Конечно же, исследователи детской психики не могли обойти своим вниманием этот феномен, поэтому уже давно создан знаменитый тест «Несуществующее Животное», с которым я и хочу вас познакомить. Автор этой замечательной методики, ставшей популярной как у нас в стране, так и во всем мире — отечественный психолог М. З. Друкаревич.
Итак, как же это делается? Ребенку дают простой карандаш и чистый лист белой бумаги и разрешают располагать рисунок, как ему удобно — по горизонтали или по вертикали.
Карандаш должен быть не слишком твердым (чтобы не царапал бумагу и легко писал), но и не слишком мягким (чтобы изображение не размазывалось от прикосновения ладошек). Стирать можно, но специально наводить малыша на эту мысль не надо: захочет — воспользуется резинкой (ее надо также положить).
Хочу подчеркнуть, что не стоит самостоятельно «тестировать» своего ребенка. Лучше прибегнуть к услугам специалиста или же в крайнем случае попросить «выдать задание» человеку не слишком к ребенку близкому — это обезопасит рисунок от возможных искажений, связанных с излишне эмоциональным отношением юного художника к попросившему «порисовать» родителю. Особенно излишне сообщать ребенку, что происходящее — это тест.
Малышу сообщают: «Давай посмотрим, как ты умеешь фантазировать. Придумай и нарисуй такое животное, которого на самом деле нет и никогда не было — ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в компьютерных играх».
Если малыш скажет «Я не умею такое рисовать» — надо объяснить, что для этого задания вовсе и не надо ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать «То, чего на самом деле нет», то совершенно все равно, каким оно получится. Если он слишком долго думает, то просто посоветуйте ему начать «как в голову взбредет, куда руку поведет», а дальше — придумывать по ходу дела.
Когда ребенок закончит свое произведение, попросите дать животному название.
Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается и в его имени (котик, мышонок). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок животного, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если снова изображается реальное животное, то не мучьте дитя и оставьте его в покое. Но если облик животного вполне тривиален (изображен типичный слон), но названо оно необычно («инопланетный слонотоп»), то задание считается выполненным.
Выяснив название животного, попросите рассказать о нем — о его характере, привычках, образе жизни. Как и где оно живет, чем питается, какого размера, что обычно делает, чем любит и чем не любит заниматься больше всего, одно оно живет или с кем-то, есть ли у него друзья, враги — и почему; чего оно боится, о чем оно мечтает, какие у него есть заветные желания?
В случае непонятности рисунка лучше уточните, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.
Не акцентируйте внимание малыша на том, что это — тест, пусть он просто спокойно творит. Не захочет сегодня — пусть нарисует когда ему будет угодно: куда торопиться? Но желательно всю серию выполнить, не слишком растягивая во времени.
Когда произведения будут готовы, постараемся напрячь внимание. На что же его направить — и что мы можем из них «извлечь» из этих рисунков?
Итак, для начала определим, тип животного.
Если оно действительно оригинальное — это свидетельство высокой креативности ребенка.
Если словно составлено из разных частей существующих животных — ребенок вполне рационалистичен.
Если существо из тех, что было уже придумано или существовало давно (дракон, динозавр) — у ребенка бедное воображение (хотя возможно, ему было просто лень… а о том, почему лень — тоже не грех задуматься).
Ну, а если в ответ на все ваши попытки разбудить воображение ребенок старше 7 лет упорно рисовал только реальных животных, было бы неплохо проконсультироваться с психологом.
Обратим внимание и на части тела существа.
Голова — простите за тавтологию, всему голова. Если ее вообще нет — это весьма настораживающий признак.
Но и пословица «одна голова — хорошо, а две — лучше» в данном случае неактуальна. Две головы (а то и больше) говорят о наличии внутреннего конфликта и противоречивости натуры.
Избыток органов чувств (щупов, глаз, ушей) говорит о тревожности ребенка.
Глаза — вообще очень информативная деталь. Отсутствие глаз или нетипичное их изображение — в виде точек, в виде пустого кружка (без зрачка), полностью зачерненные — это маркеры неблагополучия душевного состояния, признаки нервного истощения, импульсивности, негативизма или страхов.
Слишком большие уши говорят о настороженности, нервозности, подозрительности автора рисунка.
Ноги — индикатор «устойчивости» ребенка. Если их слишком много или они очень велики — малыш нуждается в дополнительной опоре. А если вообще отсутствуют или «хлипкие» — ребенок, возможно, пассивен и имеет слабую бытовую ориентацию.
Передние лапы или «руки» — символ успешности или неуспешности в социальных контактах. Слишком много рук говорит о недостатке у ребенка общения, если же их нет вообще — он, как и его животное, вероятно, уклоняется от контактов с себе подобными.
Украшения типа узоров на шкуре или павлиньего хвоста — свидетельство демонстративности характера, а вот крылья — атрибут романтиков, фантазеров и выдумщиков.
Толстый и длинный хвост, равно как и очень волосатое тело животного, и уж тем более явно прорисованные половые органы, говорит о проснувшемся внимании к сексуальной сфере жизни.
Признаками агрессивности являются острые рога или наросты, наличие оружия, когтей, клыков, причем зубастая пасть свидетельствует о готовности к агрессии вербальной.
Об оборонительной агрессии говорят иголки и шипы. А вот чешуя или панцирь — это боязнь нападения и потребность в защите.
Внимание: раны, шрамы, увечья, видимые внутренние органы, кровеносные сосуды (в том числе в глазах) — признаки психологического неблагополучия и сигнал о необходимости обратиться за консультацией к специалисту.
Ну, а какую еще информацию можно извлечь из этого теста и как правильно ее использовать — читайте в продолжении этой статьи.
Наталья Проценко,
Спасибо за хорошую статью.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за ваши статьи о рисуночных тестах, обязательно проведу их со своим сыном. Я давно уже о у меня не было пособия по знаю об этих методиках, не было пособия по трактовке.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лилия Хлебникова, только помните: чем сильней эмоциональная связь рисующего с "экспериментатором" (а в вашем случчае она будет максимальна: родитель-ребенок), тем сильней искажаются результаты. Поэтому то, что вы получите, будет лишь поводом задуматься, а не достоверным результатом. Еще раз подчеркну: если что не понравилось - идите к психологу, и он либо опровергнет ваши страхи, либо подтвердит опасения, но зато сможет вовремя начать коррекционную работу.
0 Ответить
Ох... вот теперь начнут проверять деток... по данным ключикам. А тест-то очень сложный и работает только в батарее... Проблема в том, что несуществующее животное оценивается по существующим меркам: нарисовал глаза, каких не бывает, что-то у тебя не так, дружище... и т.п. А ведь такое и просили, чтоб небывалое. С одной стороны - креатив, с другой...
Даже у домашней кошки есть коготки и довольно длинный хвот, а распушит, так и толстым кажется. Или мне привиделось нечто чересчур сексуальное? Уже не говоря о динозаврах, мысль о которых часто приходит в голову тестируемым малышам. Иэх... популяризация знаний.
Да, в тексте есть ремарки о специалистах и проч., но они вот имено между проч. и идут. Наталья, вы, судя по всему, толковый специалист и талантливый автор, но я уже столько насмотрелась на доморощенное тестирование, что вздрагиваю при каждом рассказе о том, что в тесте что означает.
Да ничего оно не означает, пока нет корреляции признаков. Кроме того, каждый тест - это состояние здесь и сейчас. По дороге к психологу (уже не говоря о том, что по дороге из школы домой) захотелось мороженого, а мама-папа не купили, тетка в трамвае толкнула ни за что, ни про что... да просто живот заболел, - и на тебе, результат. А все тоньше, как Вы сами, безусловно, понимаете...
Или потом еще начитанные родители говорят: "У ребенка повышенная тревожность, мы проверяли". Или агрессия. Или еще что. У любого взрослого агрессия возрастет, если его то и дело проверять начнут.
Вариант "не говорите о том, что тест" в домашних условиях особенно уязвим. Тот интерес, который проявляют родителя, водя пальчиками по рисунку, перешептываясь или пряча рисунок, чтоб обсудить позднее, для тонкой детской души - рана. Детка может не понять ЧТО, но почувствует непременно: ЧТО-ТО НЕ ТАК.
Прошу прощения за длинноты, но уж вот уж действительно - больная тема, которая, в условиях низкой психологической культуры в обществе, где считается, что обсудить с подругой проблему - стократ лучше, чем обращаться к психологу как "чужому", нередко коверкает личность, или, точнее, индивидуальность человека, особенна сильна опасность - для детей. Несуществующее животное способно обернуться ворохом несуществующих проблем, успешно камуфлирующих существующие.
0 Ответить
Валентина Пономарева, согласна с Вами совершенно, все Вами описанное - действительно проблема. Но чаще я сталкиваюсь в практике не с тем, что родители переусердствуют, а с тем, что они вообще слепы и глухи к проявлениям неблагополучия своего ребенка. Поэтому я и даю такие статьи, причем циклом, и в каждой как раз не между прочим, а в самом читабельном месте - в конце или в начале - подчеркиваю, что домашние интерпретации - только повод обратить внимание, и если что-то не понравилось - надо идти к специалисту.
Другое дело, что порой слишком самонадеянны: и в плане того, что "сами лучше знают", и в плане того, что "авось пронесет". Чаще всего не проносит...почему и появились эти статьи....
0 Ответить