Илью Ильича многие жители Сызрани за глаза называли волшебник. В юности он подавал неплохие надежды стать исполнителем-виртуозом, но судьба распорядилась по-другому: из-за несчастного случая ему ампутировали палец, так что о музыкальной карьере пришлось забыть. Но абсолютный слух позволил ему стать превосходным настройщиком инструментов. Илья Ильич мог вернуть к жизни даже инструмент, которому в «обед исполнилось сто лет»…
Вырос на народных песнях…
Старший сын имел слух ничуть не хуже, и отец, который в этом убедился раньше других, понял, что этот Божий дар нужно развивать. Первую учительницу музыки он пригласил Аркадию, когда тот учился в обычной школе. Жили Островские небогато, но на развитие таланта у ребенка средств жалеть не стоит. Это аксиома.
Нельзя сказать, что ему нравились эти многочасовые занятия. Разучивать гаммы, играть упражнения, шлифовать уже порядком поднадоевшую мелодию — было ужасно скучно. И преподавательница музыки понимала это не хуже своего воспитанника. И тогда она придумала такую игру: после каждого часа Аркадию дозволялось музицировать то, что придумается. В его первых мелодиях легко угадывались мелодичные напевы волжанок, их тоска по лучшей доле, по жениху, который вынужден покинуть девушку для того, чтобы впрячься в лямку бурлака. И хотя в советское время бурлаки как класс исчезли, но эти песни пели еще их матери, бабушки и прабабушки.
Когда Аркадию исполнилось 13 лет, на семейном совете было решено покинуть Сызрань и отправиться в Ленинград, где жили родственники Островских. Отъезд ускорила болезнь матери. На «брегах Невы» была более квалифицированная медицинская помощь, чем на брегах Волги…
Кузнецом так и не стал…
В Ленинграде «волшебника» Илью Островского практически никто не знал. Здесь ему приходилось с нуля зарабатывать авторитет, искать клиентов, которые бы не побоялись доверить ему свои музыкальные инструменты. К тому же требовались деньги на лекарства матери. Однажды отец не выдержал и сказал Аркадию: «Тебе надо устраиваться на работу, я сам семью не потяну…»
Легко сказать: устраивайся. А куда? Помог случай. Однажды неподалеку от Исаакиевского собора Аркадий «пристроился» к группе экскурсантов, хотел послушать гида. Благо все ребята в группе были молодые и он «сошел» за своего. А на прощание один из парней спросил Островского: «Ты где-то работаешь? Учишься?» Узнав, что нет, тут же пригласил: «Приходи к нам, на завод „Электросила“. До революции он немцам принадлежал, Сименсу и Гальске, а сейчас наш. Учиться тебя устроим в ФЗУ, днем — работа, вечером — учеба!»
Так Аркадий оказался на «Электросиле», устроился учеником кузнеца. Поначалу опасался, чтобы не случилось такое же несчастье как с отцом, но потом понял, все зависит от него самого. Мастер ему попался толковый, души не чаял в сообразительном парне. Вот только подвел его Аркадий сильно, когда на первом же вечере отдыха в заводском клубе обнаружил старенькое пианино и не удержался, начал играть. И тут же «попался» руководителю художественной самодеятельности, который сходу предложил выступить на сцене, приезжие артисты опаздывали, а народ в зале уже волновался…
Любовь к оркестровке
Это был его первый шаг к музыкальному техникуму, в который Островский поступил в 1930 году. Особенно Аркадию нравились занятия по оркестровке, когда приходилось расписывать партии для различных музыкальных инструментов. И чем труднее была задача, тем интереснее было парню. Вскоре он изучил «характер» каждого музыкального инструмента оркестра, и начал щелкать подобные задачки, как орешки. Да еще и сокурсникам помогал. И мало кто знал, что в семье Островского произошла трагедия — во-первых, так и не удалось спасти маму, а, во-вторых, после смерти жены резко сдал отец. И Аркадий стал практически единственным кормильцем в семье.
Впрочем, в техникуме подрабатывали буквально все. Кто-то, как Аркадий, по вечерам выступал в клубах и ресторанах, иные устраивались в кинотеатры таперами. Третьи аккомпанировали в кружках и клубах художественной самодеятельности. Однажды, подменяя друга, Аркадий отправился в хореографический кружок, сел за пианино. Друг предупредил его, что руководитель кружка, девушка по имени Матильда Ефимовна, а по фамилии Лурье, большая злючка и с ней лучше не спорить. Он заметно волновался, и за этот час Матильда накричала на него раз пять! На человека, на которого никто никогда в жизни не повышал голос!
Эта строгая Матильда Ефимовна
На следующем занятии Аркадий из кожи вон лез, чтобы угодить строгой девушке. Ей понравилась его игра. А третье занятие так и не состоялось: давали новый балет, и Матильда сказала приехавшему Островскому, что занятие отменяется. Он увязался за ней, неожиданно она пригласила его посетить Мариинский театр…
А дальше случилось то, что и должно было случиться. Молодые люди по-особому взглянули друг на друга и поняли, что хотят делить друг с другом радости и невзгоды. И Матильда оказалась вовсе не злюкой, а тонкой, артистической натурой. А еще она очень много знала, что притягивало к ней Аркадия, он-то до этого учился «понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»…
Они начали ездить на гастроли, хотя не всегда все получалось гладко. Так случилось, например, в Краснодаре, где в кассе при расчете не оказалось денег. Им пообещали выслать деньги в Ленинград, но после покупки билетов на поезд оказалось, что у них не осталось денег даже на еду. Их сосед по купе заметил неладное спустя несколько часов. Он предложил молодоженам разделить с ним трапезу, но и Аркадий, и Матильда были людьми гордыми, и отказались. Они кое-как продержались до вечера, а потом Матильда попросила: «Сыграй что-нибудь, чтобы не так есть хотелось…»
Аркадий взял аккордеон. Мелодичные звуки из произведения Баха привлекли внимание всего вагона. Вскоре им начали сносить разную снедь: кто-то вареные яйца, кто-то картошку, куриную голень. Но самым критичным слушателем оказался седой сосед по купе. Расстались с ним по-дружески. Аркадий даже вынес вещи пожилого соседа на перрон. А позже обнаружил под подушкой немного денег и записку. Внизу было приписано: «До скорой встречи» и стояла подпись: «Рахлин Лазарь Петрович».
Утесовцем быть не каждому дано
И лишь когда спустя несколько месяцев Островскому поступило приглашение на работу в оркестр Леонида Осиповича Утесова, в Москве, когда оказалось, что Лазарь Петрович директор этого коллектива. Вот так порой причудливо складывается история.
Островский знал, как «подмазаться» к новому коллективу. Первым делом он сыграл вариации на тему песен из кинофильма «Веселые ребята», в котором снималась вся джаз-банда Утесова. Но первым, настоящим делом стала аранжировка песни Л. Книппера «Полюшко-поле» на стихи Виктора Гусева. Помните, вначале идет цоканье копыт и песня звучит как бы издалека. Потом инструменты звучат все ярче и ярче, и апофеоз — мощные звуки медных труб. Этот ход придумал Островский…
…21 июня 1941 года Аркадий Ильич вернулся с концерта очень уставший. Лег спать пораньше, попросив Матильду: дай отоспаться, завтра воскресенье, репетиции не будет. А на следующий день первым словом, которое он услышал, проснувшись, стала слово «Война». Вместе с оркестром Утесова Островский провожал на фронт красноармейцев, давал концерты непосредственно на передовой, в этот период он начал писать свои первые профессиональные песни.
Нарисовал он на листке. На нотном
Но настоящая слава пришла к нему спустя годы. В 1952 году Островский вместе с группой композиторов отправился в Комсомольск-на-Амуре на празднование 20-летия города. Вместе с ним поехали композитор Серафим Туликов и дирижер Евгений Светланов. Московские гости побывали на строительных площадках, в комсомольско-молодежных коллективах. Это была первая, но далеко не последняя поездка. Но впечатления были такие яркие, что спустя восемь лет, Островский написал песню «Лесорубы» на слова Михаила Танича. Помните? «Привыкли руки к топорам, и только сердце непослушно докторам!».
Шел 1961-й год. Юрий Гагарин открыл космическую эру. Кто-то из досужих журналистов вспомнил о четверостишии, приведенном Корнеем Чуковским в своей книге в далеком 1928 году. Однажды писатель стал свидетелем, как в саду вместе с мамой гуляет четырехлетний карапуз. Мама сидела на лавочке, сын бегал, а Чуковский присел рядом, любуясь молодой женщиной. И вдруг мальчишка подбежал к маме и выпалил:
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!
Стихи маленького поэта так понравились поэту профессиональному, что он записал их. А потом долго сожалел, что не спросил имени мальчишки.
А в 1961 году эти слова были переложены на плакат. И этот плакат увидел Островский. Он переписал слова и попробовал положить их на музыку. А когда у него это получилось, позвонил своему давнему другу — Льву Ошанину, и попросил последнего написать стихи.
— Ты думаешь, о чем просишь? Это же не мои слова, как я их включу в свое стихотворение?
— Ну, придумай что-нибудь! Например, мальчишка нарисовал солнце и подписал рисунок этим четверостишьем. Если поставишь его в кавычках — это и будет означать, что ты просто привел цитату, и слова не твои…
Вот так хитроумно и выкрутились. Надо ли говорить, что песня «Пусть всегда будет солнце» стала гимном советских детей!
Спят усталые игрушки
Но не менее любимая детворой была другая песня, написанная на стихи Зои Петровой. 1 сентября 1964 года Центральное телевидение порадовало самых маленьких телезрителей новой передачей «Спокойной ночи, малыши». Остроумная музыкальная заставка, которую ребята сразу назвали «Минутками», и колыбельная песня полюбились и детям и взрослым. Передача имела невиданный успех. Особенно запомнилась песня:
Спят усталые игрушки,
Книжки спят,
Одеяла и подушки
Ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай:
Баю-бай…
Но и «дворовый цикл» Островского пришелся молодежи по душе. Начинался он с песни «А у нас во дворе». Впервые песня на слова Льва Ошанина вышла в 1962 году в программе «С добрым утром».
А у нас во дворе есть девчонка одна,
Среди шумных подруг неприметна она,
Никому из ребят неприметна она.
Я гляжу ей вслед:
Ничего в ней нет,
А я все гляжу,
Глаз не отвожу…
Врачи помочь не смогли…
К сожалению, Аркадий Ильич еще в молодости подорвал здоровье. А после 50 лет болячки только обострились: время от времени открывалась язва, побаливало сердце. И хотя его постоянно поддерживали жена и сын Михаил (он еще при жизни отца стал кандидатом биологических наук, а позже академиком). Матильда Ефимовна практически всю жизнь готовила для Островского диетические блюда. Но в сентябре 1967 года композитор отправился в Сочи, где открывался первый фестиваль «Красная гвоздика». Здесь, в Сочи, у Аркадия Ильича разразилось желудочное кровотечение. Врачи спасти его не смогли. 18 сентября 1967 года композитор скончался.
А чуть позже Иосиф Кобзон сказал примерно следующее: «Пойте почаще песни Аркадия Островского, если хотите чувствовать радость жизни».
Юрий Москаленко, что случилась в школе? Вторая замечательная статья за сегодня . А люди- то какие встречались Островскому ... Все протягивали руку помощи, не такие как сегодня , услышав "фас", быстрее загрызть. В статье дух эпохи отражен правдиво.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Москаленко, совершенно замечательная статья! Спасибо !Получила огромное удовольствие ! +5
0 Ответить
Юрий, у вас не было мысли написать книгу о поэтах-песенниках советской поры? Я думаю, она бы просто УЛЕТАЛА с прилавков магазинов!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Маруся!
А если еще добавить к этому и композиторов-песенников!
Вот только пока никто не выступил в качестве спонсора, а книга, которую мне удалось выпустить в 2008 году о юбилее калининградского телевидения и радио обошлась спонсору более, чем в полмиллиона рублей.
Но я верю, что мое время придет!
Кстати, Вы не читали тот материал, который я выставил сегодня? О генерал-фельдмаршале Барятинском! То же песня!
0 Ответить
прочитала о Барятинском - как всегда, великолепно!
буду ждать продолжения "про любовь"
(кстати, как правильно ударение ставить - барЯтинский?)
А если еще добавить к этому и композиторов-песенников!
ну да, я имела в виду ИХ ВСЕХ
Вот только пока никто не выступил в качестве спонсора...
А в издательства вы не обращались? Ее же можно так великолепно оформить! биографическая, мемуарная литература пользуется огромным спросом, особенно сейчас, на волне интереса к русской/советской истории.
И потом, есть же еще государственные программы по развитию русского языка, гранты, управлениям культуры деньги выделяются, даже библиотекам. Такую графоманию выпускают, бывает, хоть стой, хоть падай, хороших авторов - с огнем...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Маруся, Вы совершенно правы. И гранты есть, и управления культуры. Но управления культуры меньше всего заботятся о культуре. Вот о денежке в своем кошельке - всегда запросто, а о том, какого качества появляются произведения - их абсолютно не волнует...
У меня есть кое-какие наработки на счет издания, но у нас в регионе это вряд ли получится...
0 Ответить
И от меня "пятак"!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Москаленко, извините, только... "... готовит просвещеньЯ дух..." Но это скорее всего описка.
Что же касается статьи, то она действительно произвела на меня сильное впечатление, т.к. от Тольятти до Сызрани- час езды, а я о нём совсем мало знаю. Спасибо, оценка - более чем 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Стас, исправил!
Съездите когда-нибудь до Сызрани.
Мне тяжелей из Калининграда...
0 Ответить
Юрий, столько нового вы открываете об известном! И я не знала, что "Пусть всегда...!" и "Усталые игрушки" - одного автора! И заголовок очень точный. Не знаю как "Лесорубы"..., а вот "..книжки спят" заставляют почувствовать!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, Танечка, как говорится, о, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух...
А Вы о Треппере читали?
0 Ответить
Юрий Москаленко, Спасибо Вам за статью!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, и Жанна, и Лена!
Я всегда с большим удовольствием пишу и о наших поэтах-песменниках, и о композиторах. О людях, подаривших нам радость хорошей песни мы не должны забывать...
0 Ответить
Юрий, кто бы мог подумать, что автор песни "Пусть всегда будет солнце" и "Спят усталые игрушки" один и тот же человек?! Потрясающе...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Москаленко, очень понравилась статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И от меня пять баллов
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валюша, интересно, а песни, на которые я раньше делал ссылки (музыкальный номер), они прослушиваются на обычном компе?
0 Ответить
Современным композиторам-песенникам явно не хватает умения находить хорошие стихи, из которых получатся прекрасные песни, как это делал Островский.
5
Оценка статьи: 5
0 Ответить