И кому он нужен?..
Сейчас практически на любом товаре можно увидеть набор черточек и написанных под ними цифр — то, что принято называть штрих-кодом. В далекие советские времена штрих-кода не было и в помине. В период тотального дефицита товаров было немного, ориентироваться в них было несложно, поэтому необходимость в дополнительной кодировке отсутствовала.
При нашем сегодняшнем изобилии запомнить все наименования не в состоянии ни продавец, ни производитель. Вот и пришли на смену длинным сертификатам с описанием товара короткие и компактные штрих-коды. Продавцу теперь достаточно пронести товар штрих-кодом вниз над кассовым аппаратом, и на экране появляется вся необходимая информация. Это значительно упрощает и убыстряет процесс складирования и продажи продуктов.
Сейчас закодированы практически все товары, вращающиеся на мировом рынке. Однако это вовсе не обязательно. При желании производитель может и не ставить на свой товар штрих-код, тем более что стоит это недешево. Но производители предпочитают раскошелиться: реализовать товары без штрих-кода практически невозможно (большинство магазинов отказываются их принимать).
Штриховое кодирование информации было изобретено и запатентовано в США в 1949 году Джо Вудлэндом и Берни Сильвером. Это изобретение, в значительной степени облегчившее учет и контроль материальных средств, получило широкое распространение во многих странах. Самым популярным на сегодня является 13-разрядный европейский код EAN-13, введенный в обращение в 1977 году. В России система EAN была введена в 1986 году.
Что надпись сия означает?
Внешний вид штрих-кода мало о чем может сказать. Вопреки тому, что мы привыкли видеть, он вполне может быть и узким, и коротким, и вовсе без цифр. Допускаются и сокращенные кодировки. Но это, скорее, исключение. Большинство производителей придерживаются установленной системы кодирования. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы загадку эту разгадать, потому что каждая цифра обозначает конкретные данные.
Итак, в штрих-коде, состоящем по европейскому стандарту из 13 цифр, первые две цифры обозначают страну; следующие пять — код предприятия. Последняя цифра штрих-кода — контрольная, служит для определения подлинности кода.
Посчитаем-с
Если проделать несложные арифметические вычисления с цифрами штрих-кода, есть шанс доподлинно узнать о том, настоящий продукт перед вами или банальная подделка. Вот эта формула:
1. Сложите цифры, стоящие на четных местах.
2. Полученную сумму умножьте на три.
3. Сложите цифры, стоящие на нечетных местах, кроме последней.
4. Сложите два предыдущих результата.
5. А теперь от этой суммы отбросьте первую цифру.
6. Из десяти вычтите последний получившийся результат. И радуйтесь — вычисления можно закончить.
- Если у вас получилась цифра, равная последней, контрольной, значит, перед вами оригинальный продукт.
- Если цифры не совпадают, перед вами, скорее всего, подделка.
В США и Канаде действует другая система кодирования — там штрих-код состоит из 12 знаков. Хотя правила построения графического изображения очень близки с европейской системой и считываются одинаковыми моделями сканеров.
Мифы и правда о штрих-кодах
Миф. Наличие штрих-кода свидетельствует о качестве товара.
На самом деле. К качеству товаров штрих-код не имеет отношения. Он и создан-то был не столько для потребителей, сколько для производителей и, главное, реализаторов. Единственное, что может по штриховой кодировке определить потребитель, так это страну-производителя. Однако и здесь есть свои сложности. Если указанная на этикетке страна-производитель не совпадает с данными штрих-кода, это не всегда означает, что вы напали на подделку. Некоторые фирмы, производя товары в одной стране, регистрируются в другой или размещают в третьих странах свои филиалы. А возможно, это совместное производство.
Миф. Штриховой код на упаковку может наносить только изготовитель товара.
На самом деле. Если изготовитель товара не нанёс штриховой код, то это может сделать поставщик (импортёр). На этикетке указывается «Поставщик: наименование компании-поставщика» и его штриховой код.
Миф. В штриховом коде есть скрытая информация о потребительских свойствах товара — изготовителе, фасоне, цвете модели, сроке годности и так далее.
На самом деле. Штриховой код — это всего лишь уникальный номер, по которому в электронном каталоге организации-изготовителя можно отыскать данные об указанной продукции. Без доступа к этому каталогу ничего узнать нельзя. Однако по штрих-коду можно узнать производителя товара. В 1999 году была образована единая информационная система глобального регистра GEPIR, которая позволяет через Интернет получить информацию о принадлежности штриховых кодов. Для этого необходимо только зайти на российскую или главную страницу GEPIR в Интернете и ввести интересующий вас код.
Миф. Если кода интересующего товара нет в регистре GEPIR, то товар поддельный.
На самом деле. Отсутствие введенного штрих-кода в базе данных не является свидетельством его поддельности. Например, это может быть результатом принятого во многих странах законодательства о раскрытии информации, в соответствии с которым компания в некоторых случаях по своему желанию выбирает, предоставлять данные или нет.
Штрих-коды стран-производителей, чьи товары чаще всего встречаются на российском рынке (первые две цифры):
- США, Канада 00, 01, 03, 04, 06
- Франция 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
- Германия 40, 41, 42, 43
- Великобритания (и Северная Ирландия) 50
- Япония 49
- Бельгия (и Люксембург) 54
- Норвегия 70
- Дания 57
- Финляндия 64
- Португалия 56
- Швеция 73
- Швейцария 76
- Италия 80, 81, 82, 83
- Израиль 72
- Голландия 87
- Австрия 90, 91
- Австралия 93
- Турция 86
- ЮАР 60, 61
- Исландия 84
За Россией закреплен диапазон кодов 460−469.
Дык ,я не понял,по штрих-коду можно чё нить понять или тут не народные просветления?
Если да-то как?
Если нет- как это изменить?
0 Ответить
И ВСЕ-ТАКИ,ЕСЛИ:
1) К качеству товаров штрих-код не имеет отношения
2) Если изготовитель товара не нанёс штриховой код, то это может сделать поставщик(ДЛЯ ЧЕГО ТОГДА Штрих-коды стран-производителей?!)
3) В штриховом коде НЕТ скрытой информации о потребительских свойствах товара – изготовителе, фасоне, цвете модели, сроке годности и так далее.
4) Отсутствие введенного штрих-кода в базе данных не является свидетельством его поддельности.
ТОГДА К ЧЕМУ ВСЕ РАСЧЕТЫ!!? И ЗАЧЕМ ПЕРВАЯ ПОЛОВИНИ СТАТЬИ--УТВЕРЖДАЮЩАЯ ОБРАТНОЕ ?!? И КАК ВСЕ-ТАКИ ВООБЩЕ УЗНАТЬ ПОДЛИННОСТЬ ТОВАРА?!
КАК-ТО УЖ ОПРЕДЕЛИТЕСЬ-ЧТО ВЕРНО,А ЧТО НЕТ!!!
0 Ответить
Анастасия Грабарь, штрихкод служит лишь для того, чтобы с помощью машины (кассовый аппарат, компьютер на складе) прочитать то, что заложено в ЭТОЙ машине её пользователем, но не производителем товара. Подлинность товара можно узнать в Роспотребнадзоре или любой аккредитованной экспертной организации. Все остальное неверно ;-(
0 Ответить
Спасибо!!!
Мне очень понравилась статья.
Я уже даже таблетки проверила
Но вот что делать с 12-значным кодом на парфюме..... ????
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вероника Чиркова, вряд ли покупатель станет, торопясь к кассе, проделывать всякие вычисления с цифрами кода. Это можно сделать, неторопясь, уже дома. Но что толку, если товар окажется не фирменным?? Нет, я не стану считать цифры. Достаточно того, что я, имея при себе список запрещенных добавок, иногда просматриваю, из чего состоит продукт. А как можно запомнить все цифры всех стран??? Или носить с собой трехтомный справочник торговых правил??
0 Ответить
Евгения, это вы зря. Есть продукты в одинаковой упаковке, разные внутри. Только штрихкод помогает отличить плохие от хороших. Я пью кофе Carte noire, и не дай бог забуду посмотреть на штрихкод. Если начинается на 460, всю банку (пакет) можно сразу выбрасывать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Повторно и, надеюсь, в последний раз обращаюсь к автору: Внимательно посмотрите сайт организации, которая упоминается в статье. Например, относительно легитимности кодов, начинающихся с префиксов 463-469 на странице http://www.gs1ru.org/services/faq/#15 сказано следующее:
Международной Ассоциацией GS1 зарезервированы за ГС1 РУС первые цифры кода (префиксы) – от 460 до 469, которые в настоящее время Ассоциация автоматической идентификации "ЮНИСКАН/ГС1 РУС" присваивает вновь вступающим компаниям.
Это означает, что штриховые коды, присвоенные ГС1 РУС и наносимые на упаковку товара, могут начинаться с любой из последовательностей: 460….,461…, 462…, …., 469….
Правомерность использования штрихового кода системы GS1 (ранее EAN) подтверждает только Свидетельство о регистрации в ГС1 РУС.
0 Ответить
Александр Горелик, спасибо, поправили. Разговаривать здесь нужно со мной, автор не имеет возможности править принятую редакцией статью. Я посмотрела сайт организации, но естественно, не читала его полностью. Замечания к статьям желательно давать в таком виде: цитата - и как исправить.
0 Ответить
Такого обилия неточностей не мог бы себе позволить не только "специалист", но и студент при составлении реферата. Можно было бы сначала свериться с информацией на сайте Ассоциации. Итак, по-крупному: "Для того чтобы получить товарную нумерацию, необходимо заплатить вступительный взнос (14 000 рублей) в российский филиал международной системы товарных номеров (EAN), а затем ежегодно выплачивать около 9 тысяч на поддержание системы." На самом деле: Вступительный 25, годовой 15 тыс. руб - для предприятий, для предпринимателей система оплаты кодов сложнее. Филиал международной системы - слов нет!
Далее: каждая цифра обозначает конкретные данные - противоречие изложенному в конце заметки: Миф. В штриховом коде есть скрытая информация о потребительских свойствах товара – изготовителе, фасоне, цвете модели, сроке годности и так далее.
Ещё: В соответствии с правилами EAN International приоритетное право штрихового кодирования продукции принадлежит владельцу товарного знака (брэнда) или спецификации на производство товара вне зависимости от того, где и кем он произведён - чушь. Нет никакой связи бренда и штрихкода, нет никаких правил EAN International
Самая главная неправда: используется пока только 460, остальные же номера пока заблокированы. Устав бороться с растаскиванием префиксов 461, 463, и пр Ассоциация автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» - так правильно называется Национальная организация GS1 в России сама начала использовать префикс 462.
Вниманию потребителей! Подделка как раз будет иметь "правильный" код. Ну может быть на носках, произведенных подпольно будет стоять код с пивной бутылки (были случаи). Штрихкод - это всего лишь машиночитаемое представление полей базы данных нет. не производителя, а того, кто использует коды - ритейла. Ну и что Вы сможете определить, проделав хитроумные числовые операции с абстрактными (никак не связанными с продуктом) цифрами кода?
А теперь гордая подпись: Уполномоченный представитель ЮНИСКАН/ГС1 РУС в Торгово-промышленной палате Оренбургской области.
0 Ответить
Александр Горелик, спасибо, поправили.
А о каком сайте Ассоциации идет речь? О том, где написано шрихкоды ?
0 Ответить
А у панков бывают татуировки в виде штрих-кодов.
0 Ответить