• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Татьяна Петлева Мастер

Ребенок- шестилетка. Как воспитать из него помощника?

К шести годам большинство детей уже умеют сами одеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, убирать постель, относить за собой посуду после еды. В этом возрасте учите ребенка более сложным вещам: ухаживать за комнатными растениями, помогать в сервировке стола, приводить в порядок обувь. Предлагаю рассмотреть несколько занятий в игровой форме, предназначенных для обучения шестилетки перечисленным навыкам.

Ухаживаем за растениями

Это занятие воспитывает в ребенке ответственность, дисциплинированность, учит правильно ухаживать за растениями, знакомит с их основными частями и функциями, которые они выполняют.

Приготовьте цветочный горшок с поддоном, землю, полиэтилен или газету для подстилки, цветок для посадки и красивую леечку. Растение лучше выбрать неприхотливое и небольшое, например, кислицу.

Сначала рассмотрите растение вместе с ребенком, покажите ему корень, стебель, листочки. Заострите внимание на функции, которую выполняет корень (питает все растение). Объясните, что корень растения должен обязательно находится в земле.

Расстелите полиэтилен или газету, поставьте горшочек, пакетик с землей и аккуратно положите растение. Расскажите, как правильно посадить цветок в землю и попросите ребенка помочь вам. Насыпьте землю до половины горшка. Поместите в центр корень растения. Далее держите растение на весу, а ребенок пусть досыпает землю. После того, как растение будет посажено, попросите малыша полить его. Расскажите ему, как важно своевременно увлажнять землю.

На этом занятие не заканчивается: на другой день покажите, как опрыскивать и протирать листочки, в следующий раз — как рыхлить землю и т. д. Когда ваш «комнатный питомец» зацветет, скажите ребенку, что эти цветочки появились только благодаря его вниманию и уходу!

Сервируем стол

Это занятие развивает стремление заботиться об окружающих, самостоятельность и умение соотносить количество предметов и людей.

Сначала попросите ребенка сосчитать, сколько человек будет обедать. Затем расскажите, какие блюда будут на вашем столе. Это нужно для того, чтобы выяснить, из какой посуды обычно едят эти блюда, какие столовые приборы надо приготовить.

Например, вы собираетесь кормить семью супом. Спросите, в чем обычно готовится суп (в кастрюле или в сковороде), во что его наливают (в мелкие или глубокие тарелки), чем едят (ложкой или вилкой). После этого посчитайте, сколько понадобится тарелок, ложек и вилок. Вместе с ребенком определите, кого и куда лучше посадить. Далее расставьте необходимые столовые приборы. Старайтесь не давать ребенку хрупкую, дорогую и тяжелую посуду, которую он может уронить, разбить и пораниться.

Ухаживаем за обувью

Не всегда дети радостно откликаются на просьбу родителей почистить свою обувь. Заинтересовать малыша вы можете с помощью игры или сказки.

Приготовьте обувь ребенка, тряпочку, обувной крем, щетку или губку. Потом, рассказывая сказку, вместе с ребенком приступайте к приведению обуви в порядок. Сказку вы можете придумать самостоятельно, а можете воспользоваться вот этой.

Жил да был Обувной доктор. Все обувные проблемы он решал правильно и быстро. Кто только к нему ни приходил за помощью: и тапочки, и сапоги, и кеды, и сандалии. И всем помогал добрый Обувной доктор!

Как-то раз пришел к доктору Черный Осенний Сапог. Расстроенный весь, уставший и поникший. Пришел и жалуется:

 — Болит у меня все, дорогой Обувной доктор! Вся моя кожица засохла и, наверное, скоро потрескается. И дождь, и слякоть, и холодный воздух измучили меня, бедного…

Посмотрел доктор, потрогал кожицу Черного Осеннего Сапога и сочувственно покачал головой:

 — И, правда, поберечься бы тебе!

И выписал лекарство — питательный крем. Сразу же прибежала помощница Обувного доктора Мягкая Губка, которая намазалась этим кремом и хорошенько протерла Черный Осенний Сапог. Пока Черный Осенний Сапог довольно вздыхал и смотрелся в зеркало, она намазалась кремом еще раз и опять быстренько пробежалась по нему. Черный Осенний Сапог весь засиял от радости!

Потом пришли к Обувному доктору Сестренки Сандалетки. И в два голоса возмущенно запищали:

 — Наш хозяин совсем не хочет за нами ухаживать! Мы давно пылимся в шкафчике, а он даже не навещает нас! А ведь мы уже от пыли чихаем и чешемся! Что нам делать, как быть?

Доктор слегка нахмурился, недолго подумал и прописал им водные процедуры. Позвал свою другую помощницу — Влажную Тряпочку, которая ласково и аккуратно стерла пыль с Сестренок Сандалеток.

 — Идите, мои дорогие, ждите лета в своем шкафчике! — попрощался с ними Обувной доктор.

И последним пациентом доктора в этот день стал Зимний Сапог. Он плакал навзрыд:

 — Я весь промок… Я мерзну и страдаю… Мой хозяин весело катался на горке и забил меня снегом сверху донизу… Я, наверное, навсегда теперь останусь мокрым и больным…

 — Нет, — твердо ответил Обувной доктор, — не бывать этому!

Доктор смял газету и засунул внутрь Зимнего Сапога. Он сначала растерялся, не понял что происходит. А потом почувствовал, что ему становится все теплее и теплее, ведь газета впитала почти всю влагу, которая была внутри.

А доктор поставил Зимний Сапог поближе к горячей батарее. Он совсем разомлел и почти задремал…

 — Как твое имя, добрый Обувной доктор? — сонным голосом спросил Зимний Сапог.

 — Меня зовут Мама! Отдыхай, дорогой! Завтра вам опять идти на горку с твоим хозяином — моим сыночком!

Если малыш будет знать и использовать основные варианты ухода за обувью, то родителям можно не волноваться, что его ботинки или сапожки окажутся сырыми или грязными в самый неподходящий момент.

Шестилетний ребенок довольно эмоционален, он с трудом контролирует себя и болезненно воспринимает критику. Больше хвалите его, а если что-то не получается — не ругайте, а объясняйте, что он сделал неправильно и как это можно исправить.

Статья опубликована в выпуске 1.05.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Татьяна Петлева, начинаю читать воспоминания Лидии Чуковской о своем отце (Кронее Чуковском, понятно). Он чтобы стимулировать уборку, затевал какую-то невероятную игру. Тряпочки прятал в какие-то удивительные щелочки, все это надо было найти, вытереть стол, снова спрятать. Папаша из Корней Иваныча был удивительный. С одной стороны - человек довольно вредный и требовательный, с другой - детей очень любил. Особенно маленьких. У него их было четверо. Правда, младшая - Мура - умерла в детстве, сыновья тоже довольно рано (но взрослыми). Вот только Лидия и осталась хранительницей наследия.

    Оценка статьи: 5

  • Сама по себе статья приятная. Но вот смотрю весь цикл. Ребенок-трехлетка, ребенок 4-5 лет, шестилетний - и всюду задача: "как воспитать помощника". И становится смешно: трехлетним, мол, не воспитали - займитесь 4-5летним? Не прошло на 4-5-летнем - разберитесь с 6-летним)))

    Если смотреть шире: почему же надо ставить такую задачу - воспитывать помощника? Ребенок - для мамы с папой и чистки обуви? Ребенок - сам для себя. Обувь нужна ему, а не папе-маме. Иной должна быть задача воспитания: воспитывать надо самостоятельность в человеке, пусть и ребенок он еще.

    И, знаете, по моему глубокому убеждению, больше пользы в этом плане может иметь не сказка. Пусть у младенца обувь окажется сырой и грязной - он либо не пойдет гулять, либо при прогулке испытает неприятные ощущения. Но это будет жизненный урок. Хороший жизненный урок, который научит такие дела делать автоматически.

    Я просто представляю себе, как это должно быть реализовано практически: "Приготовьте обувь ребенка, тряпочку, обувной крем, щетку или губку. Потом, рассказывая сказку, вместе с ребенком приступайте к приведению обуви в порядок." Все это делать, да еще управляя при этом действиями ребенка - и сказку одновременно рассказывать? Боже мой, это такие энергозатраты, обувной доктор к концу представления язык на плечо повесит )))

    • Светлана Усанкова Светлана Усанкова Мастер 3 мая 2009 в 02:01 отредактирован 3 мая 2009 в 02:02 Сообщить модератору

      Люба, мой ребенок однажды в детском саду на прогулке промочил ноги, и до вечера потом ходил в сырой и грязной обуви. Результат - температура на следующий день и двусторонняя пневмония. Наверное, воспитательница, к которой он подходил с просьбой о помощи, тоже придерживалась широких взглядов на воспитание самостоятельности. Но честное слово, я бы компенсировала ей все ее энергозатраты, если бы она проявила чуть больше участия к моему сыну.
      Мне кажется, что Татьяна Петлева хотела подчеркнуть следующий момент: важно показать ребенку, что к любому, даже самому обыденному процессу можно подойти творчески. Со сказками, шутками, прибаутками - почему бы и нет? По-моему, в этом-то и состоит воспитание. И не повешу я язык на плечо к концу представления - мне общение с ребенком в радость, а не в тягость. А для того, чтобы брякнуть об пол мокрыми башмаками - выпачкал-де сам, сам теперь с ними и разбирайся - особого педагогического таланта не требуется.

      Оценка статьи: 5

  • Сказка прикольная про обувного доктора! Сами сочинили? Обязательно возьму на заметку, как мама.

    Оценка статьи: 5