Конечно, многие не раз слышали о том, что рисунки семьи — открытые книги, в которых внимательному взгляду легко прочесть целую сагу. Как ориентироваться в этих «книгах», тоже написано довольно много, поэтому расскажу лишь о нестандартных способах.
Все мы привыкли, что рисунок семьи — это что-то вроде «я-мама-папа-брат-стоят-рядом-и-держатся-за-руки». Однако психологи читают, что есть куда более информативный способ организации «семейного портрета» — так называемый динамический рисунок семьи. Этот способ «работает» лет с 5−6, когда ребенок рисует уже вполне осмысленно и начинает овладевать искусством передачи эмоций и действий.
В отличие от традиционного рисунка, здесь предлагается нарисовать семью так, чтобы каждый ее член что-то делал, был чем-то занят. Такая постановка вопроса дает возможность получить намного более полную информацию о восприятии ребенком своей семьи в целом и родных в частности, о том, как он понимает и видит распределение семейных ролей.
Особенно хороши бывают рисунки подростков — они подают ситуацию с юмором (порой довольно жестоким), однако и польза несомненна: умение взглянуть на ситуацию «со стороны» снимает напряженность и помогает увидеть возможные пути разрешения проблем.
Так, очень показательно, если папа нарисован сидящим «спиной ко всем-лицом к компьютеру», мама — готовящей бесконечный борщ, дядя — с бутылкой пива, а младшие братья — сцепившимися в кусающийся и дерущийся клубок. Как видите, динамический рисунок дает возможность сразу выявить «проблемные зоны» отношений.
На что же следует обращать внимание в «семейных» картинах? Конечно, в первую очередь — на состав семьи.
Все ли родственники присутствуют на изображении? Если не все — кого не хватает? (Задумайтесь, почему — он мало значим для ребенка, они редко видятся, часто или серьезно конфликтуют? В любом случае, этот вопрос требует повышенного внимания).
А может быть, на рисунке присутствует кто-то, кого вы лично не воспринимаете как члена семьи, а вот ребенок вашего мнения не разделяет? (Такое случается с бабушками и дедушками, живущими отдельно, или со сводными и двоюродными братьями и сестрами. Так или иначе — обратите внимание, что ребенок тянется к этому человеку, ему не хватает общения с ним).
Если нарисованы члены семьи, не существующие в реальности (к примеру, единственный ребенок в семье рисует рядышком еще двоих братьев) — это повод задуматься, не воспринимает ли он свою семью как ущербную, в чем-то неполную?
Очень важно, есть ли на картине сам автор рисунка (отсутствие, увы, верный признак отверженности малыша).
Домашние животные на рисунке — знак хорошего к ним отношения. Ну, а если в реальности их нет — ребенку не хватает общения и эмоционального тепла.
Далее рассмотрите, кто и как на рисунке расположен.
Как вы понимаете, расположение «выше-ниже» — прямая проекция отношений доминирования и подчинения. То же касается размеров: кто крупнее всех, тот для ребенка и «главнее».
Если самым большим ребенок изображает папу, маму или даже бабушку — он признает именно за этим членом семьи главенствующую роль. Если же рисует самым большим себя, любимого — это претензия на амплуа «пуп семьи».
Если размеры братьев и сестер существенно разнятся — это говорит о высокой конкурентности отношений: кто нарисован более крупным — тот в представлении ребенка «круче».
Если малыш рисует себя очень маленьким в сравнении с остальными членами семьи (даже меньше домашнего кота) — увы, так он и воспринимает свою значимость…
Теперь — о взаимодействии.
Здорово, когда все изображены за семейным столом или занятыми общим делом, с лицами, обращенными друг к другу — это признак дружных и крепких отношений.
Обратная ситуация — когда каждый занят своим и друг с другом вообще не взаимодействует, тем более — если все нарисованы далеко друг от дружки. Это заставляет задуматься, все ли в семье благополучно и не слишком ли ее члены друг от друга отдалились.
Если родственники расположены подчеркнуто раздельными группами — это недвусмысленное указание на то, что семья неоднородна. Особенно часто это бывает как сюжет «мама и ребенок — папа» или «дети — родители». Плохо, если диспозиция выглядит как «ребенок — все остальные»: малышу явно неуютно, он ощущает себя изолированным и одиноким.
А если все родственники, напротив, слишком тесно «сплетены» между собой — задумайтесь, достаточная ли степень свободы друг от друга у членов вашей семьи.
Бывает, что нарисовано не так уж много людей, зато обилие вещей. Такое случается, когда материальные ценности — главные в семье и ребенком ощущается недостаточность эмоционального общения.
Отделение кого-либо линией или очень небрежное либо многократно исправленное изображение — признак серьезного нарушения внутрисемейных отношений или конфликта с этим человеком.
Если на рисунке вообще множество исправлений, ребенок часто стирал и наводил линии — скорее всего, в семье достаточно напряженная атмосфера, что сообщает ребенку неуверенность и нервозность.
И совсем нехорошо, если сюжет картинки явно неблагополучен: кто-то с кем-то дерется или изображен с раскрытым в крике ртом, большими кулаками или даже с острыми зубами. Такой сюжет не нуждается в комментариях — только в «работе над ошибками»: увы, таким видит своих родных ребенок.
Однако сама постановка задачи «динамического рисунка» слишком уж явно предполагает диагностику, и чуткие детишки быстро это улавливают: не зря же взрослым понадобилось рисовать не как бог на душу положит, а непременно «с условием».
Чтобы избежать искажений, существует маленькая хитрость: методика «Семья животных».
Этот тест проводят точно так же, как и «Рисунок семьи» — дают лист бумаги, простой карандаш и просят изобразить сюжет: семью, состоящую из животных — так, чтобы все члены семьи были животными разными.
Если ребенок говорит, что не умеет рисовать животных, скажите, что это совсем не страшно: если даже по рисунку будет не очень понятно, кто где нарисован, — пусть он сам расскажет.
Когда работа готова, лучше уточнить, кто из животных какую роль играет, причем лучше тактично употреблять словосочетание «член семьи», а не спрашивать в лоб, «кто папа, кто мама, а кто сводная сестра».
Тема вроде бы нейтральна, связь с реальной «семьей» тоже как будто не просматривается, поэтому выплеск подсознания происходит куда более мощный и искренний — только успевайте смотреть внимательно и анализировать.
Самые крупные звери (слоны, жирафы или киты) — те, кто обладает реальной силой. Если же это агрессивные хищники (лев, тигр, крокодил) — делайте выводы сами.
Те, кто изображен в виде мелких зверушек (мышек, птичек или даже насекомых), в представлении ребенка явно не самые значимые фигуры в семье. Если же ребенок такой вот «козявочкой» изобразил себя самого — его либо чрезмерно опекают (и он чувствует себя слишком маленьким), либо вообще в упор не видят (чувствует себя просто ничтожным).
Очень «крупные» родители, если при этом их детишки изображены мелкими зверьками, явно грешат гиперопекой.
Животные с колючками (ежики, дикобразы) — семейные упрямцы. Обладатели панцирей (черепахи) нуждаются в защите.
«Холоднокровные» существа (червяки, змеи, ящерицы, лягушки и рыбы) — не слишком эмоциональные и «теплые» члены семьи.
Ядовитые существа вроде скорпионов и ядовитых змей — явно нелюбимые родственники (либо отношение к ним ребенка весьма амбивалентно).
Итак, материала для размышлений достаточно. Думайте, анализируйте и будьте внимательными и чуткими к своим детям. Они — зеркала, в которых отражаемся мы, а детские рисунки — зеркала, отражающие их отношение к нам…
Владимир Шебзухов
Хвалился, как-то раз, сыночек.
«Смотри, что я нарисовал.
Рисунок нравится мне очень.
«Кот в сапогах» его назвал!»
Крутил вертел рисунок папа,
Раскрыв от удивленья рот.
«Я вижу сапоги, однако,
Где нарисованный твой кот?»
Своё на удивленье – «Ах!» –
Ну, что ж ты не поймёшь никак.
Я же сказал, что у рисунка
Название -- «Кот в сапога-а-ах!»
0 Ответить
Владимир Шебзухов
читает автор
видео
https://youtu.be/JPk9WUM-OD0
Маша папу рисовала.
Угодить ему хотела.
Красками (не как попало),
Наложила всё умело…
Жёлтый галстук (модный очень)
И усы – чернее смоли…
Папа должен быть доволен,
Ведь старалась, между прочим!
Папа Машеньке сказал
(Дочку всё ж поцеловал,
Рассмотрев рисунок оный,
Улыбнувшись лишь едва):
«Цветом почему зелёным
Вдруг покрыта голова?»
А в ответ – надуты щёчки...
Мокры, от досады, глазки...
(Думая о той «причёске»):
«У меня нет… лысой краски!»
0 Ответить
Владимир Шебзухов,
Владимир Шебзухов
Красками рисует дочка,
Кистью, разные цветочки.
Окружают те цветочки
Мелко-чёрненькие точки…
Подглядел за дочкой папа.
Не ругал, что в краске руки.
Но вопрос задал, однако --
«Точки чёрненькие – мухи?»
Улыбнулась папе дочка.
«Мой рисуночек готов!
А вокруг цветочков точки,
Это – запахи цветов!»
0 Ответить
Интересно!!! сразу вспоминается, как (и ЧТО!) рисовали мои дети в 90-х... Сын после этого даже в почти школьной книжке поучаствовал. Делаем выводы!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Проценко,
Интересная статья.
Обзор широкий, но ведь всегда есть индивидуальные проявления.
Исправления в рисунке иногда бывают не в следствии напряженности, а в следствии обогащения восприятия, когда хочется добавить другие детали, о которых узнали побольше знаний.
Благодарю, Наталья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ооо, у меня сохранился рисунок семьи, сделанный когда-то по заданию психолога...
А знаете, как показаны папа, мама, соседи в аниме "Суп с котом"? Мама - постоянно у плиты, папа - на татами в гостиной, и рядом с его бутылкой сын-котёнок такой крохотный... Три соседки у калитки - болтают весь день, а по сути своей оказываются надувными куклами, внутри них - один воздух.
0 Ответить