Насколько важно знать грамматику? Мы можем рассуждать об этом сколько угодно, каждый может высказать своё мнение, и даже при том, что мнения могут быть абсолютно противоположными, каждый при этом окажется совершенно прав. «Как же такое может быть?!» — спросите вы. Может. Ведь у спорящих может быть разный взгляд на то, что такое грамматика.
Обычно грамматику представляют как собрание правил, в соответствии с которыми должна быть организована письменная и устная речь. И записывают все эти правила в толстые или не очень учебники и справочники. Что же сложного в том, чтобы запомнить все эти инструкции? Зубрим же мы в детстве стихи наизусть, параграфы для уроков истории или биологии… Впрочем, зубрим и правила грамматики порой.
Если посмотреть на процент успешных письменных теоретических тестов по тому же английскому, можно подумать, что у наших соотечественников не всё так плохо обстоит со знанием языка! Но посмотрите на наших туристов за границей, на сотрудников организаций, в которые захаживают иностранцы в качестве клиентов или партнёров, на людей на улице в крупных городах — могут ли они просто поговорить с другим человеком на английском? Далеко не всегда. В чём же кроется проблема, где ошибка?
Чтобы знать язык, мы учим грамматику. Выучив грамматику, мы всё ещё так и не можем пользоваться языком. Странная ситуация. Может, стоит получше посмотреть на сам предмет грамматики и понять, что же это такое?
На самом деле есть и несколько другой, отличный от традиционного, взгляд на грамматику. И, возможно, это было бы совсем неинтересно — есть другой взгляд или нет — если бы он не позволял решить давнюю проблему обучения языкам: когда иностранный долго учат, но так и не знают настолько хорошо, чтобы просто поговорить с другим человеком, понять его, чтобы выразить свои мысли так, чтобы он понял вас…
Этот новый взгляд на грамматику принадлежит американскому философу, писателю, исследователю, гуманисту (не станем перечислять здесь всех титулов этого человека — он был невероятно разносторонней личностью) Л. Рону Хаббарду. В своё время он не раз обращал внимание на то, каким мукам подвергаются ученики и сколь скромные успехи получают, обучаясь у «профессоров от лингвистики».
И даже не столько эта проблема занимала его, сколько понимание того, что непонимание грамматики собственного языка самими американцами приводит их к тому, что у них возникают проблемы и в школе, и на работе (когда им приходится осваивать новые должностные инструкции, например), что они не умеют читать и являются функционально безграмотными людьми. То есть большинство смогут прочесть вслух статью из утренней газеты, но вряд ли смогут правильно понять, о чём там говорится, не говоря уже о том, чтобы сделать верные выводы из прочитанного. Чтобы помочь людям избежать подобных проблем и сделать их более грамотными, Л. Рон Хаббард исследовал эту область и создал труд, который назвал «Новая грамматика». Вот как он объясняет что такое грамматика, говорит о её истоке и функции (предназначении).
«Грамматика — это способ, с помощью которого слова организуются в устную и письменную речь, чтобы точно передать людям мысли, идеи и смысл. В сущности это система соглашений относительно связи слов, чтобы осуществить осмысленную коммуникацию.
Это все, что касается грамматики. Если ее определять по-другому, учащиеся подумают, что их учат школьным правилам, а не тому, как говорить и читать.
Это определение нельзя найти в словарях, потому что грамматика попала в руки грамматистов, которые сами не поняли слова «грамматика». Это и только это делает грамматику сложной. Цель «Новой грамматики» — обойти вытекающие отсюда осложнения. Грамматика основана на общем употреблении и продвигается вперед писателями. Она попала в очень мутный круговорот в очень мутной реке, оказавшись в лапах профессоров. Вот что здесь изначально не в порядке. Её даже не трудно понимать. Трудно лишь понять неспособность профессоров писать о ней.
Грамматика — это не изучение чего-либо. Это использование чего-либо. А теперь профессор кислых щей верит, что наукой может быть что угодно. Это потому, что ему платят, если он говорит людям, что это наука. Грамматика — это часть каждодневного существования, и если вы не знаете об этом и не можете ею пользоваться — никто не может вас понять, и вы не можете понять других, и вещи и люди будут для вас загадкой очень долго.
Если грамматика определяется как способ, с помощью которого слова организуются в устную и письменную речь, чтобы точно передать людям мысли, идеи и смысл, учащиеся будут скорее жаждать изучить ее, чем думать, что они страдают под игом профессоров кислых щей, которые сами не смогли бы разговаривать или общаться. Грамматика — это нечто, в чем люди нуждаются, чтобы понимать и быть понятыми, — и это все.
Грамматики прошлого никогда не понимали, что такое слово, и им не удалось определить самый основной элемент их предмета.
Им также не удалось заметить тот факт — и сделать на нем акцент, — что язык состоит из слов, которые чаще всего имеют несколько смыслов и могут быть использованы несколькими различными путями. Без понимания этого язык и грамматика могут показаться очень запутанными.
Эти и многие другие ошибки сделали этот предмет трудным для изучения и применения.
Задача этой книги — сделать человека способным использовать и строить слова и речь таким образом, чтобы он мог передавать свои концепты и смысл ясно и четко, и так, чтобы он мог понимать смысл и концепты других. Это все, что касается грамматики."
И вот всё становится на места. Это очень практичная вещь и изучать её не сложнее, чем детский конструктор! Когда были собраны все замечания Л. Рона Хаббарда о том, как следовало бы обучать языкам, в дополнение к этому описанию грамматики, — был создан курс обучения английскому, известный в центрах Прикладного Образования как «English as a Second language» (ESL).
Теоретический взгляд на предмет был многократно проверен и всякий раз давал неизменно быстрый и положительный результат: на курсе английского в центрах Прикладного Образования студенты (это могут быть люди любого возраста — от 18 до 80 лет, с любым уровнем знаний — от полнейшего незнания до знания языка на уровне некоторого запаса слов и правил) неизменно получали способность использовать язык в своей жизни. Они могли общаться. Конечно же, они могли и писать, и читать, не только понимать собеседника, но и выразить свои мысли.
На курсе ESL, упомянутом выше, используется подход к изучению грамматики через практику. Именно поэтому получается так быстро получить и развить свои разговорные навыки. Однако, немало людей по тем или иным причинам всё-же испытывают потребность более глубоко разбираться в грамматике английского языка. И для всех вас, кому это так необходимо, у нас есть хорошая новость! С апреля 2009 года в классах Прикладного Образования можно пройти теоретический курс грамматики английского языка, который называется «Grammar and Communication» («Грамматика и коммуникация»).
Курс написан простым языком, полон иллюстраций, что позволяет сделать грамматику простой для понимания. «Grammar and Communication» проходится на английском, но этого не стоит пугаться по причине, изложенной выше: он снабжён достаточным количеством простых текстов и все понятия хорошо иллюстрируются — текстовыми примерами и, часто, картинками. Курс могут проходить студенты, начиная примерно с 4-го уровня нашего курса ESL или любой человек, владеющий английским примерно на том же уровне.
Выбирайте! Если вам достаточно знать английский для практического использования — добро пожаловать на наш интенсивный разговорный курс английского языка «English as a Second language». Этой весной у нас обучаться особенно выгодно: все преимущества нашего курса теперь стали доступнее благодаря новой системе скидок, действующей до начала лета. Однако, чтобы ваш выбор был осознанным, приходите на наш бесплатный ознакомительный урок, чтобы ознакомиться с методикой и испытать её на собственном опыте. Если чувствуете, что нужно упорядочить свои знания английской грамматики — добро пожаловать на курс теории английского языка.
Будьте образованны, добивайтесь целей, пусть знание английского и владение им помогает вам в жизни!
Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь,враг труда, нечаянно пригретый славой Над нами царствовал тогда Его мы очень смирным...