«И с этим мы должны поступать в детский сад?!»… Педиатр с видом человека, который явно не первый раз это делает и давно устал объяснять суть проблемы, отмахнулся от тревог женщины: «Да кто сейчас вообще смотрит на эти возрастные нормы!» На такой ноте беседа доктора и пациентки исчерпала себя. Но вопросы-то остались! Осталась в сдержанном негодовании мама мальчика, остались в недоумении невольные свидетели этой сцены (увы, в наших детских поликлиниках они стали происходить всё чаще, что говорит о злободневности проблемы).
Действительно, кто и откуда взял эти нормы, и что можно считать нормой психического развития в дошкольном возрасте? Почему именно в дошкольном? Потому что для раннего возраста эта проблема стоит не так остро: благодаря очень быстрому темпу развития детей от 0 до двух лет. Здесь можно выделить определённые возрастные формы. А вот на третьем году жизни индивидуальные различия уже перекрывают возрастные.
Само понятие нормы в развитии психики (если цитировать разработчиков «тестов развития») предполагает такие параметры психики, которые показывают большинство детей данного возраста. То есть, это статистическая норма. Но есть и другой взгляд на норму психического развития ребенка. Гуманистическая психология говорит, что это те достижения, которые демонстрируют дети без явно выраженных выдающихся способностей, при этом дети живут в благоприятных условиях.
Обратите внимание! Благоприятные условия — это когда дети обеспечены всем необходимым для поддержания жизни, окружающая среда стабильна (то есть, безопасна), к тому же, дети ощущают себя любимыми и значимыми для своих близких. В этих условиях возможно максимальное проявление всех способностей детей, возможных в их возрасте.
Иными словами, возрастная норма — это достижения детей в настоящий период жизни. Предполагается наличие определённых требований: что должен делать ребёнок в определённом возрасте. Это своеобразная программа возрастного развития, где существуют три уровня её усвоения: высокий, средний и низкий. Получается, что индивидуальные способности ребёнка сравнивают с заранее заданными требованиями.
Эти требования, в свою очередь, определены на основе анализа и обобщения научных исследований в психологии и педагогике. В таких исследованиях чаще всего участвует немного детей (до нескольких десятков в каждой возрастной группе), и они находятся в особых условиях эксперимента, главное из которых — это индивидуальный контакт с добрым и очень внимательным взрослым.
Выходит, что обнаруженные в таких условиях показатели характеризуют не средние, а максимально возможные достижения для данного возраста. Иногда те же дети, но в других условиях и с другим «экзаменатором» могут не повторить свои собственные результаты.
Интересно и то, что возрастные программы обычно не содержат количественных данных, без которых деление на уровни теряет смысл, потому что из самого сочетания (низкий, средний, высокий) ожидается, что детей среднего уровня большинство, то есть средний уровень — это норма в статистическом смысле, а высокий уровень — норма максимального развития.
Но если нет количественных данных, то, значит, существует проблема достоверности критериев возрастной нормы. И никто не может поручиться, что детей, скажем, со средним уровнем развития на сегодня в нашем обществе большинство. Так почему же мы стремимся подравнивать ребёнка к этому среднему уровню, про который не каждому известно, откуда он взялся и действительно ли он средний?
В таком случае вполне обоснованно в среде педагогов и психологов сейчас говорят о том, что критерии, которые приведены в документах об образовательных стандартах, могут использоваться только как ориентирующие, а не как обязательные.
К сожалению, на сегодня в подобной ситуации родителям остаётся вновь и вновь добиваться объективной оценки развития своего ребёнка. Но это потребует немало сил и нервов (к слову, и детских тоже: борьба с бюрократией в нашей стране, увы, не закончена). Можно обратиться к нескольким спеиалистам одного профиля и сравнить их диагнозы. Можно "добивать" педагогов необходимостью индивидуального подхода к ребёнку.
Есть "тихий" способ. Ваш ребёнок ходит в предложенную ему группу, где явно отличается по уровню развития от "соседей". Пусть это подтвердят и медики, и педагоги. Тогда постепенно переводите его в выбранное место под солнцем.
Какой способ лучше, не могу советовать. Выбор зависит только от вас, любящих (в любом случае ЛЮБЯЩИХ!) родителей.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я хотела бы только добавить, что мнение такого специалиста может очень отрицательно сказаться на судьбе ребенка: в нужную группу детсада не возьмут, или в школу. Да еще диагноз "потащится" по жизни.
Что делать в таком случае?
0 Ответить
Довольно познавательная статья, написана с несомненной заинтересованностью в сути проблемы, мастерским изложением и компетентностью.
У меня сразу возник вопрос (после прочтения): Ну и что?
Что в этом плохого? Может следует отталкиваться от другого вопроса - а для чего?
Для чего вам нужно знать соответствие вашего ребёнка возрастным нормам? Если вам это просто объявил педиатр - это ничего не значит, достойным внимания будет только мнение 3-4 специалистов, а не одного.
И дальше. Нормы в оценке развития существуют для того, чтобы быть готовым к взрослению ребёнка - отслеживать динамику. И принимать меры, а не задаваться вопросом - плохо это или хорошо.
Ведь не известно в какой мир выйдет ребёнок, став взрослым - поэтому хорошо бы он был готов к чему-то среднему, базису.
Который расчитывается и количественно тоже - довольно легко.
Такие вот мысли, в качестве комментария.
Поэтому - только 4.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Вы совершенно правильно поняли автора, именно это она и объяснила в статье.
0 Ответить
Но я почему-то не уловил, а только - дошёл уже потом.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Знаете, однажды мне пришлось пройти со старшей дочерью психолого-медико-социальную комиссию. Нам надо было устраиваться в ортопедический садик и сделать это можно было только через эту комиссию. Вот тогда я и поняла, что для того чтобы оценить конкретного ребенка психолог или вообще специалист по развитию должен стать на некоторое время няней ребенка. На неделю-две-три и больше в зависимости от индивидуальных особенностей дитя. Делать какие-то выводы можно лишь увидев ребенка в его есественной среде, и при наличии всех "своих" а не в чужом кабинете с чужой тетей...
Наша педиатр ходила к нам по страховке на дом, она стала "своей" ребенок при ней вел себя совершенно естественно. Так вот по ее оценке девочка опережала в развитии сверстников. Как же я была удивлена, когда на этой комиссии дали вердикт - не знает понятий о предметах. Они много чего говорили еще... из области идиотизма, потому что ребенок все знал что было надо... Например, как может ребенок показать на картинке "чашку" (ту которая чайная от сервиза и с блюдцем) если дома мама чашкой зовет металлические мисочки? Нет у нас дома чайных сервизных чашек, да и если бы были - имя бы им было кружка.И вот на основании этого было сделано заключение - не знает понятий о предметах. Да и солнышко ей нарисовать не дали, просто не позволили. Буквально через секунду после просьбы педагог схватила ребенку за руку и начала ее рукой водить - рисовать солнышко. Конечно педагогу так и не стало ясно, что девочка в свои три года дома рисует солнышко не только с лучиками, но еще и с глазками и улыбкой...
Так что вот...
Отличная статья! Может быть хоть както переменится наконец это отношение к детям, которые кому-то что-то должны.
0 Ответить
Давно порать прекратить чесать всех людей под одну гребенку, устанавливая некие стандарты. Ведь все мы разные и поэтому уникальны. Статья понравилась, Моя оценка 5!
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Кстати, критерии врзрастных норм, упоминаемые Вами, сильно разнятся в разных странах и культурах.
0 Ответить