уши влюбился в Патти Бойд. Мало того, что Патти была женой «битла» Джорджа Хариссона, так еще и сам Хариссон приходился Эрику другом. Роковое знакомство Клэптона с Патти произошло в июле 1967 г. после концерта CREAM…
Э. Клэптон: «Я был влюблен, влюблен в первого взгляда и чувство это становилось день ото дня тяжелее. Я поставил себя в безвыходное положение, потому что уводить жену у одного из BEATLES было нельзя, так не делается. Все они были видными, известными людьми, награжденные Орденом Кавалеров Британской империи. А тут, понимаете ли, какой-то заезжий молодец вроде меня пытается влезть в семью с черного хода. Ситуация была невозможной как для меня, так и для Патти. Для меня был выход один — забыться».
Получив очередной от ворот поворот «молодец» совсем упал духом, начал употреблять наркотики, а его терзания вылились в песню «Layla» — настоящую неистовую мольбу, обращенную именно к Патти. «Но почему же тогда «Лэйла»? — спросите вы. — «Откуда в песне взялось арабское имя, хорошо знакомое по фильму «Белое солнце пустыни»? (помните «…Лэйла! Зульфия! Гюльчатай!»).
Э. Клэптон: «Суфи,* вернее, один англичанин, который стал называть себя Суфи, дал мне книжку с персидской поэзией. Меня потрясло сходство истории, описанной в книге, с тем, что происходило со мной в жизни».
Речь шла об «Истории Лэйлы и Меджнуна», написанной великим персидским поэтом Низами. Легенда берет свои истоки аж с VII века и представляет собой арабский вариант темы «Ромео и Джульетта». Юноша Кайс ибн аль-Мулаввах полюбил девушку из враждебного рода, но ее выдали замуж за другого. После этого он совершенно «обезумел» от горя и посвятил всю свою жизнь слаганию песен о своей несчастной любви. Его даже возят в Мекку, чтобы исцелить от пагубной страсти, но «Меджнун» — «безумец» просит Бога не лишать «больного» его «высокой болезни». В итоге оба любовника погибают от тоски, а суфии в характерной для них манере начинают трактовать эту историю символично, как разлуку души с божеством.
Свое воплощение песня обрела в 1970 г., когда Клэптон собрал очередную группу под названием DEREK & the DOMINOS. Группа представляла собой компанию друзей и знакомых, которые постоянно тусовались в огромном особняке Эрика. Там они пили-курили, но, в отличие от многих других компаний, еще и беспрерывно творили. Они могли «долбить» одну и ту же песню в течение пяти дней, создавая сразу несколько вариантов. Песня «Лэйла» обрела свой законченный вид именно во время таких сейшенов.
Э. Клэптон: «Я понятия не имел, какой в ней будет Лэйла. Это была просто еще одна песенка. Когда доходишь в ней до конца, тогда и энтузиазм растет, и ты понимаешь, что у тебя появляется нечто мощное. А когда я ее начинал, она мне не казалась чем-то особенным».
ПЕРЕВОД ПЕСНИ «ЛЭЙЛА» СМ. ЗДЕСЬ >>>
Вряд ли бы песня обрела такой успех, если бы в ее создании не приняли участие еще два музыканта. Решающий штрих внес Дуэйн Оллмэн — гитарист группы ALLMAN BROTHERS BAND. Именно он сыграл на слайд-гитаре знаменитый гитарный рифф, которым открывается «Лэйла». Сам рифф представлял собой ускоренный вариант гитарного хода из блюза Альберта Кинга «As The Years Go Passing By». Ну, а фортепианный эпилог вообще был вставкой со стороны. Его написал Джим Гордон — участник DEREK & the DOMINOS. Вообще-то он берег сию мелодию для своего сольника, но не уберег…
В том же 1970 году группа разродилась целым двойным альбомом «Layla and Other Assorted Lovesongs». Помня о тяжком бремени славы времен BLIND FAITH, Эрик выпустил пластинку без всяких сопроводительных надписей, чтобы его имя не стало искусственным катализатором успеха. Ну так оно и не стало. Эрика в Дэреке не узнали, в США альбом поднялся не выше 16-го места, а в английские «топы» не попал вообще. Лишь через два года, когда шифры были вскрыты, «Лэйла», изданная на сингле, получает заслуженную славу и становится хитом. В следующем году выходит и концертный альбом DEREK & the DOMINOS. Штука только в том, что группа к тому времени уже два года не существовала. Клэптон начал сольную карьеру, и в 1974 г. вышел на новый виток славы.
Из интервью с Э. Клэптоном:
«- Если оглянуться сейчас назад, то что вы думаете об альбоме „Layla“? Считаете ли вы его шедевром?
— Это прекрасный альбом, но не знаю, шедевр ли он — он очень грубый.
— Но его грубость — это достоинство; музыка „Лейлы“ очень открытая и прочувствованная. Даже спустя десять лет страсть этого альбома по-прежнему не оставляет слушателя спокойным.
— Да, страсть скрывает многие недостатки».
В 1993 году за «Лэйлу» и акустический концертник «Unplugged» Эрик получает аж шесть премий «Грэмми». Правда, к тому времени вся тяжесть из музыки Клэптона улетучилась, и неистовый крик о любви стал звучать, как неторопливый меланхоличный блюз…
На этом можно было бы и закончить, но читатель вправе спросить, чем же закончилась история с Патти. Ну что же… Вернемся снова назад.
В 1974 году, не в силах дальше мучиться, Клэптон прямо говорит Хариссону, что любит его жену. Бывший «битл» философски сказал нечто вроде «Поступайте, как знаете». Отношения Хариссона с Патти к тому времени и так не фонтанировали, а тут «Лэйла» на муженька и вовсе обиделась и переехала к Клэптону.
Все эти перипетии обросли легендами, самую известную из которых когда-то озвучил Сева Новгородцев. Мол, окончательную участь Патти решила гитарная дуэль, которую устроили две «звезды» и которую Харрисон проиграл. На самом деле, наверняка всё было прозаично.
Вот что сам Хариссон говорил о разводе с Патти:
«…я бы сказал, что сдал свою жену с рук на руки. Когда это произошло, мои отношения с Патти уже прекратились, так что, с моей точки зрения, никакой особой проблемы не было. …Если бы не Эрик, нам пришлось бы пройти через кучу всяких неприятных вещей, которые обычно сопровождают развод, — склоки, ссоры, битье посуды и раздел черепков. А так она оказалась в надежных руках и, что самое главное, ей не пришлось менять образ жизни, к которому она привыкла: виски, приемы, новые машины и платья, не очень здоровое веселье и музыка — все то же самое, только в других местах и под руку с другим музыкантом».
Как бы то ни было, но известно одно — Джордж и Эрик остались друзьями. И когда весной 1979 г. Клэптон и Патти все же сыграли свадьбу, на ней в числе прочих присутствовал и Хариссон.
Дальше тянет произнести банальность, вроде «Любовь преходяща, искусство — вечно». В 1988 г. Эрик расстался с Патти. История любви, длившаяся 20 лет, закончилась, зато осталась замечательная песня.
В 1991 году произошло концертное турне, где Хариссон и Клэптон выступали вместе. На нем Джордж спел свою знаменитую песню «Something», а Клэптон — «Layla» и «Wonderful Tonight». Все песни были написаны как посвящение Патти…
* - Суфизм — направление в исламе, где большое внимание уделено чувству, так называемой мистической любви.
Кстати, 17 марта
у красивой женщины
по имени Patricia Anne Boyd День рождения!!!
и ещё она открыла сайт: http://www.pattieboyd.co.uk/
кажется, он ещё не совсем готов, но то, что там есть - чудесно.
простите, что много времени у вас отняла (я ко всем обращаюсь, иначе, написала бы "Вас"),
но тема лично меня очень тронула...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо Вам огромное, Сергей.
всю жизнь наслаждаюсь Клэптоном, и , в частности "Лэйлой",
видеозапись "Сrossroads", например, у меня что-то типа утренней зарядки...
необыкновенно интересно.
покопалась в Инете сейчас, на Патти ещё посмотрела.
Красивая
Нашла вот что: "Они (с Эриком) развелись в 1989 по причине внебрачных связей Эрика (в январе 1985 Ивонна Келли родила дочь Эрика Рут, а в 1986 итальянская модель Лори дель Санто родила от Эрика сына Коннора). Сама Патти не могла иметь детей."
http://labazov.livejournal.com/741746.html?thread=5992050#t5992050
Но вообще-то, это не важно.
Вся красота вся страсть и нежность всё равно, остались в песне "Layla"...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мейри Мамедова, в статье сказано "персидский поэт", а не перс. Смысл этого сочетания именно в том, что он писал стихи на фарси.
0 Ответить
Да, я имел в виду принадлежность к культуре. То, что Низами родом из нынешнего Азейбарджана, я конечно знаю еще со школы.
Кстати, Марианна Власова разъяснила мне в личном сообщении особенности перевода слова "Лэйла". Привожу ее текст. Очень познавательно.
Марианна Власова: "«Лэйла» в переводе с арабского значит «темная ночь»" - не совсем так. Просто это имя звучит как слово "ночь", которое иногда используется в значении "темнота", но имя Лейла и слово "ночь" как раз по-арабски пишутся по-разному (в отличие от иврита, например), поэтому о переводе речи вообще нет. Может быть, поэтому в традиционном переводе у Низами она Лейли.
0 Ответить
Сергей Курий, действительно замечательная статья! И великолепная музыка! Однако, бедная Патти! Все, все ее бросили!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да она тоже видимо бросать умела.
Спасибо!
0 Ответить
Суперпесня, Unplugged - суперальбом. Сергей, спасибо, Вы пишете лучшие статьи о музыке, и вкус у Вас - отменный! На мой вкус.
0 Ответить
Спасибо! Будем продолжать в том же духе.
Но что касается "Лэйлы" я всё-таки больше люблю электрическую "истеричную" версию.
2 Ответить
Практически две разных песни, электрическая и "анплаггед". Мне ближе акустика, электрическая версия слишком быстрая для этой песни. Но, конечно, с удовольствием слушаю и ту, и другую.
0 Ответить
На вкус и цвет...
Но осмелюсь заметить, что электроверсия вышла намного раньше, в ней есть классное слайд-соло, да и текст - это мольба сошедшего с ума от любви человека, поэтому он и пелся изначально так истошно.
1 Ответить