Я видел взрослых очень близко. Я даже сам повзрослел. И мне с каждым годом сложнее и сложнее рассмотреть барашка через стены ящика. И всё же я попытаюсь.
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»:
«- Я знаю одну планету, там живет такой господин с багровым лицом. Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: „Я человек серьезный! Я человек серьезный!“ — совсем как ты. И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб».
Парадокс, с которым сталкиваются почти все, кто читал «Маленького принца», заключается в том, что эта сказка не для детей. По крайней мере, если подразумевать под детьми тех, кому не исполнилось хотя бы шестнадцати. Меня «Маленький принц» разочаровал всего лишь раз — и именно в детстве. Разочаровал именно в тот момент, когда я начал им очаровываться, с удовольствием рассматривая в удаве слона и читая о смешных обитателях разных астероидов. Но стоило Маленькому принцу попасть на землю, как динамика книги куда-то исчезла, и я сразу заскучал. Откуда мне было тогда знать, что динамика ушла ВНУТРЬ сюжета, что это не сказка-приключение, а сказка-состояние, сказка-притча? Теперь-то я понимаю, что главного глазами не увидишь, а тогда я раздраженно отложил ее в сторону…
Сегодня большинство литературоведов убеждены: «Маленький принц» — книга не для детей, а для юношества. Я тоже полюбил ее в юности. Вот только понял ли? Юношество слишком падко на романтичную пафосность, на красоту образов, на простые истины, на трагичность, в конце концов. Но проходят годы, мы взрослеем, и со взрослением приходит горечь понимания того, что что-то неуловимо уходит из наших душ — уходит безвозвратно. Экзюпери назвал эту потерю потерей детства.
«Будьте, как дети…», «Все мы родом из детства…», «Куда уходит детство…», «Детство, детство, ты куда спешишь?..» и так далее, вроде бы всем всё ясно. А мне, представьте, нет. Посмотрите на Маленького принца — он во многом совершенно не похож на ребенка. Он мудр, а ребенок мудрым быть не может по определению (он может быть только умным). Во-вторых, герой Экзюпери крайне самостоятелен и постоянно говорит об ответственности. Он живет сам на маленьком астероиде, и каждое утро приводит свою планету в порядок — выкорчевывает ростки баобабов, чистит жерла вулканов, заботится о Розе. Конечно, дети бывают разные, но основная прелесть и особенность детства заключается именно в безответственности и беззаботности. Да и вряд ли Экзюпери призывает нас к тому маразматическому состоянию, которое называется «впасть в детство». Другой сказочник — Толкин — вообще не скрывал своего раздражения, когда речь заходила о детях как особой расе. Автора «Властелина Колец» можно понять — он пытался вывести сказку из гетто детской литературы, и в своих суждениях относительно этого был совершенно прав. Но прав и автор «Маленького принца».
Что же подразумевал Экзюпери, защищая «детское» и иронизируя над «взрослым»? Он знал по своему опыту, что детству всё-таки присущи определенные неповторимые черты. Многие впоследствии вспоминают свои детские годы с характерной теплотой, а воспоминания из той поры всегда яркие и насыщенные. А ведь это потому, что они ПЕРВЫЕ. Приходят в мир дети безгрешными и чистыми — это правда. Но чисты они не в каком-то нравственном плане, а как чистый лист, впитывающий в себя цвета, запахи, слова, образы… Всё это на первых порах воспринимается очень остро и сочно. Мир для детей, как и для первобытного человека, полон загадок и одушевлен. Ребенок постоянно любопытен и удивлен. Его мировосприятие еще цельно, и не делится на научное, религиозное, корпоративное или еще какое-то… Детям знакомы страхи, но не знаком Страх. Окружающий мир для них еще пугающе велик и дети создают свои маленькие мирки-астероиды («…его родная планета вся-то величиной с дом!»), в которых творят свои ритуалы. Взрослые называют это игрой, но для ребенка — это единственный пока способ общения с окружающим миром, попытка понять его и себя, установление первых уз и правил.
А. Сент-Экзюпери «Планета людей»:
«У нас был свой мир, со своими устоями, здесь по-особенному звучали шаги и во всем был свой особый смысл, в иных краях никому не доступный. Но вот становишься взрослым, живешь по иным законам — и что остается от парка, полного теней детства — колдовских, ледяных, обжигающих? Вот ты вернулся к невысокой ограде, сложенной из серого камня, и почти с отчаянием обходишь ее кругом: как странно, что они так малы и тесны — владения, которым когда-то не было ни конца ни края… а как горько, что в этот бескрайний мир уже нет возврата, ведь возвратиться надо было бы не в парк, но в игру».
Сознание ребенка еще не засорено и очень пластично, легко открыто всему новому. Ученые давно заметили, что интересы детенышей обезьян гораздо шире и разнообразнее интересов взрослых особей, мозг которых будто бы «костенеет» в скорлупе устоявшегося полезного опыта и навыков.
К сожалению, подобное характерно и для взрослых «хомо сапиенсов». Взрослея, мы нарабатываем достаточный слой правил, предпочтений, привычек и стереотипов. Мы перестаем видеть слонов в удавах — мы видим только шляпы. Мы привыкаем к этому миру, и он для нас неотвратимо сереет и скучнеет. Мы видели закат солнца несколько тысяч раз — и он нас не удивляет. И в какой-то момент некоторые из нас — взрослых — вообще перестают СМОТРЕТЬ на закат и звездное небо. Нам показывают слишком много роз, красивых и пустых, но за них не хочется умереть. Мы перестаем чувствовать ритуалы — мы их просто отправляем. Как нужду. Мы придумываем себе развлечения, но они зачастую так же скучны и пресны — ибо не требуют от нас никаких духовных и творческих усилий. Сначала мы думаем, как найти свободное время, а потом — не знаем, как его убить. Нам стыдно, потому что мы бухаем, и мы бухаем, потому что нам стыдно. Все обитатели планет, на которые попадает Маленький принц, — король, честолюбец, пьяница, деляга — заняты глупыми и бессмысленными делами. Даже работа фонарщика, верно и стойко исполняющего свой долг, не способна принести счастья.
А. Сент-Экзюпери «Маенький принц»:
«- А для чего тебе владеть звездами?
— Чтоб быть богатым.
— А для чего быть богатым?
— Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет.
„Он рассуждает почти как пьяница“, — подумал Маленький принц».
«- Как они спешат, — удивился Маленький принц. — Чего они ищут?
— Даже сам машинист этого не знает, — сказал стрелочник.
И в другую сторону, сверкая огнями, с громом пронесся еще один скорый поезд.
— Они уже возвращаются? — спросил Маленький принц.
— Нет, это другие, — сказал стрелочник. — Это встречный.
— Им было нехорошо там, где они были прежде?
— Там хорошо, где нас нет, — сказал стрелочник.
И прогремел, сверкая, третий скорый поезд.
— Они хотят догнать тех, первых? — спросил Маленький принц.
— Ничего они не хотят, — сказал стрелочник. — Они спят в вагонах или просто сидят и зевают. Одни только дети прижимаются носами к окнам.
— Одни только дети знают, чего ищут, — промолвил Маленький принц. — Они отдают всю душу тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если ее у них отнимут, дети плачут..»
Маленький принц — это тот, кто, становясь мудрым, не пожелал взрослеть. Поэтому он одинок. Поэтому он должен улететь.
См. также «Откуда „прилетел“ Маленький Принц?» >>>
Сергей Курий, замечательная статья! Лучшей здесь я, правда, не читала. Не побоюсь громких слов, но это маленький шедевр!
)
Так разбередила себе душу, пока читала, такое ощущение, будто Вы прочитали мои мысли.
И очень мне стало стыдно, что в детстве я это произведение забраковала, ну не пошло у меня. "Малыш и Карлсон" мне нравились гораздо больше. А теперь, прочитав Ваши выдержки, вновь захотелось вернуться к этому прекрасному произведению!
(И Вы все правильно сделали, что не скупились на цитаты. Хорошего много не бывает!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Последняя фраза статьи напомнила мне о другой книге - "Питер Пэн" Джона Барри. А потом в голову пришел еще один "так и не повзрослевший" персонаж - Карлсон!
С Вашего разрешения, я использую материалы статьи для небольшого обзора на сайте, посвященном детскому (и не только) чтению.
0 Ответить
Владислава Меньшикова,
Конечно пользуйтесь. По сказкам, кстати, у меня уже немало написано - вот можете взглянуть здесь. Может пригодится.
А насчет Вашего утверждения, не совсем согласен. Пэн и Карлсон действительно схожи - они не повзрослели.
Принц напротив - взрослый, но не утративший в себе ребенка.
Он мудр и ответственен - эти качества не присущи детям.
0 Ответить
Сергей Курий, тем интереснее будет сравнить эти персонажи! Я работаю в детской библиотеке, мне очень пригодятся Ваши статьи. Спасибо!
Обязательно укажу автора и дам ссылку, когда подготовлю статью.
0 Ответить
Сергей Курий, Браво! Лучшая работа на "ШЖ" за последний месяц! Лично я не смог прочесть Маленького Принца ни в детстве, ни в юности - было не понятно, и это верно замечено автором. Совершенно случайно, "Принц" мне попался в 40 летнем возрасте - пару месяцев назад. Я был очарован. "Принц" - это притча для тех, кому за 40, т.е. возраста очередного Переломного возраста. Причем, по-моему, именно для мужчин. Большое спасибо автору! P.S. По-моему, не стояло перегружать статью цитатами. P.S.S. Тем, кто хочет, что-то сказать - советую перечитать "Принца"
0 Ответить
Армен Ананян,
Спасибо за столь высокую оценку!
Насчет цитат, возможно, Вы и правы. Для формата "ШЖ" оно и вправду многовато.
0 Ответить
Прав был писатель - мы в ответе за тех, кого приручили. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Огромное спасибо всем за отклики! Читайте дальше!
0 Ответить
Сергей Курий,
Прелестная статья!
0 Ответить
Замечательная книга и очень длстойная статья.
0 Ответить
Сергей Курий, великолепная статья!
Что касается мня, то я всегда смотрю на звездное безоблачное небо, восхищаюсь закатами, восходами, луной, пением птиц по утрам, каждому лучику солнца, каждому весеннему листочку, цветочку и травинки. Я стараюсь привить такую же любовь своему ребенку. Мир так прекрасен, а большинство из нас не замечает той красоты вокруг нас, потому что погрязли в обыденности бытия.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Потрясающая статья.
В комментах она не нуждается.
Если бы в шкале было бы 10 баллов - поставила бы 10.
0 Ответить
Наталья Проценко,
Да, именно так в школе учат писать сочинения (рефераты).
Много воды, много перечислений, много цитат и минимум своего
нового. С трудом дочитал. Моя оценка 3.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Михаил Михайлов, дело ваше. Кто-то увидел здесь "реферат", кто-то - больше...
А что вы мне-то пост адресуете? Я не автор ;)
0 Ответить
Да в общем-то, мне и ответить нечего.
Не понравилось человеку - имеет полное право.
Хотя, вот в этой части статьи про Экзюпери практически все мысли мои собственные (может они конечно и новые).
0 Ответить
Наталья Проценко,
А вот в прочтении самой сказки - очень даже нуждается
Ибо тогда просто не понять о чем идет речь.
Вообще, об этом произведении наверное можно бесконечно писать и рассуждать, и все равно никто не расшифрует до конца.
Мне представляется, что это - литературный аналог картины Леонрда Да Винчи "Мона Лиза".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Володин, думаю, Вы правы.
0 Ответить