Да разве мы мало знаем еще о Милане и его жителях? Джузеппе Верди — без комментариев. Адриано Челентано — всеобщий любимец, кинорежиссеры Лукино Висконти и Дино Ризи, знаменитый дирижер Клаудио Аббадо, композитор Нино Рота (вряд ли найдется человек, который не помнил бы музыку к «Крестному отцу») — это все родившиеся в Милане. Не говоря уже о Сильвио Берлускони…
Города — довольно стихийные образования и от этого крайне занимательны. Деревня или село живет по природным законам, в ней все правильно, все разумно и объяснимо. Старые города — изначальный хаос, которым пытаются руководить и который (часто успешно) пытаются организовать городские власти (муниципалитеты).
И за города всегда борются. Милан возник как кельтский город (600 год до н. э), и название получил по характеру местности: Mediolanum — «медио» — середина и «плано» — равнина, получилось — посреди равнины. Затем были битвы с римлянами, город проиграл и стал резиденцией римского императора. Во времена Ренессанса в Милане работал Леонардо да Винчи (знаменитая «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие). Кто не вспомнит картину, может вспомнить ее «неканоническое» толкование в романе «Код да Винчи» Д. Брауна.
Потом были Франция, Испания, Австрия — такой лакомый кусочек, как этот город, не мог остаться без нашествий и завоеваний. Во время Второй мировой войны частые ковровые бомбардировки сильно разрушили Милан.
Сейчас — это один из известнейших городов мира. И у всех на слуху его достопримечательности или крупные компании. Но всегда интересно, как связаны, казалось бы, далекие места с теми, которые являются родными? И даже здесь протягиваются многочисленные исторические ниточки.
Милан — родина многих святых: Феррари, Феррини (все католические, совсем «недавние»), блаженного Озанама. А самому городу покровительствует наш «общий» святой — Амвросий (340 — 4 апреля 397).
Конечно же, имя Амвросия овеяно многими легендами. Есть, например, предание о пчелах, облепивших лицо маленького ребенка. Эти пчелы его не тронули, а просто улетели, оставив на языке младенца свой мед (наверное, есть связь с амброзией — мифологической пищей богов, бессмертием).
Амвросий крестил блаженного Августина. Получив вместе с братом Сатиром прекрасное юридическое образование в Риме, Амвросий оказался нужен в Милане (тогда Медиолане). Настолько нужен, что его практически одновременно окрестили и назначили епископом, чтобы уладить бушующие распри между арианами и ортодоксальными христианами. Авторитет Амвросия был велик — он отдал свое имущество, соблюдал обет нестяжательства, совершал чудеса. С Амвросием считался сам император Феодосий.
Память святого Амвросия Медиоланского отмечается во всем христанском мире. В католической церкви день его памяти — 7 декабря, в православной — 20 декабря, или 7 декабря по старому стилю, причем, эти праздники известны с IX века. Наш «общий» святой — одновременно покровитель Милана, и 7 декабря — общегородской и красочный праздник города. В Милане под его непосредственным руководством были построены две базилики, и сейчас действующие — Амвросианская базилика (там его мощи) и храм святого Назария, а также основан мужской монастырь. Амвросий был и писателем, оставив после себя книги о таинствах, о покаянии, об обязанностях священнослужителей.
«Общехристианский святой» Амвросий был еще и замечательный музыкантом. Его перу принадлежит множество литургических гимнов, которые дошли до наших дней — самый знаменитый гимн «Тебя, Бога, хвалим», часть богослужения Православной церкви (в латинском варианте «Те Deum laudamus»). Он преобразовал церковное песнопение, ввел размерный такт. Церковное Антифонное пение, которое он реформировал, известно сейчас как «амвросианский напев».
Так что мы не только можем увидеть святого на картинах Рубенса или Ван Дейка, мы можем услышать его музыку, если зайдем в христианский храм любой конфессии. А отделяют нас от сочинителя этих гимнов скоро 700 лет.
Не менее интересна история Замка Сфорца. Этот замок — резиденция герцогов, правителей города. В XVI веке к украшению замка был привлечен Леонардо да Винчи, но от его работ сохранилось совсем мало.
Что бы мог напомнить этот замок? Определенно — Москву. Облик крепости Сфорца взяли за образец архитекторы, работавшие над московским Кремлём, достаточно посмотреть на форму башен и корону зубцов…
Когда в город вошел с победой Александр Суворов (выгонял французов), он, вероятно, удивился, увидев признаки знакомой архитектуры.
Много интересных фактов можно найти, если внимательно читать. В 1972 году рядом с Миланом было найдено тело Д. Фатринелли. Этот человек с весьма радикальными убеждениями родился в Милане и там же погиб. Богач с огромным состоянием и налаженным бизнесом, но с убеждениями предельно левацкого толка. XX век в Италии- это еще и век политических распрей, часто принимающих совершенно безумную форму («красные бригады» и так далее). Фатринелли даже пытался спасти Че Гевару, именно ему был передан «Боливийский дневник».
Но человек, подорвавшийся на собственной взрывчатке (по официальной версии), интересен еще и другим — Фатринелли был первым издателем книги «Доктор Живаго» Б. Пастернака. Существовала переписка между писателем и издателем, а за издание «антисоветской» книжки его же радикально настроенные товарищи подвергли суровой критике. Однако факт остается: запрещенная властями социалистической страны книга увидела свет благодаря деньгам левого экстремиста и издателя из Милана.
В Милане родился и живет драматург, чью пьесу ставят во многих театрах России, — Луиджи Лунари (пьеса «Трое на качелях»). Интересно, что в Новгороде эта пьеса была поставлена самим автором, но не напрямую, а через Интернет. Лунари руководил постановкой посредством электронной почты, прислал перевод, делился пожеланиями. Это что-то новенькое в театральном искусстве, однако получилось. И его знаменитая пьеса входит в постоянный репертуар этого театра.
Невозможно полностью проследить все связи между нашими культурами и историей. Но они есть, и довольно крепкие. В Милане, например, проводятся «русские фестивали», в основном, живопись, но это как раз и ценно, учитывая специфику итальянских городов.
У Милана — замечательные города-побратимы: Шанхай, Чикаго, Вифлеем и Тель-Авив, Франкфурт-на-Майне и… Санкт-Петербург. И еще много других городов мира, ведь сам Милан — не просто пышная помпезность и слава, но и просто город со своей тихой красотой.
«Один за другим мелькнут дни, проведенные на миланских улицах, и эти улицы, наконец, станут тем, что они есть, не заслоненные ни элегическим воспоминанием о прошлом, ни заманчивой мечтой о предстоящем». Павел Муратов «Образы Италии».
Юрий, Владимир, спасибо. И мне бы еще разок.
0 Ответить
Начитаешься такого, поневоле захочется в Италию поехать. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Рогоза,
Я с Вами полностью согласен.
Обязательно поеду в Италию!
Оценка статьи: 5
0 Ответить