Своей привязанностью к спорту Онисим обязан отцу — Петру Панкратову, который сызмальства старался воспитать в сыне физическую выносливость, смелость, силу воли. Перед тем как серьезно заняться велоспортом, молодой человек попробовал себя в нескольких видах спорта. Но к чему-то он пришел слишком поздно, в каких-то видах для получения хороших навыков требовалось продолжительное время, а он не хотел ждать, и все закончилось тем, что Онисим приобрел велосипед, а двухколесное транспортное средство — своего преданного почитателя.
Сам не сумел — посади за руль сына!
К слову, официальной датой рождения велосипедного спорта в мире принято считать 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была организована первая велогонка на 2 000 метров. В России первое велосипедное соревнование состоялось 24 июля 1883 года на Московском ипподроме. А спустя 13 лет, в 1896 году, Международная федерация велоспорта учредила бриллиантовую пальмовую ветвь спортсмену, который первым объедет всю Европу. В газете даже был предложен вероятный маршрут, который внешне напоминал «восьмерку».
Вырезку из этой газеты бережно хранил Петр Панкратов. В то время его сыну Онисиму было всего восемь лет, но мечта о бриллиантовой ветви так будоражила воображение Петра, что он решил приложить все силы к тому, чтобы сделать из сына чемпиона.
Однако поначалу мечта казалась несбыточной и очень отдаленной. Особенно тогда, когда Панкратовы перебрались из Европы в Азию, поселившись в Харбине. Здесь сын устроился работать пожарным, но все свое свободное время посвящал мото- и велогонкам. Впрочем, это было не единственное его увлечение — за день он в качестве тренировки пробегал не один десяток километров.
Отцу и это показалось мало! Он уже бредил великими победами борца Ивана Поддубного и потребовал от Онисима, чтобы тот стал борцом. Спорить с батей сын не стал — он несколько лет подряд участвовал в чемпионатах Харбина по французской борьбе, и даже занимал призовые места.
И собаками травили, и со шпал гоняли!
Но в душе он все-таки мечтал о «кругосветке» на велосипеде. В июле 1911 года был разработан маршрут и принято решение стартовать. Причем Панкратов был не один — на старт вместе с ним вышли еще три велогонщика. Они были менее подготовлены, но очень амбициозны. Вот только пелатон очень часто растягивался — Онисим успевал за день оторваться от соперников на несколько десятков километров, что, с одной стороны, очень раздражало спортсменов и они постоянно нарывались на скандал, с другой — очень тормозило общую скорость.
Через несколько сотен километров сошел с дистанции один гонщик, потом второй, и наконец в районе Читы Онисим остался в гордом одиночестве. Это было не очень хорошо, учитывая тот факт, что в тех краях было полнейшее бездорожье. Продираться на велосипеде через тайгу было очень некомфортно, и Онисим придумал выход из положения: он ехал по… шпалам железной дороги!
Конечно, это было небезопасно, особенно если поезд приближался со спины. И потом, путевые обходчики, прознав про велосипедиста, делали все возможное, чтобы вставить ему палки в колеса. Во всяком случае, с железнодорожной колеи они его прогоняли. Он ставил рекорд, а они не хотели вылететь с работы, случись что с ним. Игра в кошки-мышки продолжалась очень долго. Вначале Онисим нашел очень хороший способ объегорить путевых обходчиков: он ехал ночью. Но и они были не лыком шиты и разгадали его тактику.
Положение усугублялось тем, что деньги, которые Панкратов скопил на дорогу, очень быстро подошли к концу. Ему пришлось останавливаться, искать работу и, получив зарплату, двигаться дальше.
Путешествие было небезопасным, пугали и звери, и грабители, и даже крестьяне глухих деревень иной раз встречали путешественника градом камней. Под Красноярском на него напали грабители и отпустили, увидев, что у парня в кошельке всего два целковых. В селе Миасском казаки натравили на него собак, еле отбился. Онисим завел специальный журнал, куда старосты деревень ставили свои штампы, чтобы можно было потом доказать, что он проехал этот маршрут. До Петербурга он добрался только глубокой осенью — в ноябре. Правда, здесь его ожидал приятный сюрприз: любители велоспорта Петербурга, как, впрочем, и москвичи, собрали для нужд Панкратова энную сумму денег. Их явно было недостаточно для всего путешествия, но на первое время должно было хватить.
Через океан на пароходе
Там же, в Петербурге, был составлен дальнейший маршрут следования: Кёнигсберг, Швейцария, Италия, Сербия, Турция, Греция, снова Турция, Италия, Франция, Южная Испания, Португалия, Северная Испания и опять Франция. Покататься ему пришлось немало, но в конце концов он прибыл в Па-де-Кале, откуда и перебрался в Англию.
Поколесив по Великобритании, Панкратов собрался в Соединенные Штаты Америки. Но деньги имели дурную привычку кончаться. Впрочем, слава о русском чудаке бежала далеко впереди его: живущие в Англии русские писатели бросили клич, собрались и тоже подкинули деньжат. Так в начале зимы 1913 года Онисим оказался за океаном.
Здесь его ожидал не очень радушный прием. Как вспоминал потом гонщик: «Едешь по дороге, приближаешься к какой-нибудь ферме, хочешь отдохнуть, а тебя встречают с ружьем наготове и с заряженными кольтами…» Для покупки билета на пароход он трудился некоторое время грузчиком в порту. Для любителей статистики — США Панкратов пересек по маршруту: Нью-Йорк — Чикаго — Сан-Франциско. А потом он отбыл на пароходе в Японию…
И только проехав Страну восходящего солнца, Онисим перебрался в Китай и финишировал там, где он и начинал, — в Харбине. На все путешествие у него ушло 748 дней. А вот чисто технические данные: в этом путешествии он сменил 53 покрышки, 4 седла, 2 руля, 11 цепей и 750 спиц…
Жил как патриот, умер как герой!
К сожалению, в дальнейшем судьба отважного спортсмена сложилась не очень удачно. С велосипеда он пересел на… самолет, задумывал совершить кругосветное путешествие на летательном аппарате, но в его планы вмешалась Первая мировая война. Панкратов после обучения в Гатчинской авиационной школе отправляется на фронт. Он становится одним из самых успешных русских летчиков. Его использовали и как разведчика, и как бомбардировщика, были на его счету и сбитые самолеты. О том, что Онисим воевал храбро, свидетельствует такой факт: за полтора года, проведенных на фронте, он стал полным Георгиевским кавалером, произведен в поручики.
Последний его бой состоялся 5 сентября 1916 года под Двинском. В неравном воздушном поединке Панкратов сбил два немецких самолета, но не успел увернуться от третьего, который зашел в хвост. До последнего момента Онисим пытался посадить самолет, но в воздухе из-за сильного ветра летательный аппарат перевернулся и рухнул на землю…
Тело героя привезли на его малую родину — в Казань, где он и нашел свое упокоение…
Юрий, как всегда статья прекрасна. Неподражаемый Ваш язык вкупе с интересными фактами известных и не очень людей - вот слагаемые Вашего журналистского успеха!
0 Ответить
Юрий, спасибо за отличную статью. Поистине, человек - легенда.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я бы очень рекомендовала эту статью Михаилу Берсеневу, который сетовал на то, что сейчас велосипедистам на улицах проезда не дают. Проезда не давали и сто лет тому назад, как выясняется. Кто хотел - то ездил даже вокруг света.
Оценка статьи: 5
0 Ответить