• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Гертруда Рыбакова Грандмастер

Староверы – что мы о них знаем? Часть вторая: староверы в Санкт-Петербурге

На улицах Санкт-Петербурга не часто встретишь мужчин с окладистой бородой и особой стрижкой «под горшок», как ее можно назвать, да и женщин в длиннополых юбках с платочками, завязанными под подбородком, вряд ли увидишь. Современность, естественно наложила отпечаток на внешний вид староверов. Но приверженцы старой веры есть и в Петербурге, и их немало.

Первые официальные упоминания о староверах Санкт-Петербурга появились в 1723 г. Царь Пётр, заложив новую столицу, отовсюду требовал к себе мастеровых людей, и староверы — плотники, кузнецы и другие ремесленники, исполняя царский указ, шли cтроить новый город, а селились в основном за городом, на реке Охте.

При Екатерине II староверы получили официальное разрешение селиться в столице, правда, при условии уплаты двойного налога. В 1837 году в Петербурге даже открывается старообрядческое Громовское кладбище, название которому дано по фамилии братьев Громовых — староверов и крупнейших лесопромышленников. Это позволяет сделать вывод, что староверов в Петербурге было к тому времени много. В 1844 году на этом кладбище была освящена первая старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Бурный рост старообрядчества начался после 1905 года, когда был принят Декрет о свободе совести. Николай II разрешил староверам исповедовать свою веру, предоставил им право строить новые церкви и официально регистрировать свои общины. Перед революцией 1917 года в Петербурге действовало 8 старообрядческих церквей, существовало множество внутренних закрытых моленных, созданных еще во времена преследований.

А после революции снова начались гонения. С 1932 по 1937 гг. все общины были ликвидированы властями, их здания национализированы. Взорвали Покровский собор на Громовском кладбище, который был построен и освящен только в 1912 году. В 1937 году была закрыта последняя старообрядческая церковь на Волковом кладбище. После этого староверы ушли в подполье: не осталось ни одного священника, и ни одного храма.

Выйти из «подполья» старообрядцам удалось на волне подписания Советским Союзом Хельсинских соглашений. В 1982 году, после пяти лет тяжелейшей переписки с властями, инициативной группе верующих во главе с потомственным старообрядцем Борисом Александровичем Дмитриевым удалось добиться регистрации общины Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Белокриницкого согласия. Весной 1983 года общине передали заброшенный храм на окраине города, на кладбище «Жертв 9-го января». Переданное здание находилось в полуразрушенном состоянии и требовало капитального ремонта. На призыв помочь в восстановлении храма откликнулось множество людей. Благодаря дружным усилиям, как питерских христиан, так и из других приходов, храм был восстановлен из руин всего за 9 месяцев.

25 декабря 1983 года состоялось торжественное освящение храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в память о разрушенном большевиками Покровском соборе Громовского кладбища. Это единственный храм РПСЦ в Петербурге и области, в котором постоянно совершаются богослужения по субботам вечером и по воскресным дням утром.
Правда, добираться до него не очень удобно, находится он на проспекте Александровской Фермы, ближе к пересечению его с Софийской улицей. При храме есть детская воскресная школа, работающая с 1995 года, занятия проводятся каждое воскресенье после службы. Здесь учат чтению и письму по-старославянски, молитвам, знаменному пению, рассказывают о богослужении и церковных таинствах.

Самая большая община староверов в Петербурге — это община Поморского согласия, входящая в Древлеправославную Поморскую церковь (ДПЦ). Сейчас эта община имеет два действующих храма. Первый — Соборный храм Знамения Пресвятой Богородицы (архитектор Д.А. Крыжановский) на Тверской улице, дом 8, недалеко от Таврического сада. Он был построен и освящен 22 декабря 1907 года, очень чтим и посещаем староверами-поморами. Но в 1933 году храм закрыли, в его стенах расположились производственные помещения. Лишь спустя 70 лет храм вернули верующим, и с 2005 года в храме на Тверской начались восстановительные работы. Строители дневали и ночевали там, выкладываясь из последних сил, чтобы успеть подготовить его к престольному празднику Знамения Пресвятой Богородицы. Мастерам удалось восстановить церковь в максимально приближенном к оригиналу виде. 10 декабря 2007 года, в день празднования Знамения Пресвятой Богородицы, спустя сто лет после первоначального открытия, в храм вновь вошли прихожане, наставники, причетники. С удивлением прихожане рассматривали трехъярусное паникадило и иконостас, в особенности его центральные врата, воссозданные по фотографиям.

И вновь, как сто лет назад, храм огласило стройное пение староверов. После молебна состоялся крестный ход. Христиане-староверы торжественно обошли храм кругом, неся хоругви. К этому храму добираться легко, на метро до станции «Чернышевская», а далее пешком через Таврический сад.

А на бывшей окраине Петербурга, в современном спальном районе Рыбацкое, на фоне многоэтажных зданий, недалеко от станции метро, можно увидеть небольшое трехэтажное здание с башенкой, похожее на крохотную крепость. За ним маленькое кладбище, точнее, остатки старейшего Казанского кладбища, и церковь. Здание-крепость как бы закрывает собой кладбище и церковь, словно защищает их. Здание имеет название — «Невская обитель». После войны группа ленинградцев, переживших блокаду, помнивших закрытие довоенных моленных, начала хлопоты по регистрации общины. В 1947 году власти согласились зарегистрировать в Ленинграде Старообрядческую Поморскую общину. Вот это здание — духовно-благотворительный центр «Невская обитель» и церковь Во имя Знамения Пресвятой Богородицы принадлежат Невской Древлеправославной Поморской общине. И строительство здания, и восстановление церкви осуществлено силами прихожан-староверов при финансовой помощи попечителей.

В здании «Невской Обители» имеются малый храм, трапезная, крестильная, кельи для исполнения треб, оранжерея, столярная мастерская, подсобные помещения. Здесь работают воскресная школа, курсы по подготовке церковных служащих, библиотека, архив, издательство газеты и церковного календаря, проводятся ежегодные слеты древлеправославной молодежи. Было приятно узнать, что в последнем слете принимали участие молодые староверы из Нарьян-Мара. И в Нарьян-Маре при содействии Невской Поморской общины сейчас достраивается староверская церковь.

В декабре 2008 года в Русском музее проводилась выставка «Образы и символы старой веры». На выставке, помимо икон старого письма, было выставлено много экспонатов, характеризующих уклад, образ жизни, традиции староверов. Здесь были выставлены вещи, более подходящие для Этнографического музея: берестяные туески-бураки, в которые собирали ягоды, прялки, расписанные конями и птицами, староверческие четки-лестовки, женские костюмы, украшенные шитьем и вышивками. Выставка помогла сделать вывод, что хотя староверы живут рядом с нами, говорят на одном с нами языке, но все же в чем-то другие, отличаются от нас. Хотя они тоже пользуются всеми современными благами технического прогресса, но более бережно относятся к старине, к своим корням, своей истории.

Статья опубликована в выпуске 26.08.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А эти книги у меня есть, спасённые из того костра.
    И на книжных развалах в Москве я эти книги вижу.
    Но тем не менее, мама рассказывает про такой случай из своей жизни. А отец прочитав, удивлялся, : за что же уничтожали тираж?

    Оценка статьи: 5

  • Надя Гаева, не знаю, где ваша мама жила в 60-е годы, но у меня пятитомное издание Мельникова-Печерского именно в конце 60-х получено по подписке, как приложение к журналу "Огонек" - был тогда такой вид подписки на книги. С тех пор и сохранились, в это лето перечитала заново все части "В лесах" и "На горах" с большим удовольствием.Да и в библиотеках весь Мельников-Печерский есть, я, кстати, две книги дома прочла, а две брала в библиотеке санатория в Выборге, когда на лечении была, они такие же, как мои личные, из той же серии подписных изданий.Спросите в библиотеке.

  • Тиражи книг Мельникова - Печерского "В лесах" и "На горах" в 60-е годы - уничтожались. Мама рассказывала отцу, что их на работе в книжном магазине заставили сжечь эти книги. Папа попросил принести, чтобы посмотреть, что в них запретного.
    Недавно на улице у продавца старых книг выдела эту книгу.

    Оценка статьи: 5

  • Александра, спасибо за отклик! Мне тема староверов близка, среди моих друзей и дальних родственников есть староверы, как правило, очень порядочные люди. Про староверов советую прочитать книги Мельникова - Печерского "В лесах" и "На горах",интересные ии весьма познавательные.Всего вам доброго!

  • Александра Бегеза Читатель 2 декабря 2011 в 09:30 отредактирован 26 мая 2018 в 13:59 Сообщить модератору

    Я старовер, вся моя семья староверы, но я никогда не интересовалась кто мы такие и откуда. Возможно потому-что мне всего 17), но тут чисто случайно увидела статью и мне стало очень интересно всё узнать, начала искать и увидела вашу статью Гертруда. спасибо за статью, очень интересно и познавательно)))

  • Гертруда, обе статьи по высшему баллу!!! 5!!! Прекрасные фотографии.

    Оценка статьи: 5

  • Надо же, ничего и не знала.

    Оценка статьи: 5

  • да и женщин в длиннополых юбках с платочками, завязанными под подбородком,

    Гертруда, а я слышала, что женщинам - староверкам не положено
    завязывать платок, а только застёгивать булавкой специальной.
    И чтобы платок закрывал шею .
    Вы не знаете про это?

    Оценка статьи: 5

    • Надя Гаева, я про булавки ничего не слышала, поищу в интернете, когда я жила бок о бок со староверами, они платочки завязывали, и еще при этом старались лоб закрыть.Вот точно знаю, что мусульманки закалывают платок - у меня здесь есть знакомая мусульманка( русская, но приняла ислам и очень трепетно все соблюдает), она меня водила в мечеть - было любопытно посмотреть, как там все у них. Вот она меня "нарядила" по своему и сказала, что платок надо заколоть. Насчет староверов постараюсь узнать , но их ведь много разных "толков" - Белокриницкого согласия, Федосеевского согласия, Поморские, и другие, у всех в одежде могут быть небольшие отличия. У наших поморских, на севере, кофты назывались "рукавами", они были широкие и у плеча с вышивкой , с длинным рукавом обязательно, и сарафаны длинные, собранные у груди.Свекровь в Литве тоже платок завязывала.