• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Зосимова Мужская Пустынь: как возрождается монастырь?

Бывают места не крикливые, но от этого не менее удивительные. И их удивительность со временем только прирастает, приобретая подчас причудливые формы.

Обычный поселок с необычным названием на границе Московской и Владимирской областей. Арсаки — говорят, это название поселку было дано в честь некоего японского дипломата, который приезжал туда по каким-то надобностям. А знаменито само место тем, что когда-то старец Зосима (не тот, что в «Братьях Карамазовых» Достоевского, а реальный человек, чьи годы жизни неизвестны, только предположительно год смерти — около 1710) ушел в эти прекрасные среднерусской красотой места вести безмолвную жизнь. Он вырыл здесь колодцы, существующие и по сей день. Он и стал центром притяжения первых паломников.

Свято-Смоленская Зосимова Мужская Пустынь знавала всякие времена. И расцвет, когда сюда стекались богомольцы и монастырю покровительствовали монархи (особенно, императрица Елизавета Петровна). Здесь хранились свои святыни: часть пояса Богоматери, части мощей св. Георгия Победоносца, крест с кусочком древа Креста Господня (привезенный из Афона в начале XVI века).

Старец этого монастыря Алексий был делегатом Поместного собора, именно он вынул из ковчега жребий с именем Тихона (патриарха Русской Православной Церкви).

Знавала Пустынь и тяжелые времена. Несколько раз упразднялась и разорялась. Была окончательно разграблена и закрыта после революции. На фотографиях можно видеть надпись на церкви: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь под красными знаменами!». А можно увидеть и растущие сквозь крыши храмов березы, прямо на красных кирпичах…

Но самое удивительное не это. Чтобы попасть в монастырь, нужно въехать в воинскую часть. И первый вопрос, который задают часовые при виде машины, это не грозный окрик: «Стой, кто идет?», а «Вы уже получили благословение батюшки Варнавы на посещение монастыря?» И дальше: «Если нет, мы сейчас принесем сотовый, вы позвоните».

Ощущение нереальности происходящего усиливается на территории монастыря. Службы в храмах, монахи и солдаты, тут же обычные жители чудом сохранившегося дома (тоже когда-то принадлежавшего монастырю, затем заселенного). Накрашенные девчонки в коротких юбчонках, обсуждающие как они пойдут на дискотеку, очень неплохая детская площадка со спортивными снарядами, монах с сотовым телефоном, договаривающийся о помощи в восстановлении храмов, солдаты-срочники, идущие по своим делам (или помогающие в храме), паломницы в длинных одеждах и туристы в коротких шортах. Иеромонах Варнава, останавливающий солдата: «Сережа, тут нектарины передали, ты уже поел?»

Говорят, эта та самая первая воинская часть, которой и было предназначено существовать при монастыре, чтобы в ней могли проходить воинскую службу семинаристы. Кажется, реализацию этой идеи здесь посчитали неудачной. Но, тем не менее, продолжают служить дети батюшек, студенты духовных заведений, алтарники. И, по рассказам, в монастыре на каникулах отдыхают воспитанники детского дома.

Все же от этого конгломерата остается ощущение, что ты попал ненароком в фильм «Сталкер». Редкая тишина, прозрачность воздуха, очень спокойно и деятельно сосуществующие солдаты и монахи. Здесь и историческая память — не только о старцах и мучениках, но и о деятелях русской культуры: Ф. Шаляпине, С. Рахманинове, В. Ключевском, К. Коровине, отце Павле Флоренском.

Безусловна архитектурная и историческая ценность монастыря. Безусловно, нужная воинская часть. На первый взгляд, все это сосуществует предельно достойно и гармонично. А если посмотреть: ведь и у монастыря сохранилась оборонительная стена (этот комплекс вообще напоминает маленький Кремль). И солдаты воинской части инженерных войск, в которой служат, в том числе, верующие, выглядят очень дисциплинированными и… доброжелательными.

Так и живут рядом: одни — по воинскому уставу, другие — по монастырскому. Но и без тех, и без других уже трудно себе представить сегодняшнюю Россию.

В истории подобный симбиоз монаха и воина не в новинку. Часто и в одном лице совмещались. Не говоря уже о восточных и европейских исторических традициях. Не будем забывать и своих легендарных героев. Соратник Пересвета, монах-воитель Ослябя, который прославился в Куликовской битве, давно причислен к лику святых.

Поживем — увидим.

Статья опубликована в выпуске 4.09.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (37):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Иван Иванов Читатель 17 октября 2010 в 11:43 отредактирован 24 мая 2018 в 12:10 Сообщить модератору
    Сейчас буду говорить Правду!

    Даже и не знаю с чего начать. С "благословения батюшки Варнавы" что ли? Варнава этот ни чего из себя не представляет. Обычный рядовой священник и ни каких благословений на посещение монастыря, а особенно паломникам которые вообще приехали впервые и ни о каких Варнавах не слышали, он давать просто не имеет права. Человек с давних пор привык позиционировать себя как хозяин, настоятель и духовник всех и вся! Были, конечно, времена когда он мог стать настоятелем, даже правил какое то время (и по отзывам довольно бездарно) но к великому счастью этого не произошло. По благословению правящего архиерея Евлогия (архиепископа Владимирского и Суздальского) настоятелем обители был назначен иеромонах Серафим (Семилетов) ныне в сане священного игумена. Он, и только он имеет полное право давать благословение на посещение монастыря. Так же этим правом может воспользоваться эконом монастыря монах Мелхиседек. И тому и другому можно позвонить с КПП, а лучше найти на епархиальном сайте номер телефона и связаться заранее, особенно это касается многочисленных групп паломников.
    Если вы все таки проехали на территорию монастыря попробуйте найти послушника Артемия (найти его не трудно т.к. он самый огромный). Именно Артемий является помощником эконома, он вас и проведет по необходимым "мытарствам".
    Касаемо проживания. Паломникам разрешается бесплатно останавливаться в гостиннице сроком не более 3-х суток. Женщинам напоминать о длинных юбках и платках думаю не стоит.
    Касательно призывников, вояк, Варнавы, монахов с мобильниками, и всего остального я вам скажу так - не стоит судить о жизни монастыря если вы провели там день-два. За этот срок можно понять сам монастырь как обьект старины, но чтобы проникнуть в суть монастырской жизни, нужно пожить там хотя бы полгода. Лично я провел там больше двух лет.
    Имени настоящего открывать я не собираюсь, кто знает меня тот поймет.

    P.S. Извините если кого задел.

    • Иван Иванов, забавно.
      Сейчас буду говорить Правду!

      Вы никого не задели. Прожили там два года - у Вас есть право иметь свое суждение. ) А я всего лишь иногда мимо проезжаю. Моей задачей было всего лишь рассказать, во-первых, об интересной истории монастыря, во-вторых, описать уникальную ситуацию, которая там сложилась. ТО есть монастырь внутри армейской части, или наоборот: часть внутри монастыря, разобраться уже навскидку невозможно.

      Описать извне (как Вы пишете "понять сам монастырь как обьект старины"), а не изнутри, поскольку ни в монастырях не живу, ни в армии не служу. ТО есть описать некое явление.

      Конечно, ВЫ знаете больше, раз два года там провели.

      • Галя Константинова,
        На данный момент часть расформировывают, уничтожают старые боеприпасы (кстати это одна из проблем монастыря - из за взрывов рушаться монастырские постройки). Что будет с монастырем после того как военные уйдут сказать сложно. Пока есть часть есть и порядок в военном городке, на территории которого инаходится обитель. КПП хоть как-то фильтрует людей, когда его не станет, то городок превратится в проходной двор. В Арсаках уже стоят два табора цыган. Жалко монастырь короче.

        • Иван Иванов, я ничего не знала, в этом году не заезжали. Вы так удивительно написали, как раз то, что я и почувствовала, когда приезжала в прошлом году. Момент какого-то необычного единения воинской части и монастыря.

          Мне правда, очень жаль. Будем надеяться на лучшее. Я думаю, что монастырю все-таки помогут. А части сейчас многие расформировывают. Все равно - очень жаль. Такой атмосферы, значит, уже не будет. И только что начали ведь возрождать, ремонтировать.

          Давайте надеяться, несмотря ни на что. .

          • Да, и еще. Там же в округе окло 5 действующих монастырей. насколько я знаю. Правда, кажется, больше женские.
            Но, может, обратиться за помощью? Я, к сожалению, мало понимаю в этих вопросах.

            • Иван Иванов Читатель 19 октября 2010 в 09:13 отредактирован 19 октября 2010 в 09:13 Сообщить модератору

              Галя Константинова, обращаться бесполезно да и некуда. Епархиальное управление молчит, вояки молчат. Каждый делает вид что ни чего не случилось. Единственный выход из этой ситуации - ПОЛНОЕ восстановление монастырской стены. Она, как вы наверное заметели, почти разрушена, но на это требуются деньги, которых у монастыря нет. Даже если найдутся люди, которые пожертвуют средства на эти цели, то встает новая проблема - миряне. Миряне живут на территории монастыря вместе с братией. Вопрос - как быть с ними? Ни кто из них (все они мои хорошие знакомые) не сможет позволить себе приобрести жилье. А пока не переселить мирян о постройке стены и обособлении обители не может быть и речи.
              Такие дела.

              • Иван Иванов, ну что на это скажешь? Я ведь почувствовала эти проблемы, когда заезжала в прошлом году. То есть как проблемы я это не чувствовала, только уникальность ситуации.

                Как помочь - не знаю. Но ведь этот монастырь - культурное достояние, значит, можно обратиться к светским властям? И не местным, а в Москву (или Владимир)?

                • Вы знаете, единственное, что приходит в голову, - это обратиться по светским инстанциям и в "большую прессу". А так же в интернет-сообщества. Раз Вы - представитель монашества, собираете подписи, в том числе и от мирян, которые живут "внутри". (Военные подписывать не будут - у них приказ, они уйдут, да и не их это дело). Значит, остаетесь только вы и жители городка.


                  Может, кто-нибудь даст лучший совет.

                  • Должен заметить что я не представитель монашества. Я жил там в качестве трудника, работал на трапезной поваром, потом на меня спихнули и управление продуктовым складом (келарной). Несомннно я помышлял о монашестве и даже носил подрясник какое то время. Но произошло одно событие, после которого мне пришлось покинуть это место. Неожиданно в мою жизнь вошел Ангел с белоснежными крыльями, увез меня в город Воронеж и через месяц у нас свадьба)) Я молод и хочу семью. А эти два с лишним года многому меня научили...
                    Тюрьма, армия, монастырь - места где мальчики становятся мужчинами, вы согласны?
                    Монастырь конечно жаль, но как говорит настоятель, отец Серафим: "На все воля Божия."

                    • Дарья Закидкина Читатель 28 июня 2012 в 12:45 отредактирован 27 мая 2018 в 15:12 Сообщить модератору

                      Иван Иванов, здравствуйте, мне бы хотелось узнать про жизнь в монастыре в качестве трудника. можно ли приехать маме с сыном в возрасте 14 лет.? нужно ли для этого предупредить о своем приезде? кому нужно позвонить?
                      если не трудно ответьте на эти вопросы, если знаете.
                      заранее с благодарностью, Дарья

                    • места где мальчики становятся мужчинами

                      Не знаю, Иван. Я женщина и нигде из вышеперечисленных мест не была.

                      Счастья Вам в семейной жизни уже на Воронежской земле. . Семья нужна обязательно.

                      А "зосимовцам" нужно все-таки обращаться во все инстанции (вплоть до МинКульта) и фонды. А то окончательно разрушится и это культурное достояние. И получится не "как возрождается", а наоборот. В общем, воля должна быть и человеческой тоже.

                      Жаль, что заехать туда снова смогу только следующим летом.

  • И почто ж и мужская, и пустынь с прописной? И кремль? (так забавно: "маленький Кремль")
    Избыточное использование прописных неприлично и говорит не о повышенном уважении к чему-то, а о нахождении вне "правового" поля - имею в виду законы русского языка. О неуважении к этим законам.
    патриарха Русской Православной Церкви - это совсем не то, что Московский патриарх. Официальное именование - Патриарх Московский и всея России, премлемое - Патриарх Московский.
    симбиоз монаха и воина не в новинку конечно, не в новинку. ))))
    Вообще-то людям звания духовного оружие в руках держать, применять его не пристало. Неканонично. Надо разделять верующих и монахов.
    привезенный из Афона с Афона. Поскольку это полуостров. Правильно поэтому писать (и пишется, и говорится) - с Афона.

    особенно, императрица Елизавета - запятую убрать
    обсуждающие как они пойдут на дискотеку = а здесь перед "как" поставить))

    Как понимаю, здесь должна почитаться Смоленская икона Богоматери, может, собор с этим посвящением. Стоит. Наверное, следовало бы помянуть это, хотя бы - чтоб объяснить название.

    • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 2 января 2010 в 21:48 отредактирован 2 января 2010 в 21:49 Сообщить модератору

      С прописной буквы – потому, что такое написание часто используется, в частности, и в самом монастыре. Кстати, смотрим, и здесь
      http://znamenka.net.ru/cgi-bin/index.cgi

      по поводу Патриарха – полное официальное наименование главы РПЦ - Cвятейший Патриарх Московский и всея Руси (не совсем так, как Вы утверждаете). Все остальное – как мое или Ваше, – произвольные упрощения, вполне допустимые в публицистике.


      Если речь идет о конкретном кремле, а не о типе архитектурной постройки, то кремль пишут по-разному, и с большой, и с маленькой буквы, то так, то эдак (смотрим официальные сайты кремлей, например,
      http://www.kazan-kremlin.ru/main/
      http://www.opskove.ru/det/71_det.html
      http://www.museum.ru/M1858

      а также Новгородский, и многие другие.

      Афон – не только полуостров, но и гора, а также – «Административно — особая единица Греческой Республики, самоуправляемое сообщество 20-ти православных монастырей». Особая административная единица предполагает, в том числе, предлог «из».


      Симбиоз воина и монаха на Руси, действительно, не в новинку. Такова, к сожалению, наша история. Русские монастыри и строились - как крепости. И исполняли функции крепостей. И во время войн, когда приходилось отражать нападения захватчиков, чаще всего - именно хорошо укрепленные монастыри становились центрами обороны. Если говорить о Смутном времени – то почти все монастыри европейский части России (а, соответственно, и их монахи) оказались в зоне боевых действий, практически за каждой из них шли ожесточенные сражения, иногда по нескольку месяцев. И Вы хотите уверить меня, что под польскими пулями и ядрами монахи только поклоны земные клали? Это не так. А уж канонично это или нет – не нам судить. При этом я указываю: то, что я видела, мне представляется неоптимальным. И прямо в тексте, и в комментариях.

      Избыточное использование прописных неприлично и говорит не о повышенном уважении к чему-то, а о нахождении вне "правового" поля - имею в виду законы русского языка. О неуважении к этим законам.

      Использование прописных по отношению к православным святыням считаю оправданным. Никакой «избыточности» не вижу. А этот Ваш комментарий – можно узнать, из каких соображений Вы беретесь оценивать мое уважение или неуважение к чему-либо?

      • Люба Мельник Бывший модератор 2 января 2010 в 22:32 отредактирован 2 января 2010 в 22:34 Сообщить модератору

        Использование прописных по отношению к православным святыням считаю оправданным
        ОК.)) Тогда рекомендую быть последовательной:
        не Зосимова Мужская Пустынь: как возрождается монастырь
        а: Зосимова Мужская Пустынь: как Возрождается Монастырь (кстати, мужская с прописной - потому что пустынь? или потому что мужская?)
        И далее:
        И расцвет, когда сюда стекались Богомольцы и Монастырю покровительствовали Монархи (настаиваю! Помазанники Божии - Л.М.) (особенно, Императрица Елизавета Петровна). Здесь хранились свои Святыни: часть Пояса Богоматери, части Мощей Св. Георгия Победоносца, Крест с Кусочком Древа Креста Господня (привезенный из Афона в начале XVI века).
        и дальше по тексту, с большим уважением
        кремль вообще - пишется со строчной. Московский Кремль - оба слова с прописной. Такое правило существует. И тут не надо в сети искать аналоги, а надо просто на Грамоте.ру провериться.
        Об Афоне ж - я, Галя, вас уверяю, что в таком смысле, какой вы это название используете, подразумевается именно Святая гора. Может, вас уверит в моей правоте соображение о том, что в 16 веке не было Греческой республики, имевшей в своем составе административно особую единицу.
        Выше в цитате я выделила "часть". Я так думаю, в оригинале речь шла о частицах. Частица мощей, частица Животворящего Древа - так принято писать и говорить. (Так же, как принято говорить: с Афона). Как вариант в отношении мощей - фрагмент, но это в научной литературе.
        Избыточность прописных и свидетельствует о незнании правил использования этих букв. Для человека пишущего такое незнание (судя по комменту - воинствующее ))) - неуважение к языку.

        • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 2 января 2010 в 22:54 отредактирован 2 января 2010 в 22:57 Сообщить модератору

          Использование прописных по отношению к православным святыням считаю оправданным
          ОК.)) Тогда рекомендую быть последовательной.


          Уважаемая Люба. Все имеет свои пределы, в том числе и последовательность.

          Зосимова Мужская Пустынь: как Возрождается Монастырь (кстати, мужская с прописной - потому что пустынь? или потому что мужская?)

          Еще раз поясняю, что такое написание лично видела в данном монастыре.

          кремль вообще - пишется со строчной.

          Еще раз. Кремль вообще – пишется со строчной. Конкретный кремль – по-разному.


          Об Афоне ж - я, Галя, вас уверяю, что в таком смысле, какой вы это название используете, подразумевается именно Святая гора. Может, вас уверит в моей правоте соображение о том, что в 16 веке Греческой республики, имевшей в своем составе административно особую единицу Греческой Респуслики.

          Если бы я писала эту статью в 16 веке, обязательно использовала бы предлог «с».

          Выше в цитате я выделила "часть". Я так думаю, в оригинале речь шла о частицах. Частица мощей, частица Животворящего Древа - так принято писать и говорить

          Это тоже не я сочинила. «Часть мощей» - абсолютно нормальное словосочетание.

          Избыточность прописных и свидетельствует о незнании правил использования этих букв. Для человека пишущего такое незнание (судя по комменту - воинствующее ))) - неуважение к языку

          Автор считает своим правом выделять значимые для него слова. Что касается «воинствующего неуважения к языку» (в чем Вы меня недвусмысленно вторично и неправомерно обвинили), то это все-таки не столь ужасно, как неуважение к человеческой личности. Понимаете?

          • Копирую для вас, Галя, с Грамота.ру:
            кремль, -я (крепость в старых русских городах) и Кремль, -я (район города, архит. комплекс; правительственная резиденция в Москве); Московский Кремль; но: Новгородский кремль, Псковский кремль, Рязанский кремль и т. п. - орфографический словарь.
            У Розенталя - библия редакторов, так сказать) - то же самое. И в справочной книге редактора и корректора.

            • Что, остался только "кремль"? Это и есть мое "воинствующее неуважение к языку"? - Вашими словами.

              Хорошо бы, если бы в самих всевозможных кремлях соблюдали грамоту.ру и Розенталя. Однако ж, не соблюдают. И в разных словарях по-разному, и в энциклопедиях, и на сайтах музеев-кремлей.

              Так что - здесь на усмотрение редакторов. Равно - как и найденная Вами запятая.

              При этом хотелось бы вести дискуссию в рамках общепринятых представлений о корректности.

  • Галя Константинова, удачно получилось. И главное в тему

    Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова, замечательно! Просто красота! Видно, что идет восстановление. Солдаты помогают, понятно. Жизнь интересная в этом монастыре - и солдаты,и монахи и просто жители. Может так и надо. Дай Бог, чтобы все ожило и зажило.

    Оценка статьи: 5

  • Захотелось побывать

    Оценка статьи: 5

  • А как туда доехать, подскажите.

  • Галя

    Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова, 5!

    Оценка статьи: 5

  • здесь монашеские кельи