Общее и особенное
Вооружившись «ключами»,
Но возникает вопрос о критериях этой самой органичности. Основные из них: цельность образа, пропорциональность составляющих частей, степень их прорисованности или детализации, гармоничная композиция. Эти позиции могут показаться слишком абстрактными лишь в том случае, если рассматривать их в отрыве друг от друга.
Если же представить себе картину, которая воспринимается целиком,
Очень важно учитывать, что анализ строится на логике взаимосвязи между показателями теста, поскольку каждый из них по отдельности может иметь не одно, а два, три и более способов расшифровки, и только вместе они проясняют ситуацию. Допустим, вы берете признак, который по «классике жанра» означает страхи, а в связке с другими компонентами изображения таковым не является. Или прерывистую, пунктирную линию принимаете за нерешительность, а она на самом деле показывает склонность к конформизму, которая бывает весьма активной при поставленной цели достичь компромисса, и от нерешительности не остается и следа…
Интерпретация и интерпретатор
Связи между тестовыми характеристиками не всегда лежат на поверхности, неслучайно интерпретацию называют искусством. Как любое искусство, она в серьезной мере зависит от личности аналитика, который, берясь за расшифровку значений, принимает на себя соответствующую ответственность. — Обстоятельство, напрочь не учитываемое при любительском тестировании, когда рисунок выступает либо развлечением, либо «наипростейшим» способом «докопаться» до души человека.
Существует доказанное наукой утверждение: чем теснее связь человека, «читающего» рисунок, с его автором, тем вероятнее погрешности в анализе, основанные на проецировании межличностных отношений. Чтобы было понятнее, приведу пример.
Мама приводит на занятие ребенка и с тревогой протягивает стопку рисунков сына: «Ах, у нас столько проблем! Такая агрессия!». Бегло просматриваю верхнюю картинку и говорю мальчику: «Какой же ты молодец! Наверно, немало потрудился, раскрашивая чешую и шипы на таком большущем хвосте… Кстати, как называется это животное? Я таких никогда не видела». С этими словами мы уединяемся и вместе рассматриваем остальные листы.
Парнишка мне потом признается, что мама его отругала за рисунки и пригрозила, что расскажет психологу, какой он злой. В общем, начитанная родительница «присоединила» собственную агрессию к изображенному хвосту и другим деталям рисунков, хотя там речь шла о другом: тяжелая ситуация в прошлом вызывает потребность защититься. Это не вина, а беда мамы, но помочь ей непросто.
Другая крайность дилетантизма заключается в игнорировании информации о душевном состоянии «художника», полученной по другим каналам. К счастью, в психологической практике наблюдается любопытная закономерность. Даже являясь приверженцем какого-то одного метода, настоящий профессионал не может удержаться исключительно в его рамках. И это замечательно, потому что это не просто расширяет инструментальный диапазон специалиста, но и позволяет полнее узнать и понять человека, с которым занимается.
Необходимо учитывать также, что только что созданная картина очень близка автору (если его не заставляли рисовать, — а следы принуждения тоже можно отследить в изображении), и это тоже крайне важный момент: не диагностировать по фальшпризнакам. Совершившему акт творения, как правило, очень интересно мнение тех, кто созерцает плоды творчества, и беседа о рисунке — неотъемлемая часть процесса тестирования, разумеется, лишь в том случае, если «художник» действительно расположен к диалогу.
Подвинуть его к этому может состояние душевной открытости, приобретенное в процессе рисования, а потому возможен лишь очень уважительный тон разговора, любой намек на «допросный» стиль может причинить глубокую боль, причем необязательно тут же проявленную.
С другой стороны, автор рисунка имеет неотъемлемое право на участие в интерпретации, — его слово чрезвычайно ценно для справедливости и корректности выводов. Нельзя сбрасывать со счетов и возрастные особенности. Например, дети могут по памяти скопировать понравившиеся рисунки сверстников, а также уважаемых персон из числа старших на том основании, что столь авторитетные личности рисуют «правильно».
Иногда это убеждение в необходимости сделать «правильно» в своеобразной форме сохраняется во взрослом возрасте, особенно, если семья растила «идеального» ребенка. Однажды молодая женщина рисовала по моей просьбе дом. Закончив рисунок, она гордо призналась, что уже проходила этот тест и уверена, что результаты будут отличными. Я ее спросила: «Так ты экзамен сдавала?», а потом показала на крылечко и попросила объяснить, как при такой конструкции открыть дверь и попасть в дом. Собеседница охнула и признала, что в дом не попасть… В общем, перехитрить себя невозможно.
Специфичны и рисунки по сказочным сюжетам: следуя им, «художник» изображает традиционные атрибуты, так что не стоит расценивать боевые доспехи богатыря как психологический показатель, равно как и корону на голове Царевны Лебеди. К тому же, начав рисовать, любой ребенок может увлечься игрой или мечтой, что тоже нужно распознавать без навешивания диагностических ярлыков.
Был, помнится, советский мультик по сказке Сутеева о капризной кошке, в котором для героини рисовали сначала домик, потом забор и сад вокруг него, затем пруд с рыбкой… Эта раздвигающая пространство последовательность выражает игровой динамизм, в принципе присущий детскому возрасту, и нет ровным счетом никакой необходимости принимать его в качестве базы для тестового анализа.
Наконец, в рисуночных тестах важно не только само изображение, но и процесс его создания. Значит, одинаково недопустимы как откровенное «надзирательство», сковывающее свободу рисовальщика, так и оставление его без внимания, иначе упущено будет: какие паузы возникали в процессе творчества, в какой последовательности воспроизводились детали рисунка, какие эмоции проявлялись
Методика рисуночных тестов вовсе не проста. Но при обилии информации о них в популярной литературе применение не только на профессиональном, но и на любительском уровне неотвратимо. Только бы при этом учитывалось, что человек — не примитивный набор винтиков, легко собираемый и разбираемый при наличии под рукой инструкции…
В моих рисунках преобладает хищная заострённость. Симпатичные мне персонажи изображены угловатыми контурами, несимпатичные - округлыми. Когда мне было 7 лет, толстый и лысый персонаж в моём представлении ни в коем случае не мог обладать положительными качествами. А тонкий и длинноволосый - непременно должен был обладать ими.
0 Ответить
Я в детстве рисовал сплошное смертоубийство. И всяких воинов в шлемах с рогами и глухим забралом. Ещё любил рисовать военную технику. Кста, самолёты и корабли до сих пор нравятся в основном военные, и вообще техника такая, чтобы её мощь сразу бросалась в глаза. Автомобили люблю только такие, как Ламборгини, а вот скажем вертолёты и яхты люблю все без ограничений.
0 Ответить
Как замечательно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна, спасибо. Если учитывать, что каждый человек - существо уникальное, то значит, и его творчество несет на себе оттенок неповторимости. В противном случае придется все художественные произведения - от Леонадо да Винчи до Марка Шагала - укладывать в прокрустово ложе. Что уж говорить о "самодельных" произведениях на психологических сессиях:
Точка, точка, запятая,
Вышла рожица кривая...
0 Ответить
Спасибо. Мне тоже всегда казалось, что все не так просто в этих тестах. Тонкое это дело, конечно. И по поводу навешивания ярлыков - правильно. Хоть я и не психолог
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя, а я вот думаю, что ты психолог по жизни Есть даже термин такой - жизненный психолог
0 Ответить
Ага, как же, видали мы таких психологов. Жизненных
Очень мне понравился здесь подход. Человеческий, неоднозначный.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Люблю радугу, Галь, то есть когда не только черное и белое. Но, знаешь, даже когда доводится по цветопсиагностике заниматься, терпеть не могу выдавать лишь стандартные цвета карандашей. Выкладываю россыпь из полусотни повторяющихся и отличающихся, и у человека, маленького или большого, возникает выбор: брать или не брать тот или иной цвет.
А как глаза зажигаются и душа отворяется, когда моею щедрой рукой столько инструментов дается. Сбоку еще фломастеры подкладываю, - чем хочешь, тем и рисуй. Могу и краски подкинуть, и мелки, коль есть доска или что-то подобающее.
Люблю общаться со свободным человеком или той частью его, что свободна. А без выбора свободы не бывает
0 Ответить