• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Гертруда Рыбакова Грандмастер

Сколько храмов в Санкт-Петербурге? Часть 2

Храмы-музеи

Продолжим нашу прогулку по храмам. В самом конце Невского проспекта огромную территорию занимает Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра — мужской православный монастырь, с целым комплексом различных религиозных сооружений. В центре лавры — Свято-Троицкий собор, есть ещё несколько церквей. Здесь находятся три старинных кладбища, где покоятся известные люди России. Мужской православный монастырь был создан по указу Петра I. Датой основания его считается день освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта 1713 года. Свято-Троицкий собор — величественное сооружение, построен по проекту и под руководством архитектора И.Е. Старова в стиле классицизма. Строили его 12 лет, с 1778 по 1790 годы. Во время освящения собора 30 августа 1790 г. в него были перенесены мощи святого благоверного князя Александра Невского, которые находились в Благовещенской церкви с 1734 г.(перевезены из г. Владимира). Там они находятся и сейчас, хотя с 20 ноября 1922 года до 1989 года мощи находились вместе с ракой в Эрмитаже.

В Свято-Троицкий собор вход свободен и доступен для всех, я люблю ходить туда на службы, за святой водой, к моему дому он ближе других храмов. На территории Лавры очень красиво, много цветников, есть монастырское кафе, пекарня, где выпекают и продают вкуснейший хлеб, магазины с церковными принадлежностями. До 90-х годов ХХ века большая часть Лавры находилась в ведении Музея городской скульптуры, часть её по-прежнему является музейной. Так, Музею городской скульптуры принадлежат Благовещенская великокняжеская усыпальница, в которой находится могила А. В. Суворова, с самой скромной надписью на плите:Здесь лежит Суворов, и два некрополя. Лазаревский — самый старый петербургский некрополь, там покоятся видные петербуржцы XVIII—XIX вв.ека — М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Дж. Кваренги, Карл Росси, Н.Н. Пушкина-Ланская. Тихвинское кладбище — некрополь мастеров искусств XIX—XX вв.еков. Здесь могилы М.И. Глинки, П. И. Чайковского, Ф. М. Достоевского, В. В. Стасова, Н.А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, И. А. Крылова, актеров Н. Черкасова, и В. Комиссаржевской, и много других. Чтобы посетить некрополи и усыпальницу, так же как и Музей городской скульптуры, надо приобретать билеты. На Никольское кладбище с небольшой церковью Николая Чудотворца вход свободен, оно стало местом новых захоронений политических деятелей нашего времени — А. Собчака, Г. Старовойтовой и других, чьи заслуги оценены обществом.

Санкт-Петербург начинался со строительства Петропавловской крепости на небольшом Заячьем острове, длина которого 750, а ширина 400 метров, там где Нева разделяется на три рукава — Большую Неву, Малую Неву и Большую Невку. И часто знакомство с городом на Неве начинается именно отсюда. Крепость, в проектировании которой принимал участие сам Петр I, повторяет естественные очертания берегов Заячьего острова и имеет форму вытянутого шестиугольника с выступающими по углам крепостными бастионами. Бастионы имеют имена — Государев, в честь самого царя и его сподвижников, которые наблюдали за строительством: Меншикова, Трубецкого, Головкина, Зотова, Нарышкина. Именно с Нарышкина бастиона ежедневно в полдень производится выстрел сигнальной пушки. Вся территория крепости является с 1924 года Музеем истории Санкт-Петербурга.

Но нас интересует её главный храм — Петропавловский собор. Строительство его началось почти одновременно с началом возведения крепости. Полное название первого и старейшего храма Петербурга — собор во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла, который мы чаще называем Петропавловским собором. Первый деревянный храм, заложенный 29 июня 1703 года, и освященный 1 апреля 1704 года, прослужил 30 лет. Каменный храм, стоящий поныне, начали возводить в 1712 году, строили 21 год, а освящен он в 1733 году, при Анне Иоановне. Собор построен по проекту архитектора Доменико Трезини. Сам собор относительно небольшой, но его трёхъярусная колокольня, с устремленным ввысь золочёным шпилем высотой 122,5 метра, с фигурой летящего ангела, давно стала символом Петербурга. Сравнительно недавно, несколько лет назад, фигура ангела, высотой 3,2 метра и с размахом крыльев 3,8 метра, при помощи альпинистов была отреставрирована.

Петропавловский собор является усыпальницей русских императоров, начиная от Петра I и до Николая II с семьей, останки которых 7 июня 1998 года были захоронены в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора. С 1990 года в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 — богослужения, с Рождества 2008 года идут регулярные службы. Но? поскольку собор является частью музейного комплекса, чтобы побывать внутри и посмотреть императорскую усыпальницу, надо приобретать билет. В конце 90-х годов ХХ века на колокольне собора был установлен карильон, и теперь по праздничным и воскресным дням там проходят концерты колокольной музыки.

Еще один прекрасный храм-музей находится вверх по течению Невы, рядом с комплексом правительственных зданий Смольного, на площади Растрелли. Это Смольный Воскресенский собор. В юности мне повезло, два года я жила в общежитии на ул. Смольного, в трех минутах от собора — изумительного по своей красоте сооружения, созданного по проекту талантливейшего архитектора Франческо Бартоломео Растрелли (в России его часто называли Варфоломеем Варфоломеевичем). Хотя собор тогда использовался как склад, а в примыкающих к нему монастырских постройках были какие-то учреждения, ничто не мешало нам в свободное время гулять и любоваться его внешним обликом. На мой взгляд, собор — один из самых красивых в Петербурге.

Смольный собор строился дольше всех зданий в Петербурге, целых 87 лет. Строительство началось в 1748 году, когда императрица Елизавета Петровна задумала построить здесь монастырь с приютом для бедных осиротевших девиц, и планировала туда же уйти на покой в старости. Храм был заложен как соборная монастырская церковь. Во второй половине XVIII века по различным причинам работы были приостановлены. Над завершением строительства и оформлением интерьера собора работал архитектор В. П. Стасов уже в XIX веке. Он построил западные корпуса, создал чугунную ограду собора — одну из самых высокохудожественных в Петербурге, наряду с оградами Летнего сада и Казанского собора.

20 июля 1835 года Смольный собор был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова. Он выполнен в стиле пышного барокко, для которого характерны многочисленные наличники с головками ангелочков, белокаменная лепка с позолотой, изящные главки церквей и башен. Сочетание голубого и светло-серого тонов с легкой позолотой лепных деталей напоминает церковь Екатерининского дворца в Царском селе, которая также строилась по проекту Ф. Б. Растрелли. Высота главного купола собора достигает 93,7 метра, что создает ощущение устремленности ввысь, как будто храм летит по небесам.

Церковный зал собора, вмещавший до 6000 человек, был отделан мрамором, там было три великолепных иконостаса. Перед алтарем установлена балюстрада из граненого хрусталя. Но революция 1917 года нанесла собору непоправимый ущерб. В 1923 году храм был закрыт и больше службы в нем не возобновлялись. Все ценности из него были вывезены, переданы в музеи. В соборе долгое время был склад, в 1974 году там открыли филиал Музея истории Ленинграда. А с 1990 года собор используется как концертно-выставочный комплекс. Там часто выступают различные музыканты и хоровые коллективы — акустика в соборе прекрасная. Ну, и конечно, разнообразные выставки. Однажды мы ходили туда на замечательную выставку самоваров, собрание частного коллекционера.

Смольный собор несколько удален от центра Петербурга, и даже не все экскурсии подъезжают к нему, но он стоит того, чтобы его увидеть и — уже никогда не забыть. Собор замыкает собой Суворовский проспект, доехать к нему можно от Московского вокзала троллейбусами и автобусами.


Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 16.06.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Гера, посмотри, что они в Лавре на 2000-летие установили - оно такое мелкое и плюгавое на фоне портала храма, причем справа от этого дела - ларек с церковной утварью. Пусть бы лучше уже не трогали и не уродовали.
    Ты этот прикол помнишь старый, когда гостиницы Москва построили на площади А. Невского?: в Москве - Красная площадь, а ленинграде Москва на красной площади. А теперь они поставили на площади помятник Александру Невскому и власти долго размышляли, поставить ли его задом к Лавре и лицом к Невскому или наоборот - лицом к его мощам, а к Невскому спиной - атеисты победили и теперь он к своему усыпалищу отвернулся задом - все как всегда по-дурацки. Спасибо за прогулочку.

    Оценка статьи: 5

    • Лаура Ли, да, меня это сооружение тоже смущает, что-то совсем идет в разрез с остальной архитектурой. Как, кстати и новые помпезные памятники на захоронениях Никольского кладбища, у князей были скромнее. Вот у Суворова скромная плита "Здесь лежит Суворов" , а у наших демократов? Ты на это кладбище заходила, когда в Лавре была?

      • Ты ледок зришь? А на кладбище было мне снежища мокрого по колено. Куда там! Но что я там люблю - надвратие! Богомольные крестятся как положено прямо на автобусном кругу на площади. Перед как войти в Лавру. Тут же, опять-таки слева киоск - торговля в храме вовсю! В брючищах бабушки в храмы ломятся. А за ними пацанки в джинсиках и на холоде с голенькмим пузиками. Что-то не то делается. Уж насколько я была терпима после нашей русской церкви на ул. Ли, то после Питера просто как в свою деревеньку приехала. Детки малые и те в косыночках, хотя по-русски не говорят. Но где лоб крестить и головочку ниц - знают.

        Оценка статьи: 5

  • Какая красота. 5!

    Оценка статьи: 5

  • Как же я все это люблю...

    Оценка статьи: 5