Библиотеки: знакомые незнакомцы
Разновидностей библиотек очень много: это национальные и региональные, школьные и университетские, частные и муниципальные, специальные и публичные… Внутри каждой крупной библиотеки выделяют свои отделы, например: отдел литературы по искусству, отдел литературы на иностранных языках, отдел делового чтения, отдел краеведения, отдел нотных изданий и кинофотодокументов, отдел книгохранения и многие другие.
Ответ на вопрос «Как пользоваться библиотекой?», кажется, лежит на поверхности: приходи и пользуйся! Но когда мы впервые попадаем в определенную библиотеку (особенно крупную), возникают вопросы и путаница. Куда идти? Где искать книги? Как и у кого спрашивать необходимую литературу? Толком во всем разобраться получится только раза с третьего-четвертого. Да и то, если поможет библиотекарь или бывалый читатель.
Так что для экономии времени и более эффективной работы лучше, придя в библиотеку, сразу знать, в какой отдел обращаться, какие существуют общие правила пользования, что вправе требовать от сотрудников библиотеки вы, и что вправе требовать от вас они.
Записаться в библиотеку можно в отделе контроля и регистрации читателей. Обязательно иметь при себе паспорт или документ с регистрацией, его заменяющий. Если библиотека небольшая, могут также попросить фотографию, которая будет вклеена в читательский билет. Наиболее крупные современные библиотеки выдают пластиковые билеты, которые изготовляются при вас. Фото делают здесь же, с помощью специальной аппаратуры. При записи в библиотеку выдается постоянный, временный или разовый читательский билет — в зависимости от целей читателя. Стоимость записи в каждом случае разная. Пользователи без читательского билета не обслуживаются.
Абонементы и читальные залы
Практически каждая библиотека обслуживает читателя в двух основных формах: посредством абонемента и читального зала. В отделах библиотечного абонемента читатели получают книги и любой интересующий их материал (журналы, карты, брошюры, иллюстрации) в свое полное распоряжение на определенный срок. Учебная литература при вузах выдается на весь учебный год. На каждого читателя в абонементе заводится собственный формуляр, куда будут вписываться все книги и сроки получения-сдачи литературы. Он хранится в библиотеке.
В читальных залах можно заниматься с книгами и другими материалами только в помещении библиотеки. В крупных библиотеках читальных залов несколько, каждый из них имеет свою специализацию. Искать литературу, например, по экономике следует в отделе экономической и деловой литературы (названия отделов могут быть разными в разных библиотеках). Вам понадобится название интересующей книги и автор. Если испытываете затруднение в поиске информации — обращайтесь к библиотекарю, который укажет стеллаж с литературой на интересующую вас тему.
Работа с периодическими изданиями (журналами, газетами, альманахами) осуществляется в отдельном читальном зале.
В залах абонементов могут рядами стоять стеллажи с книгами, открытые для свободного доступа к фондам. В некоторых библиотеках в отделе абонемента свободного доступа к книгам нет. Тогда нужную вам книгу библиотекари приносят сами. Внутри абонемента существует свое разделение. Разграничивают учебную литературу и художественные книги.
Если нам нужна, например, книга «Курс экономической теории»
В случае несвоевременного возврата книги с вас вправе потребовать штраф (за каждый просроченный день). В случае утери вас могут попросить купить аналогичную утерянной книгу или потребовать выплатить соответствующую сумму. Если книга вам еще нужна, а срок сдачи наступил, вы можете продлить его на такой же период.
Каталог — ключ к нужной литературе
Каталог — это сердце каждой библиотеки. Именно в этом отделе собраны данные обо всех книгах каждого из отделов библиотеки, какой большой бы она ни была. В зале каталога стоят шкафы с бесчисленными ящичками, в каждом из которых собраны карточки, на них написаны выходные данные и собственный библиотечный номер каждой книги. Каталог нужен для более эффективного и удобного поиска литературы.
Понятно, что выставить все книги многотысячного фонда на полках — невозможно, поэтому большинство изданий располагается в книгохранилище. Читатель находит в каталоге карточку с библиотечными координатами нужной книги и заполняет специальное требование, по образцу. В требовании указывается название книги, автор, место издания, год и, самое главное — шифр, присвоенный книге. Затем с выписанными данными вы идете в интересующий отдел и отдаете требования библиотекарю. Через некоторое время вам принесут нужную литературу.
Все больше библиотек обзаводятся электронными каталогами. В определенной программе библиотечного компьютера вы должны ввести полностью или частично данные интересующей книги и подождать, когда программа выдаст результат.
В каталоге книги объединены и упорядочены несколькими способами. Первый — по разделам. Вы можете не знать названий и авторов книг, в которых будет освещена ваша тема. В этом случае проще найти (с помощью библиотекаря) ящик с соответствующим названием, например, «Экономическая теория», и перелистать все имеющиеся там карточки-книги. Если автор известен — тогда вам подойдет алфавитная система поиска. Вы находите ящик с первой буквой фамилии интересующего автора и ищете среди карточек нужную книгу. Но если авторов несколько, по алфавиту можно найти только название. Для периодики и изданий на иностранных языках существуют отдельные системы в каталоге.
Пользоваться каталогом нужно уметь обязательно. Просто подойти к библиотекарю и спросить: «А нет ли такой синей книги по экономике не помню какого автора?» недопустимо.
Что еще нужно знать о библиотеках
Если вы — иногородний и местной прописки у вас нет, то брать книги на абонементе на дом вы можете только под залог, который после сдачи книги возвращается.
Для удобства пользователей в крупных библиотеках установлены копировальные аппараты. Вы можете взять книгу из хранилища, откопировать нужные страницы и отправиться заниматься домой.
Работая в библиотеке, бережно относитесь к книгам и другим материалам, полученным из фондов.
При получении литературы внимательно осмотрите её. В случае обнаружения каких-либо дефектов сообщите об этом библиотекарю. Иначе ответственность за порчу книг и других материалов будете нести вы, поскольку взяли их последним.
И главное правило в библиотеке: уважайте себя и других читателей, соблюдайте тишину и чистоту. А вежливое обращение к библиотекарю — гарантия получения необходимой консультации и нужной литературы!
Григорий Иванов,
Хорошо все описано.
У нашем городе - полуторамиллионнике - многие студенты и ИТР, обеременившись высшим образованием в этом же городе,. так ни разу внутри научно-технической библиотеки (или, к примеру, в медицинской) не были.
Тезис "Сколько книжек не читай - императором не станешь!" - торжествует.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Григорий, 5! У нас в некоторых библиотеках с некоторого времени стали работать как в магазинах. Приходишь, тебя встречает девушка за столом и спрашивает, что вы хотели бы почитать? При этом не подпускают к полкам. Вот такие дела. Думаю, что боятся, что кто-нибудь что-нибудь уведет... Удачи!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Григорий Иванов, недурственная получилась инструкия! Быть может, при случае пригодится тем, кто в библиотеке ни разу в жизни не бывал, да вдруг однажды нелегкая занесет. А вообще навыки обращения с библиотекой у любого ребенка с детства должны закладываться, как мне кажется. Точнее - со школьного возраста. На то в каждой школе школьная библиотека и существует.
0 Ответить
Григорий Иванов, мне, исключая некоторые неточности, статья понравилась. Вот только девочка на картинке, похоже, из английской библиотеки. А почему так? Видимо наша представительница была бы уместнее Извините.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
ОК
Разновилности или типы библиотек - ни за рубежом - ни у нас, нет четкой научной типологии библиотек. Наши и зарубежные классификации не совпадают, существует терминологическая путаница. Но все же большинство придерживается следующей типологии, выделяют следующие разновидности библиотек: национальные, публичные, учебные, академические, специальные А вот ЮНЕСКО предложена такая классификация:Национальные библиотеки. Библиотеки высших учебных заведений. Другие крупные и крупнейшие универсальные общедоступные библиотеки.
Учебные библиотеки. Специальные библиотеки (библиотеки НИИ, общественных организаций, ведомственные, профсоюзов, музеев и др.). Массовые общедоступные (или народные) библиотеки.
Про отделы более корректно: везде есть абонементы и читальные залы, информационные (справочные ) отделы, краеведческие, отделы литературы на ин.яз. Реже нотные, или к-либо специализированные (по теме - исторический, или по типу носителя - мултимедиа-залы ).
Правила пользования ЛЮБОЙ библиотекой разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом РФ, Федеральными законами "О библиотечном деле", "Об информации, информатизации и защите информации", "Об авторском праве и смежных правах", а также различными областными законами и в соответсвии с уставом учреждения , в кот. находится б -ка (если говорить про ВУЗовскую, например).
В случае утери можно принести не только аналогичную, но и другую книгу, по договренности с библиотекарем, который занимается читательской задолжностью.
Вроде все Когда читаешь текст не первый раз, сложно все углядеть
0 Ответить
Марианна Поникаровская, спасибо, дополнения интересные, но в статье просто сделала некоторые изменения, чтобы не уводить читателя в сторону от основной темы.
0 Ответить
Марианна Власова, да не за что! Попыталась помочь
0 Ответить
Григорий, вы, на сколько я поняла не библиотекарь, поэтому есть неточности в вашей статье. Самые явные:
В залах абонементов рядами стоят стеллажи с книгами, открытые для свободного доступа к фондам. - абонемент далеко не всегда, если не сказать чаще (!!!!) закрытый от читателй фонд, библиотекари выполняеют заявки. Открытые фонды, с свободным доступом - это отдельный вид организации фонда или какой-то его части. Либо тогда это предложение и кусок В некоторых библиотеках в отделе абонемента свободного доступа к книгам нет. Тогда нужную вам книгу библиотекари приносят сами. должны быть рядом.
Раздел экономической литературы, как правило, достаточно большой и занимает в абонементе среди учебной литературы секцию или несколько стеллажей. Внутри раздела книги выставлены в алфавитном порядке фамилий авторов. - немного не понятон. почему все время говорите про экономические разделы. И уж тем более не правомерно говорить о том, сколько места занимает экономика в библиотеке. Это ОЧЕНЬ индивидуально!
Абонемент и открыте фонды обычно имеют алфавитно-систематический тип расстановки. Но есть нюанс: алфавитная - не значит исколючительно по авторам, если авторов несколько (сейчас по стандарту вроде более 3 и более, а также если это учебник под редакцией, написанный коллективом авторов), то книга шифруется, а следовательно и стоит в алфавите название. Так что нужно четко знать один автор у книги или нет!
Искать литературу по экономике следует в отделе Экономической и деловой литературы. - имеется в виду отдел библиотеки или отдел (а точнее раздел науки). Скорее всего, вы имели ввиду отдел б-ки. Конечно, во многих библиотеках есть отделы= центры деловой информации, правовой, краеведчиские и тп. Но вот именно такое название.. "Экономической и деловой литературы"..что-то меня смущаент такое, на мой взгялд не корректное название. Имеет место быть, но только в очень редком случае, и как пример, не подходит.
Про каталог: "карточку с библиотечными координатами .... В требовании указывается название книги, автор, место издания, год и, самое главное – шифр, присвоенный книге" На карточке "паспорт" книги, т.е. ее библиографическое описание. На требование нужно выписывать те данные, которые требуются по образцу в данной библиотеке. Примеры заполнения требования всегда есть в зале каталогов. Но также это можно уточнить и у библиотекаря. Как правило, самое основное, что нужно выписать на требование: автор, название, полочный и авторский шифр, инвентарный номер.
Есть еще некоторые нюансы, но не хочу уж быть слишком придирчивой.
А вообще была приятно удивлена тем, что не забыли упомянуть про вежливость и тп!
Успехов!
0 Ответить
Марианна Поникаровская, поправили, но Вы уж признавайтесь, что еще не так - до публикации в основном выпуске есть время.
0 Ответить