Одним из названий масленичных развлечений было «гулянье под горами». И это не случайно, ведь главной масленичной забавой считалось катание с ледяных гор. Именно громадные горы (высотой до 12−14 метров), которые специально для этого строились, становились центрами гуляний, а уже вокруг них возникали ярмарки, ставились качели, карусели и балаганы, проводились различные увеселения.
Горы строились во всех городах и крупных селах, для этого иногда отпускались деньги из казны, но чаще их возведение оплачивали купцы и балаганщики или же жители в складчину. Как правило, горы строили парно, друг против друга, так, чтобы скаты с них шли параллельно. Зачастую эти внушительные сооружения венчались башенками или беседками над площадками, с которых и начинался спуск. А длина залитого спуска могла составлять 100−140 метров, было где разогнаться.
Иностранцы, посещавшие зимой Россию, оставили много описаний катаний с ледяных гор, такое сильное впечатление они на них производили. Датчанин П. фон Хавен, видевший это развлечение в Петербурге еще в начале XVIII века, писал, что оно «чужеземным наблюдателям кажется более опасным, чем веселым». Он отмечал, что катаются «с наступлением Масленицы там всю неделю напролет, с утра до позднего вечера, множество людей обоих полов». Датчанин подметил и одну важную деталь — вместе катались все сословия: «Сие увеселение столь нравится народу, что и простые женщины, и молодые люди лучшего состояния в оном участвуют».
Не чурались покататься с горы и русские монархи. Петр I для этого мог усесться и в обычные санки, а Елизавета Петровна предпочитала специально сделанные разукрашенные сани. В молодости потешить себя исконно русской забавой любила и Екатерина II.
Подробное описание катаний с гор и даже особенностей их постройки оставил
Кстати, пьяных на горы не пускали. Пить не возбранялось, но только на земле, а выпить россияне всегда любили. Еще в середине XVII века англичанин С. Коллинз писал: «На Масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе перед постом пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем».
Катания же в течение Масленицы ежедневно могли продолжаться до глубокой ночи, для чего горы освещали фонарями. Свиньин в «Достопамятностях Санкт-Петербурга» описывал это очень красочно: «Отражение сей массы разноцветных огней в снегу, мешаясь с тенями, представляет необыкновенное зрелище». Не правда ли, напоминает современные «завлекухи» для туристов.
Для катания с гор делали небольшие сани, но многие предпочитали кататься на шкурах, рогожах и даже в больших корзинах. Особым шиком считалось съехать с горы на ногах, но это редко кому удавалось. Парни старались появиться на горе с собственными изящными санками, в этом случае появлялась возможность приглашать покататься девушек. Санки делались таких размеров, что девушка могла сесть только к парню на колени. После благополучного скатывания вниз девушка должна была наградить хозяина санок поцелуем.
Посмотреть на катающихся собиралась масса людей. Естественно, что рядом с горами шла активная торговля. В толпе сновали разносчики горячего сбитня и чая, умудряясь приспособить себе за спину самовары. Здесь же торговали различными сладостями, засахаренными фруктами, орехами, пряниками, пирогами и блинами, которые пекли на месте или приносили из ближайших кабаков. Для развлечения публики стояли качели и карусели, масса балаганчиков, в которых разыгрывали небольшие комедии или сценки, часто фривольного содержания. Выступали жонглеры и акробаты. Зазывали народ небольшие кукольные театрики, главным героем которых был Петрушка. Большой популярностью пользовались выступления дрессированных животных.
Вторым по популярности масленичным развлечением было катание на конных санях. Все, у кого были конные выезды, не отказывали себе в удовольствии прокатиться с ветерком по улицам в санях с бубенцами и колокольчиками. Самое время было щегольнуть статными рысаками, разукрашенными санями с коврами и медвежьими шкурами или легкими гоночными санками, в которых правили стоя.
У кого не было своих саней, всегда мог нанять подходящую упряжку. Выбор был широк: от лихих городских извозчиков с элегантными санями для людей с достатком, до обычных крестьянских розвальней, украшенных разноцветными лентами и бумажными цветами. Зачастую по улицам следовали целые кавалькады саней, в которых были свои музыканты и певцы. А по льду замерзших рек устраивались конские бега, всегда собиравшие массу болельщиков.
Много удовольствия и участникам и зрителям доставляло взятие снежной крепости. Особенностью было то, что штурмовали крепость на конях. Обычно крепость или снежный городок строили на льду реки. Защитники оборонялись снежками, стегали лошадей прутьями, отпихивали метлами. Запрещалось только стегать лошадей по глазам и губам, а также бить палками или бросать в них большими комьями снега. Нападающие стремились ворваться в крепость через ворота или проломить одну из стен, которая специально делалась более тонкой.
В ряде случаев в центре городка делали специальную прорубь. Первый ворвавшийся в городок должен был в неё окунуться, подтвердив этим свою лихость. Уже после этого его чествовали как победителя.
На современных праздниках Масленицы иногда тоже устраивают штурм снежных городков, но нападающие действуют в «пешем порядке». Понятно, что такой зрелищности, как при конных атаках, это веселое действие уже не представляет.
Кое-где в наши дни возрождаются и кулачные бои, бывшие непременным атрибутом масленичных гуляний. Но вряд ли они получат широкое распространение.
Раньше были очень своеобразные масленичные обряды, связанные с молодоженами. Их обычно соблюдали в деревнях и небольших городках, а в крупных городах — в районах, заселенных простым людом. Сыгравшие свадьбу в зиму перед Масленицей обязаны были ездить в разукрашенных санях обнявшись, демонстрируя согласие в семье и целоваться по первому требованию. Бытовала даже специальная присказка:
«Муж, сегодня помилуемся,
Но не целуй меня на улице,
Не целуй меня в сенях —
Целуй на Маслену в санях!»
Кстати, тех, кто достиг брачного возраста, но вступать в брак не спешил, на Масленицу подвергали своеобразному шуточному наказанию. Им надевали хомут или специальную колодку, от которых они должны были откупаться вином, деньгами или сладостями.
Красивых масленичных традиций и обрядов на Руси существовало очень много. Естественно, что отдельные из них возродить уже не удастся. Современная Масленица «обрастает» новыми традициями, соответствующими реалиям наших дней. Но главное — она остается такой же веселой и задорной, как и столетия назад.
На шкурах я еще каталсяф.....
0 Ответить
Класс! так захотелось туда, в то время на масленицу. А сейчас "телевизир нам природу заменил..." .
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хорошая познавательная статья. Традиции, несомненно, надо возрождать, но только те, которые подойдут к современным реалиям. Ставлю "5"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Замечательная статья, интересная и познавательная)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Aina Aina, реклама в блогах запрещена, запись удалена.
0 Ответить
Спасибо, коллеги.
0 Ответить
Ну вот, и блинов поели, и пятерку поставить успели...
Спасибо за материал!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за информацию.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо Владимир!
Чисто в россейском духе и по сей день. Праздники в волю, что иностранцам не понять и даже страшновато для них сиё, в отдельных случаях доводящее до безумия. В частности, относительно крепких напитков или лазание на столб за шампанским и др.
Зато ... Там русский дух там Русью пахнет !
А самый целительный фактор на масленице, когда -
Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, сжигаются последние чучела, которые не угодны Господу. Ибо написано:
« Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно
Помни день субботний,(ныне это воскресенье) чтобы святить его;
(Исх.20:2-7).
И ныне 1 марта воскресенье начало весны.
Поэтому на ледяных горках разводят костры - лед растопить, холод уничтожить. Родители объясняли детям: "Сгорели молоко и масло, остался только редькин хвост на Великий пост".
Для взрослых же, тем более верующих, сжигание чучела, это сжигание языческих божков пред Богом Всемогущим на жертвеннике, во отпущение грехов, дабы очиститься от них, и в молитвах примирится с Господом и служить и славить Бога Отца, Сына и Духа Святого ! Аминь.
Масленица эта подготовительная неделя к Великому посту - посвящена в христианском смысле одной цели - примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу - в этом христианская составляющая масленицы. Масленица - это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями.
Обильных Божиих всем благословений.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Шайдт, масленица не имеет к христианству никакого отношения. У всех народов есть праздники солнца, когда идет поворот на весну, возрождение природы, а значит надо задобрить Батюшку-Солнце, устроить ему праздник, а поедание блинов - символа солнца, сжигание чучела зимы - это прямое язычество.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Где Масленица, там Русь.К сожалению, в Украине .....
Отличная статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Побольше бы таких статей, авось традиции возобновились бы...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Шуваева-Петросян, присоединяюсь!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Рогоза, Большое спасибо! Словно прикасаешься вживую к истории народа и страны. Только немножко фантазии, и ты уже среди этих веселых и дружелюбных людей! (5+)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Рогоза, так приятно стало, после того,как прочитала Вашу статью!
Люди отдыхали и веселились! Как хорошо! Все были заодно.
А иностранцы боялись, ха! Трусишки!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5 за статью! Очень интересная история.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Обрядность, как форма морали , выраженная в привычном порядке (обычае) совершения моральных (поощряемых обществом) поступков была взята религией из язычества, но полностью превратить её в церковные ритуалы так и не удалось. Масленица, как всенародное действо-зрелище проводов зимы и торжества жизни без церковных ритуалов, видоизменяется вслед за моралью общества для публичной демонстрации моральных ценностей и добродетелей. Дух личного и корпоративного соперничества исчез вместе с кулачными боями и взятием "крепостей" в век индивидуализма и эгоизма. Олигархи теперь не спонсируют строительство горок и крепостей, и предпочитают катанию на расписных санях с "русских горок" личные яхты. А свое коттеджи-замки ограждают на как снежные крепости, а как средневековые - высокими каменными заборами.
0 Ответить
Кста, в одном из переводов "Алисы в Стране Чудес" Чеширского Кота называют Масленичным Котом.
0 Ответить
Увелкательно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Рогоза, интересно!
Прочитала и вспомнила матроскинское: "телевизор нам природу заменил!"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир, уж больно громоздко: "современное празднование". Ведь и так, и этак Масленица - праздник в народной традиции. Можно просто написать:" Чем сегодняшняя Масленица отличается..."
0 Ответить
Спасибо, поправил.
0 Ответить