Подзаголовки позволяют быстро понять, что будет обсуждаться в каждой из частей, и помогают решить, читать всю статью или ограничиться заинтересовавшей частью. Иногда читателей мучает какой-нибудь вопрос (например, как приучить ребенка к горшку), и они сканируют журналы, чтобы отыскать ответ.
Разбитый на озаглавленные части материал легче читать, в нем проще найти нужные сведения при повторном просмотре, он лучше запоминается.
Обо всем этом знают редакторы, и потому в перечень требований к статьям большинства изданий входит разбивка статей на части с обязательными подзаголовками. Судя по всему, некоторые авторы об этих требованиях наслышаны и пытаются им следовать. Проблема в том, что просто разбить статью на части и дать им подзаголовки мало — нужно еще и знать, как это сделать правильно.
Сколько текстов — столько можно дать и советов. Нельзя передать всех тонкостей, имеющих значение при выборе подзаголовка в каждом отдельном случае. Вместе с тем существуют ключевые принципы, которым стоит следовать при подготовке статей прикладного характера.
ПЯТЬ СОВЕТОВ, КАК ПИСАТЬ ПОДЗАГОЛОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО
1. Создавайте полные подзаголовки
Ваш читатель должен иметь возможность точно определить, чему будет посвящена каждая часть статьи, просто взглянув на подзаголовки — четкие и полные. Здесь требования к подзаголовку такие же, как к заголовку. Например, название «Сад» слишком расплывчато как для заголовка, так и для подзаголовка, и требует уточнения, если только вы не пишете статью для словаря. «Зимние работы в саду» — такое название полнее и точнее, а значит, и целесообразнее, так как рассказывает читателю о том, что именно будет обсуждаться в статье или ее части.
Примечание. Каким бы полным ни был подзаголовок, точку после него не ставят. Исключение: случаи, когда подзаголовок располагается на одной строке с основным текстом.
2. Используйте подзаголовки как можно чаще
Если вы написали более семи-девяти абзацев и обошлись без подзаголовков, это должно насторожить. Просмотрите свой текст. Нельзя ли разбить его хотя бы на две части? Может быть, вы говорите в одном блоке о пользе и риске ежедневного приема аспирина? Если так, разделите информацию: расскажите о пользе в рамках одного подзаголовка, а о риске — в рамках другого. Это не только улучшит структуру текста и поможет заметить в ней лишние или недостающие звенья, но и сэкономит время читателя, так как позволит ему обратиться в первую очередь к той информации, которая его интересует.
3. Делайте подзаголовки активными
Во многих статьях, а в статьях-руководствах особенно, вы убеждаете читателей предпринять такие-то и такие-то шаги, чтобы прийти к какому-то результату. В этом случае наиболее целесообразно начинать подзаголовки с глагола, обозначающего основное действие, которое следует произвести читателю (хуже, но в особых случаях допустимо советовать, чего НЕ следует делать). Это позволяет выделить главное, самую суть ваших советов, вслед за которыми идут частности: примеры, объяснения и обоснования. Сказанное справедливо и для маркированных списков.
Неудачный выбор — предлагать ряд советов под рубрикой «Что делать"/"Чего не делать» и начинать их с существительного. (Пример с нашего сайта. «Чего не делать: 1. Отсутствие… 2. Удаление… 3. Нерегулярность… 4. Однообразие…»
4. Используйте более одного уровня детализации
Если ваша статья содержит подзаголовки только первого уровня, это лучше, чем если бы она не имела их вовсе. Однако чем длиннее статья, чем больше абзацев, советов, «шагов» в каждой ее части, тем вероятнее, что вам необходимо добавить еще одну ступень детализации: подзаголовки второго уровня. Например, если в статье «Офисные сплетни: как от них избавиться?» один из подзаголовков первого уровня гласит: «Если сплетничают при вас», — вы можете развить его дальше, добавив подзаголовки второго уровня:
Избегайте мест сборищ
(текст, текст, текст)
Научитесь менять тему разговора
(текст, текст, текст)
Замыкайте цепь сплетен на себе
(текст, текст, текст).
Примечание. Подзаголовки второго уровня должны набираться другим шрифтом, нежели подзаголовки первого уровня. В данной статье отличия разноуровневых подзаголовков удалось добиться путем капитализации, то есть набора прописными буквами, подзаголовка первого уровня.
5. Соблюдайте параллелизм подзаголовков
Этот совет самый важный, поэтому о нем — чуть подробнее. Параллелизм подзаголовков, как, кстати, и первых предложений в маркированных списках, имеет ключевое значение при подготовке профессиональной статьи и оценке текста редактором. Непараллельные подзаголовки — частая ошибка новичков и любителей. Взгляните на группу подзаголовков из статьи о том, как найти литературного агента:
Поговорите с другими авторами
Как искать агента в интернете?
Писательские конференции.
Прочтите эти подзаголовки подряд еще раз, и, если ваш внутренний слух в норме, вы можете уловить, что параллелизм нарушен. Первый подзаголовок начинается с глагола в повелительном наклонении. Второй задает вопрос. Третий представляет собой словосочетание — прилагательное плюс существительное. Такая разностильность одноуровневых подзаголовков не только плоха сама по себе — она еще и влечет за собой разностильность в написании соответствующих частей статьи и нарушения в структуре подаваемой информации.
Для того чтобы сделать подзаголовки параллельными, нужно выбрать один стиль, одну структуру и использовать их для всей группы подзаголовков одного уровня. В приведенном выше примере о поиске литературного агента можно было бы начать каждый подзаголовок с глагола в повелительном наклонении:
Общайтесь с другими авторами
Ищите агентов в Интернете
Посещайте писательские конференции.
Чтобы избежать недоразумений, должна пояснить: дело не только в том, чтобы начать с одной части речи. Например, подзаголовки из статьи, скажем, о котлетах открываются существительными, и все же группа составлена неудачно:
Котлеты от Марии
Котлеты от Петра
Котлеты из рыбы.
Стоит ли объяснять, почему это не лучшее решение и что именно следует изменить?
Какой бы вариант вы ни предпочли, важно помнить: хороша любая уместно использованная структура подзаголовков, но только до тех пор, пока вы придерживаетесь ее применительно к одному уровню от начала до конца. Если вы открыли группу подзаголовков первого уровня вопросом, то и во всех остальных подзаголовках первого уровня следует задавать вопрос. Открыли отрицанием НЕ — продолжайте в том же духе. Подзаголовки второго уровня также должны быть параллельны друг другу, но не подзаголовкам первого уровня.
Вот и все. Пять советов, пять секретов — используйте их, и вы будете создавать подзаголовки профессионально.
Домашнее задание для тех, кто хочет потренироваться. Наберите в поисковике «Школы Жизни» слова «что делать» (без кавычек), отметьте точкой пункт «в статьях». Просмотрите отобранные статьи на предмет использования/неиспользования в них подзаголовков. Какие изменения с учетом полученной информации вы предложили бы внести?
Думайте о читателе.
Удачи!
Просто, доходчиво, профессионально. Спасибо.
0 Ответить
Спасибо огромное, детально описано, пригодится при написании публикаций.
0 Ответить
Галина, спасибо, ставлю в закладки и беру на заметку.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Большое спасибо, дельно и здорово!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Умно, технично, иронично. Нравицца! Пять с плюсом!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ну почему за такую великолепную статью не сплошные пятёрки?
Нет, сколько же завистливых!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина Москаленко, очень дельные советы!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина Москаленко,
Отлично! Профессионально и лаконично.
0 Ответить
Спасибо, Галина!
Как мне нравится читать ваши уроки,
столько нового и полезного для себя узнаю!
Оценка статьи: 5
0 Ответить