В психологии и психиатрии под этим именем подразумевается не человек, склонный приврать в широком смысле этого слова, а пограничное психическое расстройство (то есть — не относящееся к области «большой психиатрии», но и не являющееся нормой). Суть его в том, что человек разнообразными способами, в меру своих актерских данных и фантазии, приписывает себе всевозможные недомогания и заболевания, всеми правдами и неправдами добиваясь их лечения.
Доктора придумали множество названий для пациентов этого типа: «профессиональный больной», «операционный маньяк», «больничная блоха»… Как видим, они отражают весьма негативное отношение медиков к таким людям. И им есть за что не любить «Мюнхгаузенов»!
За что же? За обман. Однако обман это весьма специфический.
Многочисленная армия симулянтов притворяется нездоровыми с целью получения каких-либо материальных, осязаемых, конкретных благ и выгод: больничного листа, санаторной путевки, назначения препарата, возможности отлынивать от работы или «откосить» от армии, и даже — познакомиться с симпатичным доктором или медсестрой… Эти мотивы часто неблаговидны, но они хотя бы понятны и очевидны.
Но не таковы «Мюнхгаузены»! Они — натуры совершенно загадочные и водят врачей за нос на пустом, казалось бы, месте, не имея от своего статуса больного не то что никаких выгод — но даже нанося прямой урон здоровью и материальному положению. Эти люди постоянно поступают из одной больницы в другую, жалуясь на некие боли или симптомы и требуя при этом немедленного и интенсивного лечения вплоть до оперативного вмешательства.
Некоторые «входят в образ» настолько, что в конце концов даже начинают испытывать реальные боли (хотя и понимают, что за данным симптомом ничего на самом деле нет). В отличие от людей с так называемым ипохондрическим характером (чрезмерно мнительных и внимательных к состоянию своего здоровья, постоянно подозревающих у себя наличие разнообразных заболеваний), «Мюнхгаузены» точно знают, что они ничем не больны. И тем не менее — снова и снова идут в больницы лечиться.
Для того, чтобы лечение было назначено, лже-больные имитируют совершенно разнообразные состояния: от туберкулеза до сердечного приступа, от острой боли в животе до язв и порезов.
Они глотают ключи, ложки и гвозди — чтобы для операции появился реальный повод.
Они симулируют кровотечения, используя кровь животных или даже умышленно калеча собственное тело.
Они горстями принимают лекарства, прекрасно зная, что никакие препараты им не нужны и даже могут навредить.
Они добиваются совершенно бессмысленных операций, которые каждый раз доказывают, что «вскрытие» было напрасным и никакой патологии не обнаружено. Но, даже будучи поставленными перед данным фактом, такие больные не соглашаются с докторами, упорно твердят, что те «ничего на понимают», «недоучки», «разглядеть элементарного не в состоянии» — и идут в другую больницу… Ну или в ту же, но к другому врачу.
Госпитализация для них — мероприятие серьезное и готовятся к нему не менее тщательно, чем к ограблению банка. Учитывается все, вплоть до времени обращения в приемный покой — лучше поздним вечером, ночью или в праздники, когда (как им кажется) дежурят не самые лучшие и опытные врачи. Стараются не попадать дважды в одну и ту же больницу и тем более — к одному и тому же доктору.
В Европе и США во многих клиниках создаются реестры таких симулянтов, с которыми сомневающийся врач всегда может свериться. Однако нередко даже это не решает проблемы: всех не охватишь, да и в экстренном на первый взгляд случае врач будет, вероятнее всего, не списки читать, а оказывать немедленную помощь, что и требуется «Мюнхгаузену».
При всем при этом их бесполезно и даже опасно отговаривать от лечения и тем более игнорировать — тут же активность «Мюнхгаузенов» на время переключается в другое русло, юридическое, и они заваливают жалобами прокуратуру, призывая правоохранительные и контролирующие органы «разобраться» с халатными и бездушными эскулапами.
Описан прецедент, когда одна пациентка настолько реалистично изображала «острый живот» (боли в брюшной полости), что врачи немедленно назначали операцию. В разных больницах у разных докторов эта дама была прооперирована в общей сложности более 40 раз! Каждый раз врачи с удивлением разводили руками, не находя признаков никаких патологий, буквально ничего, что могло бы стать причиной описанных пациенткой болей. Однако с маниакальным упорством она обращалась и обращалась в различные клиники, пережив за всю свою жизнь более 500 госпитализаций.
Что же является причиной столь странного поведения?
Все и просто, и сложно: «Мюнхгаузенам» катастрофически не хватает внимания. Обычно это люди с истерическими чертами характера, и как воздух им необходимы признание и ощущение значимости, важности собственной персоны, нужно быть центром всеобщего внимания. Если такой человек адекватно оценивает себя и окружающий мир — чаще всего он идет в актерскую профессию, находит там свое призвание и вполне на своем месте.
Однако таланта для актерской стези хватает далеко не у всех, да и возможностей тоже… Поэтому не реализовавшие себя в жизни люди такого типа пытаются завоевать признание другими путями. Один из них — как раз пожизненная роль «профессионального больного».
Выгод в понимании такого человека — масса.
Во-первых, он гарантированно обеспечен повышенным вниманием (а это и есть его главная цель). Даже если это внимание негативного характера — все равно лучше, чем ничего (так маленькие дети слишком занятых собой родителей начинают бузить и хулиганить только для того, чтобы получить хоть какую-то «обратную связь», чтоб заметили!)
Во-вторых, статус больного дает еще и дополнительные бонусы: и спроса меньше, и обязанностей, и ответственности — очень удобно!
У некоторых «синдром Мюнхгаузена» вообще проявляется только в случае возникновения серьезных проблем: в ответ на сложные жизненные обстоятельства, призывающие к необходимости непростых решений и приложения усилий. Такой человек «уходит в болезнь» и тем самым самоустраняется от неприятных и непосильных для него необходимостей.
Толчком может послужить также и реальное заболевание или тяжелая потеря — близкого человека, друга…
Понятно, что причиной такого поведения, кроме специфически организованной истероидной психики, является эгоизм, инфантилизм, незрелость человека, решающего свои проблемы совершенно «детским» и к тому же опасным способом.
Чаще всего это недоласканные, недолюбленные в прошлом дети, не слишком избалованные вниманием. «Пусковым механизмом» для возникновения синдрома Мюнхгаузена обычно становится реальное тяжелое заболевание, которое в корне меняет отношение родных и близких — порция внимания и заботы (даже если и ненадолго) вдруг резко увеличивается. Сообразительный ребенок с истерическими чертами характера быстро делает выводы — и страсть «болеть» закрепляется как проверенное средство решения проблем и способ вернуть ту, уже утраченную, атмосферу максимального психологического комфорта.
В дальнейшем этот способ используется на протяжении всей жизни, причем человек в нем активно самосовершенствуется, в изобилии читая медицинскую литературу и поражая зачастую медиков своими глубокими познаниями — ведь нередко уровень их интеллекта весьма высок.
Но есть и более опасная разновидность «Мюнхгаузенов»… О них речь пойдет в следующей статье.
Уважаемый Нью Йоркер, не пони маю, зачем Вы прицепились именно к моему посту. Спорите Вы не со мной, а с самим собой - и при чем тут...