• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Григорий Шарапа Грандмастер

День библиотек: как правильно пользоваться библиотекой?

Несмотря на широкое распространение Интернета и, казалось бы, его всеобъемлющие учебные ресурсы, библиотеки по-прежнему остаются важным источником учебной и художественной литературы. Ведь если найти хорошо известную книгу по экономике во Всемирной сети или на полках магазина проблем не составит, то разыскать редкий, десятилетия назад написанный фундаментальный труд будет уже не так легко. Для этого и нужны библиотеки. Как и сотни лет назад, они верно служат студентам, ученым и просто любителям всевозможного чтения.

Библиотеки: знакомые незнакомцы

Разновидностей библиотек очень много: это национальные и региональные, школьные и университетские, частные и муниципальные, специальные и публичные… Внутри каждой крупной библиотеки выделяют свои отделы, например: отдел литературы по искусству, отдел литературы на иностранных языках, отдел делового чтения, отдел краеведения, отдел нотных изданий и кинофотодокументов, отдел книгохранения и многие другие.

Ответ на вопрос «Как пользоваться библиотекой?», кажется, лежит на поверхности: приходи и пользуйся! Но когда мы впервые попадаем в определенную библиотеку (особенно крупную), возникают вопросы и путаница. Куда идти? Где искать книги? Как и у кого спрашивать необходимую литературу? Толком во всем разобраться получится только раза с третьего-четвертого. Да и то, если поможет библиотекарь или бывалый читатель.

Так что для экономии времени и более эффективной работы лучше, придя в библиотеку, сразу знать, в какой отдел обращаться, какие существуют общие правила пользования, что вправе требовать от сотрудников библиотеки вы, и что вправе требовать от вас они.

Записаться в библиотеку можно в отделе контроля и регистрации читателей. Обязательно иметь при себе паспорт или документ с регистрацией, его заменяющий. Если библиотека небольшая, могут также попросить фотографию, которая будет вклеена в читательский билет. Наиболее крупные современные библиотеки выдают пластиковые билеты, которые изготовляются при вас. Фото делают здесь же, с помощью специальной аппаратуры. При записи в библиотеку выдается постоянный, временный или разовый читательский билет — в зависимости от целей читателя. Стоимость записи в каждом случае разная. Пользователи без читательского билета не обслуживаются.

Абонементы и читальные залы

Практически каждая библиотека обслуживает читателя в двух основных формах: посредством абонемента и читального зала. В отделах библиотечного абонемента читатели получают книги и любой интересующий их материал (журналы, карты, брошюры, иллюстрации) в свое полное распоряжение на определенный срок. Учебная литература при вузах выдается на весь учебный год. На каждого читателя в абонементе заводится собственный формуляр, куда будут вписываться все книги и сроки получения-сдачи литературы. Он хранится в библиотеке.

В читальных залах можно заниматься с книгами и другими материалами только в помещении библиотеки. В крупных библиотеках читальных залов несколько, каждый из них имеет свою специализацию. Искать литературу, например, по экономике следует в отделе экономической и деловой литературы (названия отделов могут быть разными в разных библиотеках). Вам понадобится название интересующей книги и автор. Если испытываете затруднение в поиске информации — обращайтесь к библиотекарю, который укажет стеллаж с литературой на интересующую вас тему.

Работа с периодическими изданиями (журналами, газетами, альманахами) осуществляется в отдельном читальном зале.

В залах абонементов могут рядами стоять стеллажи с книгами, открытые для свободного доступа к фондам. В некоторых библиотеках в отделе абонемента свободного доступа к книгам нет. Тогда нужную вам книгу библиотекари приносят сами. Внутри абонемента существует свое разделение. Разграничивают учебную литературу и художественные книги.

Если нам нужна, например, книга «Курс экономической теории» М. Н. Чепурина и Е. А. Киселевой, не думайте, что ее следует искать в конце книжных рядов экономического раздела. Внутри раздела книги выставлены в алфавитном порядке фамилий авторов, но если авторов несколько, — названий. Если нужной книги найти не удалось, проконсультируйтесь с библиотекарем: редко требуемые книги и старая литература могут находиться в хранилище.

В случае несвоевременного возврата книги с вас вправе потребовать штраф (за каждый просроченный день). В случае утери вас могут попросить купить аналогичную утерянной книгу или потребовать выплатить соответствующую сумму. Если книга вам еще нужна, а срок сдачи наступил, вы можете продлить его на такой же период.

Каталог — ключ к нужной литературе

Каталог — это сердце каждой библиотеки. Именно в этом отделе собраны данные обо всех книгах каждого из отделов библиотеки, какой большой бы она ни была. В зале каталога стоят шкафы с бесчисленными ящичками, в каждом из которых собраны карточки, на них написаны выходные данные и собственный библиотечный номер каждой книги. Каталог нужен для более эффективного и удобного поиска литературы.

Понятно, что выставить все книги многотысячного фонда на полках — невозможно, поэтому большинство изданий располагается в книгохранилище. Читатель находит в каталоге карточку с библиотечными координатами нужной книги и заполняет специальное требование, по образцу. В требовании указывается название книги, автор, место издания, год и, самое главное — шифр, присвоенный книге. Затем с выписанными данными вы идете в интересующий отдел и отдаете требования библиотекарю. Через некоторое время вам принесут нужную литературу.

Все больше библиотек обзаводятся электронными каталогами. В определенной программе библиотечного компьютера вы должны ввести полностью или частично данные интересующей книги и подождать, когда программа выдаст результат.

В каталоге книги объединены и упорядочены несколькими способами. Первый — по разделам. Вы можете не знать названий и авторов книг, в которых будет освещена ваша тема. В этом случае проще найти (с помощью библиотекаря) ящик с соответствующим названием, например, «Экономическая теория», и перелистать все имеющиеся там карточки-книги. Если автор известен — тогда вам подойдет алфавитная система поиска. Вы находите ящик с первой буквой фамилии интересующего автора и ищете среди карточек нужную книгу. Но если авторов несколько, по алфавиту можно найти только название. Для периодики и изданий на иностранных языках существуют отдельные системы в каталоге.

Пользоваться каталогом нужно уметь обязательно. Просто подойти к библиотекарю и спросить: «А нет ли такой синей книги по экономике не помню какого автора?» недопустимо.

Что еще нужно знать о библиотеках

Если вы — иногородний и местной прописки у вас нет, то брать книги на абонементе на дом вы можете только под залог, который после сдачи книги возвращается.

Для удобства пользователей в крупных библиотеках установлены копировальные аппараты. Вы можете взять книгу из хранилища, откопировать нужные страницы и отправиться заниматься домой.

Работая в библиотеке, бережно относитесь к книгам и другим материалам, полученным из фондов.

При получении литературы внимательно осмотрите её. В случае обнаружения каких-либо дефектов сообщите об этом библиотекарю. Иначе ответственность за порчу книг и других материалов будете нести вы, поскольку взяли их последним.

И главное правило в библиотеке: уважайте себя и других читателей, соблюдайте тишину и чистоту. А вежливое обращение к библиотекарю — гарантия получения необходимой консультации и нужной литературы!

Статья опубликована в выпуске 27.05.2009
Обновлено 16.09.2021

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Григорий Иванов,
    Хорошо все описано.
    У нашем городе - полуторамиллионнике - многие студенты и ИТР, обеременившись высшим образованием в этом же городе,. так ни разу внутри научно-технической библиотеки (или, к примеру, в медицинской) не были.
    Тезис "Сколько книжек не читай - императором не станешь!" - торжествует.

    Оценка статьи: 5

  • Григорий, 5! У нас в некоторых библиотеках с некоторого времени стали работать как в магазинах. Приходишь, тебя встречает девушка за столом и спрашивает, что вы хотели бы почитать? При этом не подпускают к полкам. Вот такие дела. Думаю, что боятся, что кто-нибудь что-нибудь уведет... Удачи!!!

    Оценка статьи: 5

  • Григорий Иванов, недурственная получилась инструкия! Быть может, при случае пригодится тем, кто в библиотеке ни разу в жизни не бывал, да вдруг однажды нелегкая занесет. А вообще навыки обращения с библиотекой у любого ребенка с детства должны закладываться, как мне кажется. Точнее - со школьного возраста. На то в каждой школе школьная библиотека и существует.

  • Наша лучше!

    Григорий Иванов, мне, исключая некоторые неточности, статья понравилась. Вот только девочка на картинке, похоже, из английской библиотеки. А почему так? Видимо наша представительница была бы уместнее Извините.

    Оценка статьи: 5

  • ОК
    Разновилности или типы библиотек - ни за рубежом - ни у нас, нет четкой научной типологии библиотек. Наши и зарубежные классификации не совпадают, существует терминологическая путаница. Но все же большинство придерживается следующей типологии, выделяют следующие разновидности библиотек: национальные, публичные, учебные, академические, специальные А вот ЮНЕСКО предложена такая классификация:Национальные библиотеки. Библиотеки высших учебных заведений. Другие крупные и крупнейшие универсальные общедоступные библиотеки.
    Учебные библиотеки. Специальные библиотеки (библиотеки НИИ, общественных организаций, ведомственные, профсоюзов, музеев и др.). Массовые общедоступные (или народные) библиотеки.

    Про отделы более корректно: везде есть абонементы и читальные залы, информационные (справочные ) отделы, краеведческие, отделы литературы на ин.яз. Реже нотные, или к-либо специализированные (по теме - исторический, или по типу носителя - мултимедиа-залы ).

    Правила пользования ЛЮБОЙ библиотекой разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом РФ, Федеральными законами "О библиотечном деле", "Об информации, информатизации и защите информации", "Об авторском праве и смежных правах", а также различными областными законами и в соответсвии с уставом учреждения , в кот. находится б -ка (если говорить про ВУЗовскую, например).

    В случае утери можно принести не только аналогичную, но и другую книгу, по договренности с библиотекарем, который занимается читательской задолжностью.

    Вроде все Когда читаешь текст не первый раз, сложно все углядеть

  • Григорий, вы, на сколько я поняла не библиотекарь, поэтому есть неточности в вашей статье. Самые явные:

    В залах абонементов рядами стоят стеллажи с книгами, открытые для свободного доступа к фондам. - абонемент далеко не всегда, если не сказать чаще (!!!!) закрытый от читателй фонд, библиотекари выполняеют заявки. Открытые фонды, с свободным доступом - это отдельный вид организации фонда или какой-то его части. Либо тогда это предложение и кусок В некоторых библиотеках в отделе абонемента свободного доступа к книгам нет. Тогда нужную вам книгу библиотекари приносят сами. должны быть рядом.

    Раздел экономической литературы, как правило, достаточно большой и занимает в абонементе среди учебной литературы секцию или несколько стеллажей. Внутри раздела книги выставлены в алфавитном порядке фамилий авторов. - немного не понятон. почему все время говорите про экономические разделы. И уж тем более не правомерно говорить о том, сколько места занимает экономика в библиотеке. Это ОЧЕНЬ индивидуально!
    Абонемент и открыте фонды обычно имеют алфавитно-систематический тип расстановки. Но есть нюанс: алфавитная - не значит исколючительно по авторам, если авторов несколько (сейчас по стандарту вроде более 3 и более, а также если это учебник под редакцией, написанный коллективом авторов), то книга шифруется, а следовательно и стоит в алфавите название. Так что нужно четко знать один автор у книги или нет!

    Искать литературу по экономике следует в отделе Экономической и деловой литературы. - имеется в виду отдел библиотеки или отдел (а точнее раздел науки). Скорее всего, вы имели ввиду отдел б-ки. Конечно, во многих библиотеках есть отделы= центры деловой информации, правовой, краеведчиские и тп. Но вот именно такое название.. "Экономической и деловой литературы"..что-то меня смущаент такое, на мой взгялд не корректное название. Имеет место быть, но только в очень редком случае, и как пример, не подходит.

    Про каталог: "карточку с библиотечными координатами .... В требовании указывается название книги, автор, место издания, год и, самое главное – шифр, присвоенный книге" На карточке "паспорт" книги, т.е. ее библиографическое описание. На требование нужно выписывать те данные, которые требуются по образцу в данной библиотеке. Примеры заполнения требования всегда есть в зале каталогов. Но также это можно уточнить и у библиотекаря. Как правило, самое основное, что нужно выписать на требование: автор, название, полочный и авторский шифр, инвентарный номер.

    Есть еще некоторые нюансы, но не хочу уж быть слишком придирчивой.

    А вообще была приятно удивлена тем, что не забыли упомянуть про вежливость и тп!
    Успехов!