Щелбана в лоб не хочешь?
Щелчки, или щелбаны, — тихая, мирная семейная игра. Для нее требовалось десять или чуть более плашек, обязательно четное число — палочки орешника нарезали сантиметра по полтора и раскалывали вдоль. Зимними вечерами во что только не играли! Приходили родственники, соседи с ребятишками — народу собиралось много. Раньше вечера были какие-то длинные, и у родителей обычно хватало времени с детьми повеселиться. В щелбаны большей частью играла мужская публика.
Из горсти плашки выбрасывали на стол. Если одна половинка оказывалась на другой, верхняя сразу уходила в актив к играющему. Далее надо было щелчком направлять деревяшечки друг к другу. Если они соприкасались, не задев в движении другие, одну из них играющий забирал себе. Объединять можно было только одинаково лежащие половинки — разрезом вниз или вверх. Когда отыгрывались все по кругу, производился расчет. Щелбаны раздавал тот, у кого набиралось больше выигранных плашек. Каждый лоб получал разницу между выигрышами — его и победителя. Били, конечно, потихонечку, чисто символически, приговаривая при этом: «А щелбана в лоб не хочешь?» Остальные хором вели счет.
Скажете, никакая это не развивающая игра? Соглашусь. Но все были дома. И не пока, а вообще. Игрой руководил, как правило, чей-то папа. Не надо было беспокоиться друг за друга, никто нигде и ничего не мог натворить. Те, кто выбывал из игры до нового кона, мог пока подсесть к дедушке, который валенки подшивал, или к бабушке — помочь ей лоскутики в узор складывать, достать маме клубок пряжи, укатившийся под комод. Попутно можно было кошку погладить. Взрослые разговаривали только на приличествующие темы. Заканчивался день с хорошим настроением и мирным отходом ко сну. Вот вам и щелбаны…
Эти забавные камешки
А это уже игра для девочек. К ним иногда присоединялись и девушки. И иногда вдруг мама в свободную минутку говорила: «А ну-ка, дай попробую…» Каждая уважающая себя девочка имела свой набор камешков. Из кирпича оттачивали ровные, удобные для захвата пять кругляшков. Размер их определялся по руке владелицы.
Играли в камешки летом. На лужайке выщипывали траву небольшим кружочком, играющие садились друг к другу лицом. Камешки, так же, как и щелчки, выбрасывали из руки. Тоже надо было угадать с размахом: если близко лягут, опасно будет задеть другие, а далеко — не успеешь собрать. Играющая брала в руку один камешек, подбрасывала вверх, а за это время подбирала оставшиеся — всякий раз в разном сочетании. В первый прием надо было на каждый вскид хватать по одному камешку, во второй — по два, в третий один и три, в четвертый — сразу все четыре. Игра переходила к другой девочке, если были задеты соседние камешки.
Нет, прежде чем усомниться в интересности игры, попробуйте этот простой вариант. Для усложнения девчонки много чего придумывали. Например, нельзя было перекладывать собранные камешки из играющей руки — так делали только начинающие. Выронила — передавай очередь. Другой вариант: не выбрасывать надо было камешки, а, подбросив один, остальные успеть разложить по тем комбинациям, что и в простом варианте, а потом уже их собирать. Очередность игры определяли не просто по договоренности, а тоже с премудростью. Подбрасывали камешки теперь уже не высоко, а чтобы успеть перевернуть руку тыльной стороной и поймать на нее упавшие — у кого больше удержится, тот и начинает игру.
Опять-таки дети на глазах были. Мальчишки в чижика или в ножички играют, девчонки на лужайке расселись. Родители какими-то делами в огороде или около дома занимаются. Бабушки спокойно ведут беседу на завалинке. Все всех видят и слышат. Из играющих никто не скандалит — правила соблюдаются неукоснительно.
А куда «попа» гоняют?
В «попа гонялого» играли уже совсем взрослые парни, а то и молодые мужчины. Каждому требовалась бита — ровная увесистая палка, сантиметров 70−80 и одна чушка — поп. Начиналась игра на конце деревни. Каждый игрок делал там свою пяту — небольшое углубление, в которое упирались пяткой. Чушку ставили на попа, то есть вертикально, на расстоянии 5−6 метров. Игрокам надо было гнать чушку, по очереди ударяя по ней. Брать свою палку разрешалось только тогда, когда поп ее обгонял. Водящий следил за чушкой и всякий раз ставил ее вертикально.
Гнали попа через всю деревню, обычно до мельницы или до другого приметного места, километрах в двух от начальной черты. Иногда попа угоняли так далеко, что в деревне начинали беспокоиться: скоро стадо пригонят, а «робяты» еще не пробегали. Но вот вдали появляется пыльное облако — стадо или «робяты»? Закончилась, видимо, игра, и все несутся на исходные позиции: каждый — со своей палкой, а водящий — с чушкой. «Пяток» (напомню — ямок) на одну меньше, чем играющих, и тот, кому не достанется ямки, будет водить в следующий раз. Игра заканчивалась в тот момент, когда все палки оказывались дальше чушки, бить больше нечем было. Игру всегда сопровождала большая стая мальчишек-болельщиков. Когда бежали назад, пацаны попутно забавлялись, загребая пыль на дороге ногой, потому и поднималось серое облако. После занятия начальных позиций кавалькада отправлялась на речку: тут в бочке не отмоешься. Бабушки могли сегодня спать спокойно: измученная молодежь вечером шуметь не будет. На работу бы только не проспали, подъем-то ох, какой ранний…
Какая же польза от этих и других игр, которые я вспомнила, пока «участвовала» в конференции? Несомненно, здоровье: свежий воздух, движение. Несомненно, аппетит вообще на любую еду: опять-таки свежий воздух, многокилометровые пробежки, купание. Несомненно, развитие чувства коллективизма: играли или семьей, или компанией. И, несомненно, что мне нравится больше всего — добрые привычки: умение дружить, слушать и уважать мнение других.
так и хочется перефразировать : "в каждую эпоху - свои игрушки"
с удовольствием прочитала! спасибо)
0 Ответить
Любовь Дубинкина, меня мама в детстве пыталась научить играть в камешки, но что-то у меня так и не получилось. Да и интересы другие, и игры появились новые. А вот с детства играли мы с крестной своей в карты. Да, сидели вдвоем и играли в дурака. Не знаю, была ли эта игра для меня развивающей, но и игроком-фанатом не стала. Играли в лото, обожаю эту игру до сих пор. Играли в домино, в шашки, поддавки, уголки. Нормальные же игры были! Интересно, во что играют сейчас дети, у которых компьютера нет?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Любовь Дубинкина, очень хорошо написана статья, с чувством, с любовью. Ох, как у нас любят критиковать! Да, может и не расписаны все правила, может, и не везде в одни и те же игры играли. Ну и что? Это же здорово, что есть кому вспомнить теплым словом наше былое. То, что сейчас стараются забыть и убрать из истории.
Поймите же, что если мы не будем помнить и чтить нашу историю (да, да! Игры - это тоже история!), то что мы передадим нашим детям и внукам?? На чем они будут строить свою историю, и что оставят своим потомкам?...
Статья-то - совсем о другом... (Это я уже не автору, а спорщикам).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Евгения Смуровская, спасибо! Не столько за поддержку, сколько за то, что Вы поняли мои чувства...
0 Ответить
Любовь Дубинкина, знаете, я с грустью наблюдаю за детьми, которым н-е-и-н-т-е-р-е-с-н-о играть и бегать, радоваться жизни искренне и самозабвенно, а с такой же страстью они нажимают кнопки компьютера, уставившись в экран. Побольше бы таких добрых рассказов о настоящем, а не виртуальном мире!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Любовь Дубинкина, непонятны правила описанных вами игр,невозможно их воспроизвести.имеется ли такая литература(энциклопедия игр)в продаже?
0 Ответить
михаил шестаков, я ведь не инструкцию по этим играм писала. Есть ли они в энциклопедии - понятия не имею. Я просто помню их из детства. Если бы писала для энциклопедии,наверное, написала бы по-другому.
Хотите, напишу лично Вам все подробно...
0 Ответить
А у меня как раз развивающие игры (в смысле, умственно развивающие) были. В подвижные игры я не играла, потому как была болезненным и слабеньким ребёнком, понятно, что в таких затеях я всегда проигрывала.
0 Ответить
Это - не деревенские игры. А дворовые. В городах играли побольше, чем в деревнях - где, вообще-то, вне дачного сезона народу для полноценного проведения таких игр и не набиралось.
Опять-таки дети на глазах были. Мальчишки в чижика или в ножички играли, девчонки на лужайке расселись. Родители какими-то делами в огороде или около дома занимаются. Бабушки спокойно ведут беседу на завалинке. Все всех видят и слышат. Из играющих никто не скандалит – правила соблюдаются неукоснительно. Сейчас же одни конфликты у детворы! Те, кто поменьше, требуют: сделай, мол, так-то, а то дружиться с тобой не буду, а старшие на весь двор нервничают из-за мяча, ушедшего за площадку, обзываются и… матерятся. А что родители? У них – свои дела…
- не понимаю, к чему это постоянное было/стало?
Вот из окна своей квартиры прямо сейчас смотрю на двор: мамаши молодые - со своими малявками при песочнице, старик из моего подъезда катает коляску с внуком. Детки возраста 6-8 лет по двору, трое пацанов дартсом забавляются, две девиц какой-то старушке помогают клумбу цветами усаживать. Никто из-за мячиков не матерится, никто не угрожает, что если, мол, что, так дружиться не буду... До мячика дело дойдет - к вечеру, когда детки постарше вывалятся, так то уже будет обыкновенный дворовый футбол.
А что, родители на огородах - это разве не то самое: "А что родители? У них – свои дела…"?
Вообще же любая игра сама по себе развивающая. Неплохо было бы почетче обозначить: к каким временам относятся описанные игры. Попа гонять, например, - эта игра бытовала в 1930-е годы, как и с сикалялкой бегать. Объяснять, что это такое? А то игра тоже детская была, оч. развивающая - подушки мять...
0 Ответить
Люба Мельник, " попа" в деревне гоняли до начала шестидесятых. Тогда деревни ещё были полны народа и рябитишек было много. Впрочем, за все не отвечаю - я жила в своей.
Были ли эти игры дворовыми (городскими, Вы хотите сказать) - не знаю. А деревенскими - были.
За замечания - спасибо! Я их учла и поправила материал.
0 Ответить