Но молодёжь в своём стремлении к самовыражению не стоит на месте и изобретает всё новые и новые неформальные течения. Вот уже стали появляться на улицах Москвы и Петербурга девушки с длинными чёрными волосами, с обильным тёмным макияжем и… в цыганских юбках и монистах. Особо смелые прохожие задают им вопрос:
— Простите, вы гот или цыганка?
И получают в ответ лишь замогильный взгляд, отпугивающий и без того робкое любопытство.
Вот это и есть джипси-готы. Внешне отличить их нетрудно и от готов «классических», и от цыган. Для готов в них слишком много цыганского, для цыган — слишком много готического:
— сочетание корсетов и сорочек а-ля девушки с картин эпохи Ренессанса;
— юбки и блузки старинного цыганского кроя, но совершенно не пёстрые;
— сочетание чёрного с красным, красного с чёрным и коричневого с другим коричневым в одежде;
— розы и черепа соседствуют друг с другом;
— волосы выкрашены в чёрный, глаза густо подведены, губы и ногти чёрные, алые, коричневые;
— мониста, браслеты и поясные сумочки с летучими мышами или пентаграммами
— в сумочке можно обнаружить колоду гадальных карт… Таро инфернального дизайна извлекается на просьбу погадать с демоническим хохотом или замогильным взором;
— у мужчин — кожаные жилеты, сапоги на каблуках, длинные чёрные волосы, тяжёлые готичные перстни.
Но особой формой одежды течение джипси-готов не ограничивается. Их субкультура тесно связана с мистическими легендами народов Западной Европы о цыганах, а также с фольклором балканских цыган и «культурой фламенко». Рассмотрим эти компоненты повнимательней.
Цыгане в глазах европейцев
Цыгане — один из традиционных компонентов западноевропейской мистики как в фольклоре, так и художественной культуре. В средние века, когда прошла волна гонений и казней бродячих ремесленников, артистов и прочих сомнительных лиц, цыганам пришлось прятаться от местного правосудия по лесным пещерам. Выходить из убежищ в поисках пищи и заработков (увы, чаще всего криминальных) кочевники отваживались только ночью. Из-за этого вскоре вокруг цыган сложился зловещий, мистический ореол: ведь ночь, как известно, время нечисти.
Что только не рассказывали о цыганах! Сатанисты, чернокнижники, оборотни, пособники вампиров, они устраивают вокруг костра разнузданные оргии и крадут детей и случайных путников, чтобы съесть их или изготовить колдовские зелья — это знал любой немец или француз. Быстро сообразив выгоду этого имиджа, цыгане стали его поддерживать: стражники, крестьяне и разбойные шайки остерегались трогать людей, способных наложить проклятье, обратиться за защитой к упырю или перегрызть горло врагу, обернувшись волком.
Даже в девятнадцатом веке можно было прочесть в иллюстрированном журнале занимательную статью о смуглолицых людоедах. Отзвуки этих страшилок можно увидеть и в литературе, и в кинематографе:
— кто помогает графу Дракуле в знаменитом романе Стокера? Цыгане;
— где Волк из «Десятого королевства» находит собрата-оборотня? У цыган;
— кто насылает смертельное проклятье в «Худеющем» Стивена Кинга? Цыган;
— как выглядят разбойники-людоеды в «Снежной королеве» Андерсена? Смуглые и чернявые;
— кто фигурирует как естественные союзники оборотней и объявлен сатанистами в «Волчьей охоте»? Опять цыгане.
Если присматриваться к играм, фильмам, музыкальным клипам и персонажам книг «готического» содержания, вы ещё немало накопаете примеров.
Да, при чём тут разнузданные оргии?
А вы видели, как эти цыганки танцуют?!
Сплошной разврат!
Кто же после такого может обойтись без оргии?!
Что касается джипси-готов, то большой отклик в их душах нашли такие мотивы европейских страшилок, как оборотничество и дружба с вампирами. Кстати, именно от исторически обусловленной разницы в образе цыган в глазах европейцев и в глазах россиян в Западной Европе джипси-готов больше, чем у нас.
Цыгане в глазах цыган
Тесно и достаточно мирно соседствуя с цыганами, балканские народы не выдумали об этой нации никаких страшилок. Видимо, в качестве моральной компенсации, балканские цыгане сами взяли и понавыдумывали мистических легенд о себе.
Так, по поверьям тамошних цыган, для умершего цыгана превратиться в упыря — раз плюнуть. Вот так вот каждый второй похороненный цыган стремится вылезти из уютной могилки и сходить в гости к своей безутешной вдове или другим родственникам, а то и просто соседям. При этом он зачастую «выглядит отлично, краше, чем живой был», что выгодно отличает его от сербских и румынских вампиров. Пьёт, как правило, не кровь, а жизненную силу, причём непременно через интимные отношения с одной (!) женщиной (если вампирша, то мужчиной), и после смерти партнёрши успокаивается.
Возможны и вариации: если умер упырь очень уж далеко от чужбины, то домой не пойдёт, а будет с тоски путникам шеи ломать. Но только цыганам. Люди других национальностей цыганских вампиров не интересуют — шовинисты, что поделать. Да и сами балканские цыгане вампиров других национальностей не боятся — все же знают, что цыганская кровь для них ядовитая. Это поверье цыган зачастую разделяют их балканские соседи, и оттого считают, что для усмирения упырей и померших ведьм неплохой выход — позвать цыгана.
Такое сочетание вампиричности, повышенной сексуальности и романтичной моногамности, а также неуязвимости для упырей взволновало сердца готов и стало одним из эстетических ориентиров при возникновении джипси-готик направления, некоторым образом породнив его с вамп-готами.
Фламенко
Готы очень любят темы роковой страсти и неистовых, мрачных чувств. Но ведь именно на этом стоит фламенко! Песни-рыдания, рвущие душу, страстные гримасы и движения в танце, обилие чёрного и красного, мрачность и надменность танцовщиц, смертельная отчаянность танцоров, романтичные оборки, веера и шали — всё это отлично гармонирует с эстетикой готов. А темы любви, ведущей к смерти, или выбора гордой женщиной свободы, которая в патриархальном обществе также непременно ведёт к смерти — о, как мило это сердцу гота!
Так что веера, шали, оборки и любовь к фламенко — характерная деталь джипси-готики.
Что касается вопроса «откуда взялись джипси-готы», то ответ прост: на волне увлечения цыганской темой «нулевых» годов. Каждый взял от этой темы своё. Гламурные модельеры — фасоны юбок, телевизионщики — темы для сериалов, музыканты — ритмы и мелодии, а готы… Готы — всё то, что позволило появиться джипси-готике.
лиля, это генби. решил не мешать тебе работать и просто погулять по сети.
и вот - сразу на твою статью нарвался.
даже не предполагал, что тебя интересуют такие темы. чем еще удивишь?
а статья понравилась, я тебе пятерку поставил.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лилит Мазикина, возникновение молодежной субкультуры, как правило, это протест на действительность, которая не устраивает. Поэтому всё-всё закономерно... А вот общество должно насторожиться - слишком это рядом с негативом, за которым игра переходит в действие... А статья - очень хорошая!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А ещё в "Соборе Парижской Богоматери" была цыганка!
0 Ответить
Денис Леонтьев, это да, она очень любима джипси-готами Но сама по себе на эстетику не повлияла
0 Ответить
Качественная статья, с литературной точки зрения все отлично. К сожалению, не могу ничего сказать об информационной полноте. Прошли те времена когда я интересовался молодежными субкультурами, сейчас уже и не слежу за ветвями их развития. Тем не менее, спасибо. Познавательный материал.
P.S: друзьям привет.
0 Ответить
Андрей Савчин, вам спасибо зав отзыв!
0 Ответить