Первым делом натянем шёлковую ткань на раздвижную рамку. Не советую вам сразу приступать к масштабному произведению. Оптимальный размер полотна для первой пробы — 45/45 или 50/50 см. Раздвиньте свою рамку на эту длину и зафиксируйте крепления. Для натягивания обязательно понадобятся канцелярские кнопки или специальные кнопки для батика.
Туго натянув ткань на одной стороне рамки, далее натягивайте её на противоположной стороне, начиная от середины к краям. А затем справа и слева, также от середины к краям. В результате ткань должна стать ровно натянутым «листом». Не переусердствуйте с натяжкой, потому что можно сильно деформировать волокна — так, что они после стирки не станут на место, и готовое изделие будет с дефектом.
Далее переносим выбранный или нарисованный собственноручно рисунок на ткань. Желательно, чтобы он тоже был попроще, а отдельные детали были не слишком большими и не слишком маленькими. Советую подобрать рисунок простого, но красивого цветка (цветы вообще очень хорошо получаются на шёлке), вокруг которого можно нарисовать простую незамысловатую рамочку. Вот вам и готовая композиция небольшого шейного платочка.
На ткань рисунок переносится простым карандашом, можно использовать и эскизный карандаш. Также бывают специальные фломастеры, линии от которых исчезают при стирке изделия. Старайтесь сильно не нажимать на карандаш, чтобы потом было легче его отстирывать. А чтобы проще было обвести рисунок, закрепите его на изнаночной стороне вашего шёлкового листа иголочками или двусторонним скотчем. Некоторые кладут рисунок на стекло и включают под ним лампу. Но в основном, если шёлк у вас не толстый и не плотный, проблем с просвечиваемостью ткани не будет.
Следующий этап очень важен, поэтому не спешите. От того, насколько аккуратно вы отнесётесь к нанесению контура, зависит качество вашей работы, её красота. Сразу оговорюсь, контур — штука хитрая. У всех фирм он разной густоты, и к каждой нужно приспосабливаться уже в ходе работы. Проверьте перед работой ваш контур на бумаге. Если он слишком густой и долго выходит из тюбика, то вам придётся с ним попотеть. А если он жидковат, то будет расплываться и линия получится слишком толстой, что тоже нехорошо. Хороший контур и выдавливается достаточно быстро, и не слишком расплывается, и высыхает недолго.
Контур мы накладываем по линиям своего рисунка. Лучше начать с верхнего левого угла. Это правило, применяемое в пастельной технике, действует и здесь — чтобы не смазать контур. Главное, следите, чтобы в линии контура не было разрывов и пропусков. Он отделяет одну деталь рисунка от другой, и если в линии есть разрыв, то краска вытечет за его пределы и перемешается с другой (иногда такой приём специально используют, но не в нашем случае).
Уделите этому этапу как можно больше времени и усердия. Проверить, нет ли разрывов в линии контура, можно двумя способами. После высыхания посмотреть через ткань на свет — разрывы будут видны. Или капнуть каплю воды на обведённую деталь рисунка: если есть огрехи, то жидкость растечётся за пределы. После нанесения контура и последующих подправок нужно дать ему высохнуть.
Следующий этап самый интересный — нанесение краски. Не увлекайтесь разноцветьем. Возьмите 2−3 цвета и работайте с ними. Если хочется разнообразия или плавности переходов, просто разведите каждый цвет водой в разном соотношении — так у вас получатся разные оттенки одного цвета. Для этого используйте палитру или пузырёчки и пипетки для набора краски.
Обычно рамку платка делают потемнее, фон внутри рисунка посветлее. Если вы знакомы с сочетаниями цветов, это поможет вам подбирать подходящие оттенки. Краску нужно наносить кистью, брать краски немного, потому что контур может не выдержать и пропустить краску за пределы. Для этого я, например, использую салфетки: вытирая о них кисть с краской, я вижу какой будет мазок.
Самое трудное — ровно раскрасить фон. Вся беда в том, что краска на больших площадях высыхает быстрее, чем мы докрасим до конца, а значит, будут некрасивые разводы неравномерно высохших частей. Нужно работать очень быстро, лучше широкой кистью или куском поролона. Иногда я смачиваю сам фон водой и крашу уже по влажной поверхности.
Вот рисунок нанесён и раскрашен, но мы ещё можем внести небольшое дополнение. Чуть присыпьте его крупными кристаллами поваренной соли и увидите, какие чудеса она творит. Только не увлекайтесь с этой техникой, а то весь ваш рисунок просто исчезнет.
Теперь нужно дать творению высохнуть, потом снять его с рамки и как следует отгладить. Каждый участок следует гладить не менее 3−5 минут (почитаете на вашем тюбике с краской). Гладить нужно через несколько слоёв старых газет (новые оставляют следы на шёлке), убирая их по мере пропитывания и заменяя новыми. Если вы недостаточно термически обработаете ваш шёлковый шедевр, то после стирки можете его не увидеть — краска сойдёт (однажды у меня такое было).
После глажки постирайте ткань с шампунем или ополаскивателем (любым нежным моющим средством), сильно не трите ткань. Если же вы делаете не платок, а панно и следов от карандаша не видно, то можно не стирать батик, ведь он всё равно пойдёт в рамку под стекло. Если вещь предназначена для носки, то лучше постирать, потому что в ткани остаётся незакреплённая лишняя краска, которая потом останется на ваших руках или шее.
После всех вышеперечисленных процедур высушите ткань и отгладьте, подрубите края (иногда продаются уже готовые белые платки с обработанными краями). Как видите, нюансов много, но познавать их и творить красоту своими руками так интересно!
Я подумывала сшить и расписать таким образом костюм для художественной гимнастики. Опасаюсь, получится ли....
Спасибо за дельные советы в статье!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Прекрасный совет .
0 Ответить
Очень захотелось самой что-то такое сотворить. Очень красиво! Обязательно попробую.
0 Ответить
Таня, очень рада!
0 Ответить
Лилия, действительно, все описано понятно, поэтому сразу и появились желающие заняться росписью по шелку. Девочки, только в магазине обратите внимание, чтобы краски и контур были именно для работы с тканью.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Если что, обращайтесь за советом. Я не ас, но опыт есть, и многие мелочи познаются только в процессе многократных проб.
0 Ответить
Я верю, что у вас всех всё получится, нужно только каплю терпения и упорства и мооооооооооре желания))).
0 Ответить
Лилия Хлебникова,
Всего этого, Лилия в избытке. Вот хватит ли умения?
Но попробую непременно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мария Николаева, но я ведь тоже когда-то не держала в руках всего этого)))
0 Ответить
Лилия Хлебникова, Вся разница в том, какие ручки. У Вас , по всему - золотые, а у меня ...(даже не знаю как обозначить, но даже не позолоченные).
Желание есть, но я - то себе цену знаю!
Всё же попробую. Заманчиво, очень заманчиво.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мария, не переживайте вы так. даже если у вас ничего не получится, то вы гордо сможете сказать: "занималась я как-то батиком, скукотаааааааа..."
Вспомните ребёнка, когда он лепит из пластелина, он ведь не переживает, берёт смело кусок и начинает с ним экспериментировать, без сомнений. Вот и вы попробуйте так же. Главное, чтоб процесс удовольствие приносил!
0 Ответить
Лилия Хлебникова, убедили.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лилия Хлебникова,
Лилия, какое замечательное у Вас хобби.
Вы так обстоятельно изложили, что, надеюсь, и у меня получится.
А, если получится, то какой простор для творчества!!
Порадую себя, родных, друзей.
Спасибо за статью. Конечно же, 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень красиво. Обязательно попробую, как будет возможность.
Оценка статьи: 5
0 Ответить