И вот захотелось узнать, а как появился стеганый ватник? И когда?
Нечто подобное стеганому ватнику существовало еще в 11 веке: «Рассматривая европейское Средневековье, можно впервые встретить упоминания военной одежды стеганого типа в Греции в 11 в. Так называемый „льняной панцирь“ Конрада Монфератского (1185−1190 г.) — кабадион, это короткая безрукавка — „пончо“, из множества (как правило, 18) простеганных слоев войлока или льна, провощенных или пропитанных вином или уксусом. Другой тип стеганки, известный из „Тактики“ Льва VI, „Стратегикона“ Маврикия — из нескольких опять же простеганных между собой слоев льна и шелка со слоями ваты между ними» (эсквайр Энтони, «Валлийский Отряд»).
Кстати, есть и хорошая иллюстрация к этому — картина «Банкет» Корнелиса Антониса*, написанная в 1533 году. Это групповой портрет арбалетчиков — и все они одеты в стеганые куртки.
Как видим, история одежды, похожей на ватник, предполагала ей другое назначение: защита от стрел, а не от холода. А вот когда стеганый ватник(он же телогрейка) стал такой же непременной деталью быта, как, скажем, стол или стул? Прямых указаний на дату появления ватника в такой роли нигде нет. Можно только по каким-то признакам судить о времени его повсеместного распространения.
Как бы подразумевается, что телогрейка тесно связана с исправительными учреждениями. Но так было не всегда. Есть косвенное доказательство того, что в 19 веке стеганый ватник не был одеждой заключенных. Художник Николай Александрович Ярошенко на картине «Всюду жизнь» изобразил обитателей арестантского вагона. Ни на одном из них нет стеганого ватника.
Существование стеганого ватника в середине 20-х годов прошлого века имеет несколько необычное документальное подтверждение: «Фотографии и репродукции, помещенные в книге, не дублируют сюжет судьбы, а становятся как будто постановочной частью драмы Марии Николаевны Ермоловой. От конок, куполов и булыжных площадей Москвы ее детства, от прелестной фотографии „трех сестер“ Ермоловых 1870-х гг. до разгромленного октябрьскими боями 1917 года Малого театра и твердого взгляда старой дамы в ватнике на фотографии середины 1920-х. И этот стеганый ватник затмевает черный бархат парадного портрета». (Екатерина Хмелева, «Ватник Орлеанской девы»)
Вполне возможно, что прототипом сегодняшнего ватника был стеганый среднеазиатский халат. Его укоротили для практичности, чтобы не мешал двигаться. Ватник был военной формой, он был верхней одеждой заключенных, он был всеобщей верхней одеждой. И до сих пор сохраняет свое заметное место в гардеробе неисчислимого количества людей.
Вчера стеганый ватник был признаком крайней бедности, сегодня — привычная рабочая одежда. Кто знает, может быть, с ним произойдет та же метаморфоза, что и с дублеными полушубками?
Помнится время, когда овчинный полушубок был как бы привязан к извозчикам и крестьянам. Потом вдруг он стал нужен всем. Ему изменили крой, выделку, отделку и даже сменили имя — был «полушубок», стал «дубленка».
И если кутюрье обратятся к стеганому ватнику, возможно, и сбудутся слова, произнесенные в свое время Аркадием Райкиным. Кстати, Вячеслав Зайцев на заре своей карьеры кутюрье как раз таки занимался моделированием ватников. Правда, это закончилось для него не совсем благоприятно: «…На фабрике меня просто затравили, устроили товарищеский суд, сняли с должности, довели до нервного срыва, я на нервной почве чуть не потерял зрение. Меня перевели в цех, где можно было из остатков тканей делать женскую одежду и сдавать ее в московские магазины. И новый магазин „Светлана“ на Кузнецком Мосту стал покупать у фабрики эту одежду».
Но в каждом отрицательном моменте есть свои положительные стороны: представьте, что Слава Зайцев продолжал бы заниматься телогрейками. Очень может быть, что он бы так и занимался ими всю оставшуюся жизнь.
Справедливости ради стоит заметить, что модельеры временами к телогрейке возвращаются. Но их работы как-то не впечатляют. Нет полета. Но если приподняться в фантазиях — можно и стразами отделать. А для особо важных и гламурных (как это принято говорить сейчас) и бриллианты с золотом пустить на отделку.
Валенки такие уже есть! «Дизайнеры Битцевской фабрики применяют для отделки сувенирных валенок такие материалы, как органза, атлас, перья, кружево, бусины и стразы, замшу и натуральный мех». Так почему бы не быть и «ватнику haute couture»?
От редакции. В подкасте Абрахам Ван Бейерен озвучен как автор картины, что является ошибкой.
Интересная история. А, казалось бы, обычный ватник... Ну, что про него можно рассказать?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В 50-е 60-е пол страны ходили в ватниках = фуфайках = телогрейках.
На работу ранним утром на остановке автобуса стояла толпа в телогрейках и ватных штанах. Все в валенках. Мужчины от женщин отличались тем, что мужики были в шапках-ушанках, а женщины в платках да шалях.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Уважаемые коллеги! Спасибо всем за комментарии и оценки!
0 Ответить
Очень интересно! Мне казалось, он был всегда! Оказалось - нет!
А по поводу от кутюр - периодически стёганая одежда входит в моду. А куртки "дутые", они же стёганые? Только не ватой набиты,а современными материалами. Чем не "ватник от кутюр"?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Где-то в классе пятом мне мама сшила такой стеганый жилет, черный, шелковый, да еще с кожаной красной отделкой. Я должна была в нем в школу ходить, чтобы не мерзнуть там. Я отказалась наотрез. А сейчас часто вспоминаю о нем с тоской, вот сейчас бы я пощеголяла в нем! .... Да мамы уж давно нет...
Пятерка!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Здорово.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Какая прелесть! В годы дикого дефицита я сшила себе ватник ярко-желтого цвета с узорами. Носила вместо демисезонного пальто. А в "Огоньке" перестроечных времен видела фото - длинноногая модель в корсете из ватника. Подпись "Наш привет Кардену".
Оценку не видно - 5.
0 Ответить
А снимков не сохранилось?!! Сегодня, уверен, они бы просто на "ура" в любой музей прошли. Особенно, если "в дар от благодарных сограждан (согражданок)". А то ведь Алишеров Усмановых пока почему-то за каждым музеем не закрепили... Непорядок, конечно, но уж, как есть...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина... Не понял... Что там за рассказ, что "согрел"?!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"...он был всеобщей верхней одеждой". Да, действительно, так оно и было. Наверное, ещё лет 15-20 назад трудно было найти какую советскую семью, в которой не было бы ватника. Или как его ещё называли - телогрейки. Интересно, а какие иные "имена" были ещё у ватника?..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
а какие иные "имена" были ещё у ватника
Фуфайка.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
ТОЧНО!! Спасибо, Сергей. Ну, вот как такую элементарщину забыть?!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Правда? А мне казалось, что одно - просто разновидность другого. Надо будет уточнить.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Борис, 5!!! Очень интересная статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить