Существует мнение, что ребёнок лучше усваивает информацию, поэтому начинать изучение языков нужно в том возрасте, когда «голова не забита» другими сведениями. Дети лучше и легче запоминают информацию. Запомнить новый десяток слов для ребёнка — пустяк, как считают взрослые. Да и проблем обычно не возникает сразу их использовать. Ребёнок играет с понравившимися ему словами, как с новой игрушкой, использует их к месту и не к месту чтобы посмотреть на реакцию окружающих. Кажется, иногда ему приносит удовольствие просто произносить что-то — и он может спеть вам песенку из одного лишь понравившегося слова или фразы. А попробуйте запретить ребёнку говорить что-то — тут он точно запомнит это навсегда. Маленькие дети, попав в языковую среду, быстро находят общий язык со сверстниками.
Но значит ли, что повзрослев вы упустили шанс выучить парочку дополнительных языков? Вовсе нет! Разум взрослого человека устроен немного по-другому, он больше склонен к анализу и любит систематизировать. Взрослый человек более осознано подходит к обучению, он понимает зачем ему это нужно, более усидчив и способен сконцентрироваться на занятиях.
За примерами даже не надо далеко ходить. Посмотрите современные телепередачи. Взрослые люди осваивают бальные танцы, фигурное катание, цирковое искусство и на всё обучение у них уходят недели! У ребёнка на достижение тех же результатов обычно уходит больше времени — у него нет того опыта и той практики, которые есть у взрослого. Не возраст начала занятий имеет решающее значение. Самое важное для успешного освоения языков — иметь сильную мотивацию.
Также будет нужно приложить определённые усилия. Знания просто так, сами, не улягутся в голове, как бы этого не хотелось. Особенно в голове взрослого человека, который обычно должен контролировать работу, личные дела, иногда — детей, семейный бюджет и ещё много разнообразных областей деятельности. Ещё и поэтому изучая язык, важно избегать чрезмерных, излишних усилий, чтобы не слишком усложнять и затягивать обучение. Работать придётся, но работа должна быть в радость, нагрузка приемлемой, а результат — оправдывающим затраченные силы. Только тогда вы добьётесь успеха, ведь вас не покинет желание продолжать, узнавать больше, дотянуться до звёзд!
Что затрудняет и затягивает обучение? То, что не является необходимым и обязательным для достижения цели. Например, вашей целью (собственно, как и целью существования любого языка на планете) является общение. Вот, возьмём, к примеру, грамматику: часто ли вы вспоминаете правила грамматики русского языка перед тем, как сказать или написать что-то своим знакомым?
Только не пытайтесь утверждать, что у вас уже выработался автоматизм при использовании этих правил, потому что вы уже изучали их в школе! Не поверю! И знаете почему? Да потому что этот автоматизм выработался у вас раньше, ещё ДО школы, в которой вы начали изучать правила. Тогда вы ещё не знали ни одного сформулированного правила грамматики, но уже научились правильно, а главное легко и без усилий выражать свои мысли. Все ваши ошибки исправлялись не объяснениями определённого правила, а просто поправками в нужную сторону. Поэтому легче всего изучать иностранный язык так же, как изучали родной: в процессе общения, продвигаясь от простого к более сложному, и постепенно избавляясь от ошибок.
Ошибки, трудности, проблемы — вот то, чего никто никогда не мог избежать при обучении чему бы то ни было, в частности и языкам. Даже если вам нравится учиться, наверняка не всё будет протекать абсолютно гладко. Особенно поначалу трудностей много, ведь неспроста в народе говорят, что начало — всегда большая проблема («лиха беда — начало!»). Что же желать? Не бойтесь ошибаться! Помните и другое выражение: «на ошибках учатся». Важно лишь следить за тем, чтобы не заучивать ошибки. А это, обычно, задача преподавателя, если вы занимаетесь не самостоятельно.
Ставьте реальные и достижимые цели, разбивайте большие задачи на более мелкие. К примеру у вас много самых разных ошибок в английском, и когда вы пытаетесь писать абсолютно правильные предложения, у вас получается это совершенно правильно сделать лишь от случая к случаю. Это, наверняка, не поднимает вам настроение. В этом случае разберитесь с одной небольшой проблемой — например, местоимениями. Пусть у вас пока будут другие ошибки, но научитесь правильно употреблять местоимения. Дальше возьмитесь за другую тему. Так, шаг за шагом, вы сможете потихоньку справиться со всеми трудностями.
Уверенность в своих силах и целеустремленность — что вам поможет. Если вы поставили перед собой цель выучить английский во что бы то ни стало, знаете, чего хотите, то ничто не собьет вас с пути: ни предлоги, ни артикли — ничто. Главное — не бросайте того, что начали, не останавливайтесь на полпути. Держитесь до конца! И тогда у вас непременно все получится!
Очень большую моральную поддержку способны оказать другие люди, которые находятся в подобной с вами ситуации. Таких людей можно встретить на языковых курсах. Это ещё один довод в пользу групповых занятий. Обычно, если вы идёте учиться, вы попадаете в группу, где другие обучающиеся владеют английским примерно на том же уровне, что и вы (или, как вариант, не владеют вовсе).
Если вернуться к вопросу возраста, то, возможно, вы будете удивлены, увидев, что далеко не все молодые люди очень хорошо схватывают знания или имеют уровень знаний выше вашего. А сориентироваться в выборе места обучения вам помогут бесплатные ознакомительные или пробные уроки, которые обычно проводятся в школах и на курсах иностранных языков. Например, на курсе «English as a Second Language» (Английский как второй язык) в Москве такие уроки проводятся шесть дней в неделю. (В других городах, где существует такой курс, расписание может отличаться.)
Отбросьте сомнения. Возраст делу не помеха. Если вам нужен язык — просто выучите его. У вас обязательно получится!
Роман Солодов, Вспоминая Герцена, грех забывать, что он предсказал крах «нелепого социализма». Но Ленина это совершенно не...