• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Работа, карьера, бизнес
Татьяна Грибанова Мастер

Развитие речи. Зачем учиться говорить красиво?

«Я не умею разговаривать с людьми!» — восклицал Артюр Рембо, попадая в общество образованных литераторов. Но кто был способен лучше него создать на бумаге западающие в сердце слова, раздирающие душу фразы, от которых испытываешь восторг, трепет и даже страх сойти с ума? Один его «Пьяный корабль» чего стоит…

Человек умеет красиво мыслить, но не умеет красиво выразить себя в словах. Удивительные противоречия, удивительные. И как они мне близки и понятны! Мы часто ошибочно думаем, что как человек мыслит, так он и говорит. Но на собственном примере уверяю, что это не так.

Как порой бывает трудно высказать свои мысли, чувства, пересказать событие или книгу. Поэтому очень важно тренировать свою речь. Мы встречаем людей, за «корявой» речью которых через какое-то время обнаруживаем недюжинный интеллект, но чтобы распознать его, требуется время, которого нам, в нынешний век информации, катастрофически не хватает.

Умение говорить красиво — это ценнейший дар, он помогает человеку производить впечатление, добиться своих целей, легко адаптироваться к любой ситуации. Однако каждый из нас знает, что говорить можно по-разному: одних людей хочется слушать и слушать, других выслушать до конца просто нереально, появляется огромное желание закрыть уши и немедленно убежать подальше. Искусство красиво и образно говорить встречается всё реже. Правильная речь имеет почти магическое действие и очень сильно влияет на качество жизни.

Голосов много, они разные, как сами люди. Нет на свете двух человек с одинаковыми голосами.

Женщины предпочитают услышать от мужчины басовые тона. Если мужчина разговаривает баритоном или басом, к нему прислушиваются больше, нежели к обладателю высокого голоса. Но не забывайте, что низкий голос хорош при общении в малой аудитории, для большой его следует немного повысить. Высокий голос, особенно в минуты волнения, необходимо снижать, чтобы не вызывать раздражения у особо чувствительных людей.

Прислушайтесь, каким голосом вы произносите слова. Конечно, не все зависит от голоса, но и его можно менять, не в очень широком диапазоне, разумеется. Являясь важным элементом общего впечатления, голос может работать на вас или против вас.

Многое зависит и от манеры говорить.

Женщины знают, что высокий тембр голоса взывает к заложенной в мужчине потребности защищать. Моя подруга умеет красиво излагать свои мысли и склонять слушателя к своей точке зрения. Кроме этого, она научилась играть со своим голосом и обращать внимание на его высоту. Общаясь с мужем, она инстинктивно опускает подбородок вниз, и её голос приобретает «детскость». На работе она держит голову прямо и старается говорить более низким тоном. Так уж повелось, что женщина с низким голосом считается более умной и внушающей большее доверие. Моя подруга научилась слышать не только то, что говорит, но и как она это говорит. Есть замечательная фраза: «Всё правильное всегда красиво, а всё самое красивое и есть правильное».

Свою речь можно и нужно менять. Существует мнение, что женщины любят ушами, а мужчины глазами. Но мужчина образованный и интересный любит глазами только на первых свиданиях, потом ему необходимо интересное общение. Придется разочаровать красавиц, чей словарный запас ограничен фразами Эллочки-людоедки. Чем лучше сам мужчина умеет общаться, чем он интереснее, тем большей отдачи он будет ждать от девушки.

Как же мне тягостны воспоминания о том, как я краснела и запиналась в присутствии людей, с которыми хотела познакомиться и побеседовать. Я использовала все ошибки и слова-паразиты, которые раздражают и режут слух: «ну», «в общем», «это», «на самом деле», «блин», «как бы» и т. д. Я вставляла длинные неуместные паузы, неправильно связывала слова, заикалась, размахивала руками, о ужас… И многое другое.

Человек, который работает над развитием речи, всегда говорит простыми фразами, легко объясняет суть сложных явлений, не торопится, его речь льется, как река, журчит, как ручеёк.

Вспомним ещё Сомерсета Моэма: «Паузе — место». Паузой выделяются главные мысли и важные моменты речи, но она не должна затягиваться!

Старайтесь оставаться внешне спокойными, не отражайте на лице и в речи сильные эмоции, иначе ваш уровень доверия и авторитетности в глазах других резко упадёт.

Люди формируются в обществе и разговаривают на том языке, на котором общаются окружающие. Человек всегда продукт своего окружения, и когда он попадает в непривычную ситуацию, мозг не может быстро подобрать решение и ответить готовыми фразами!

Что делать? Нужно работать! Составлять новые фразы, новые предложения, нужно тренироваться! Хорошо, если человеку по роду его деятельности, увлечений или общения приходится много разговаривать — у него формируется обширный словарный запас, его речь легка и непринуждённа, таких людей почти невозможно ввести в речевой ступор. Если же у человека ограниченный круг общения, тогда его приходится искусственно увеличивать. Конечно, лучше всего это делать с собеседниками, но если их нет, вполне подойдёт радио или телевизор.

Можно попробовать подражать человеку, манера говорить которого вам нравится — это будет получаться не сразу, но знайте, что умение подстроиться под собеседника — это первое, чему учат в школах гипноза. К тому же, подражая манере общения другого человека, вы существенно пополните словарный запас. Я, например, стараюсь копировать интонации В. Соловьева. Слушаю по радио и вслух (обязательно вслух! иначе эффекта не будет) повторяю за ним фразы с его же интонациями. А когда читаю книги, то максимально стараюсь воспроизвести все его голосовые особенности. Не сам голос, а именно его особенности.

Это несложно, но пройдет всего несколько месяцев, и, уверяю, скоро вы заметите изменения в лучшую сторону. В идеале у вас должна сформироваться мелодичная, не монотонная речь с необходимыми смысловыми паузами и эмоциональными изменениями (но не через край!), которые придают выразительность. Эта речь должна сопровождать вас всегда и везде, в любой неожиданной ситуации. Вам понравится чувствовать себя уверенным человеком!

Но не забывайте, что наряду с «как говорить» нужно учиться и тому, «что говорить». Слова — это передача информации. Я с детства любила звучание слов, их волшебство, их власть. Хотя все слова по сути своей смысла не имеют, их можно составить так, что они, как самоцветы, ослепят и западут в душу. Запомните, блеск языка — в словесной простоте и выразительных средствах…

Когда-то один знакомый журналист рассказал мне о замечательной игре для тренировки речи, в которую часто играют студенты философских, журналистских, исторических факультетов. Она называется «Поговорим ни о чём». Это очень простая по правилам игра: несколько человек собираются и устанавливают лимит по времени. Затем каждый выбирает оппонента, которому предлагается тема или предмет, о котором тот должен говорить в указанный лимит времени красивым литературным языком.

Поначалу играть очень сложно: что можно говорить целых три минуты о, например, шапке? Я рассказала о ее форме и степени пушистости, уложившись в несколько секунд, и всё… А мой знакомый мог рассказывать о той же шапке часами, доводя слушателей до изнеможения. Я чувствовала себя неуклюжей, неуверенной, робела, бледнела и напрягалась, не умея подобрать слов. Но стоит только несколько раз потренироваться, и с каждым разом становится проще. Когда лимит поднимается до 10−15 минут, а задание усложняется, вы заметите, как начнете влюбляться в слова, вы почувствуете их власть. Они наделят вас силой и будут служить вам.

Не стоит и говорить о том, что успеха во всех сферах жизни чаще добиваются те студенты, кто чаще играл и побеждал в этой игре, а не те, у которых оценки в дипломе лучше.

Второй, более важный шаг, состоит в том, чтобы действительно начать учиться правильно пользоваться речью. Потому что именно действия являются причиной перемен в вашей жизни.

Аксиома, не требующая доказательств, — умеешь хорошо говорить, значит, всегда будешь на высоте. Пополнять словарный запас и информационность можно из книг, статей, фильмов. Старайтесь запоминать и записывать яркие фразы, интересные обороты и словосочетания.

Речь современного успешного человека должна быть яркой и запоминающейся. Вы поразитесь, насколько обширную информацию можно получить, насколько проще вам станет жить, если вы умеете и готовы без труда и страха разговаривать с людьми.

Статья опубликована в выпуске 25.10.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (30):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Пауза.

    Татьяна Грибанова, мне статья понравилась. Только с паузой у Моэма чуть-чуть не так. В одном из переводов: "Не делай паузы, если в этом нет крайней необходимости, но уж если сделала, тяни ее сколько сможешь".
    В другом: "Никогда не делай паузы без нужды. Но если уж взяла паузу, то держи её, держи сколько можешь! Чем длиннее пауза, тем больше актер".
    Я неоднократно применял сию рекомендацию в обыденной жизни, представьте - помагает.
    Есть еще такой момент. Зачастую люди слышат не то, что звучит, а то, что хотят услышать. Вот тут и становится важным именно как говорить, а не что.
    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

  • очень хорошая статья

    Татьяна Грибанова, статья очень хорошая! Лично мне очень понравилась! И не обращайте внимание на завистников. К тому же если кто то хочет быть умнее всех и поучать, то у него просто проблемы с самооценкой.

  • Татьяна Грибанова, статья понравилась, очень легко читается. Всё доступно, понятно. Спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • A O Читатель 25 октября 2009 в 11:32 отредактирован 23 мая 2018 в 08:27 Сообщить модератору

    Очень интересно написано, много нужной информации. Спасибо. Только поправить бы немного текст...;)

  • Юлия Музычная Юлия Музычная Читатель 25 октября 2009 в 08:50 отредактирован 27 октября 2009 в 07:03 Сообщить модератору

    Татьяна, а если два человека умеют говорить:?))) Я замечал, что
    в основном уживаются пары только тогда, когда один из них молчит, или это уже другая тема?
    С уважением, бемоль….

    Оценка статьи: 5

  • Татьяна Грибанова,
    1. Слово - серебро. Молчание - золото!
    2. Помолчи, за умного сойдешь!
    итд итп.

    • Алексей, молчание -золото, краткость - талант...ммм.. в целом всё так, но…
      Это действует только при определенных обстоятельствах. В иных случаях это недопускается и даже плохо). В основном люди мыслят базовыми образами..
      Краткое изложение мысли может быть понятным только в том случае, если у собеседников в голове находятся одни и те же или очень похожие мыслеобразы.) Если, скажем у них примерно одинаковый уровень интеллекта. )Если же эти самые мыслеобразы слишком разные, то донести мысль до собеседника кратко бывает оооочень сложно, иногда вообще невозможно. Бывает, что информация, вообще никак не отражается в мыслеобразах оппонента, тогда уж ни о какой краткости не может идти речи. Как об стенку горох, хоть ты убейся) Информация просто блокируется,не воспринимается и возвращается в нераспечатанном виде).
      Вот так.. с этим золотом, краткостью итд итп. Поэтому, действительно, иногда лучше промолчать)))))

      • Все правильно, Танюша! Это если, хотите резонанс чувств, мыслей, образа мышления.
        Если два тела колеблются с разной частотой то у них никогда не наступит резонанс явления, другое дело - нужно ли это в данный момент?

        Так и в общении с человеком - неинтересен он в данный момент, нет контакта, это, как на пляже играющие в волейбол, один подает мяч хорошо, другой не очень и игра становится вялой, неинтересной,,, вялотекущим - апгрейдом,,)

        Оценка статьи: 5

  • alfia lambert Читатель 25 октября 2009 в 07:36 отредактирован 25 октября 2009 в 08:13 Сообщить модератору

    1 балл за отчаянность и 1 балл за старательность. Если уж решились написать о фонетических аспектах порождения речи, так и придерживайтесь интонационного этапа, но не лезьте в предикативный (Бедный Лев Семенович! Вы замахиваетесь на его положение о том, что мысль совершается в слове. Даже западные школы принимают в качестве постулата это положение).

    Оценка статьи: 2

    • а где в статье что -то категорически утверждается или отрицается? Я пишу исключительно о своем личном опыте.
      Функция каннотат предикативного уровня, проще говоря, образы, не предназначенные для номинации объектов действительности))) ограничиваются здесь презентацией одного из предикативных значений: статья - обучающая, мысль –слово.., комментарий– прозрачный.)
      Не мне вам говорить, что значение приписываемых предикативных признаков может варьироваться в зависимости от ситуации и от индивидуальных особенностей речи. Словесные понятия могут иметь разное внутреннее строение. Эта идея как раз высказывалась Львом Семеновичем.( Почему бедный то он?))
      Мысль совершается в слове? Ммм.. ))) Мне известно, что отдельные функции сознания неразрывно связаны - это не представляет собой чего-либо нового. Но восприятие не всегда связано с вниманием, память с восприятием, а мысль – со словом.
      Когда мы говорим «мысль и слово», мы подразумеваем содержание. А что называется содержанием слова? Это- понятие, или то, что мы называем значением слова. Вот и Лев Семенович, не хотел различать значение и понятие.

      Жутко не люблю, когда мне говорят куда ЛЕЗТЬ или не лезть. Совершенно замечательное слово). А за словом, как известно, всегда открывается образное содержание и конкретное представление.) Поэтому умение правильно пользоваться словами сильно упрощает жизнь. «об чем» я и хотела написать. И только. Буду рада если кому та пригодицца.
      Спасибо за комментарий.

      • Татьяна Грибанова, да не переживайте Вы так сильно! Я согласна с идеей повышения ораторского мастерства. Нужное дело и написано красиво. Вместе с тем, согласитесь, что статья содержит 1) неточности, напр.: ваши рассуждения о высоте голоса. Дело в том, что все предпочитают сообщение, передаваемое низким голосом, т.к. оно меньше искажается при восприятии, дольше удерживает внимание вне зависимости от пола слушающего, устойчивее к белому шуму и т.п. Исключение составляют дети до основной гормональной перестройки; они предпочитают высокие голоса. Размер аудитории к высоте тембра не имеет никакого отношения. 2) ошибки, н.: разговорная дислексия - абсолютно бессмысленный набор слов. Дислексией называется нарушение восприятия, её в принципе не может быть при порождении речи. 3) очень грубое искажение. Мой первый комментарий относился только к данному пункту, т.к. вышеуказанные и не указанные ляпы - мелочь пузатая.

        Оценка статьи: 2

        • Юлия Музычная Юлия Музычная Читатель 26 октября 2009 в 14:13 отредактирован 26 октября 2009 в 14:16 Сообщить модератору

          Здравствуйте. госпожа alfia lambert,

          Никак не могу с Вами согласиться относительно вашего утверждения относительно высказывания, как-то: что тембр - есть высота звука?????
          Cвязан с высотой ? Да! Но никак не высота! Я не ставлю перед собой цель доказывать уже давно доказанное высокими авторитетами науки, а лишь хочу обратить Ваше внимание на то, что поучая других Вы не утруждаете анализировать написанное вами же. Не может быть день в одно и тоже время называться ночью, понимаете? Он (день ) связан с ночью и, также по аналогии
          Высказанного дня и ночи не может тембр называться высотой-окраской - да (и это правильно)

          Тембр (франц. timbre)-окраска звука; тембр определяется материалом, формой вибратора, условиями его колебания, резонатором, акустикой помещения.

          Высота звука - один из важнейших параметров звука,. Обусловленный периодическим.
          колебаниями вибратора.

          И еще есть кое какие замечания в Ваших рассуждениях ……

          В других случаях я не берусь судить, я могу высказать лишь то, что хорошо знаю.
          ---------------------------------------------------------------------------------------

          С уважением, Flet Bemolevich.

          Оценка статьи: 5

          • Юрий Музычный, спасибо за замечание. Я никогда не была сильна в акустике и мне удавалось избегать работы с фонетистами (а зря! Вот она, жестокая расплата). Но вы поняли, что речь шла о голосах и разнице их воздействия на взрослых и детей. Вот и ладненько, а я ещё раз зарекусь держаться подальше от интонационной и голосовой составляющей речи.

            Оценка статьи: 2

        • Честно говоря, лень писать, но решила развернуть подробнее первый комментарий потому, что мне нравится ШЖ и хочется, чтобы материалы сайта были качественными. Ничего личного. Итак, мысль совершается (!) в слове, т.е. мысль предикативна. (Сразу же отмечу, что умные слова, во множестве примененные Вами в пост-комменте не имеют никакого отношения к теме обсуждения. Обрывочные фразы и ничего кроме ассоциативного реагирования на знакомое слово. В психологии речи предикативность не совпадает с лингвистическим значением термина (почитайте хотя бы основные работы А.А.Леонтьева). В среднем выделяют 12 этапов до того, как мысль оформится в слово. Например, семантический: возникает интенция (Вы подумали, дай-ка тисну статейку в ШЖ), Интенция переходит в замысел (Надо для дебюта написать на знакомую тему). Замысел оформляется в тему (Красиво говорить). И так далее, постепенно вы приближаетесь к образу (мысль не есть образ). Короче, прежде чем писать приятно звучащие слова, надо узнать что они означают, иначе плавно журчащая речь попахивает резонерством, а это уже сфера патопсихологии.

          Оценка статьи: 2

          • Я не переживаю, я улыбаюсь. alfia lambert , как же Вы любите советовать.) Я обязательно почитаю Леонтьева, спасибо.
            А мне, честно говоря, лень спорить, да и не люблю я это дело. Отвечу только на основные Ваши претензии.
            1. Что касается словосочетания "разговорная дислексия", возможно, для Вас это бессмысленный набор букОв, но когда я впервые встретила это словосочетание у Г. Миллера – я была поражена тем, как точно он сумел выразить проблему речи человека, говорящего с ошибками. Для него и его читателей, видимо, это не бессмысленное словосочетание. Почитайте Г. Миллера, этого знаменитого бунтаря и экспериментатора, величайшего писателя ХХ столетия.
            2. О высоте голоса. Вообще -то я написала, что люди прислушиваются больше к низкому голосу. Ознакомьтесь со статьей внимательнее, пожалуйста, прежде чем писать комментарии. В свое время мне приходилось часто бывать на лекциях одних и тех же людей, и я заметила, что в разных по размеру аудиториях, их голос звучал НЕ одинаково. Но это опять же, мое личное наблюдение.

            Да, да, я тоже Вам хотела сказать, что умные слова, которые Вы употребили в комментарии, заставили меня зауважать Вас. )Здесь я признаю Ваше превосходство и лучше промолчу, т.к. сама не люблю рассуждений непрофессионалов. Но, к сожалению, должна заметить, что к статье эти слова не имеют никакого отношения. Я не писала о тонкостях лингвистических значений и не учила, как оформить мысль в слово. Статья о другом. О моем личном опыте, который я постаралась изложить доступными для читателей словами, без лишнего бесплодного мудрствования. ;)

            Мне тоже нравится Ш.Ж., Особенно доброжелательность и вежливость авторов, которые написали уже не одну статью.) Для дебюта именно на этом сайте, я решила выбрать кое - что из своих старых наблюдений и уж конечно не жду, что все обязаны разделять моё мнение.
            Всего хорошего.

            • Эх-х-х, ничего -то вы не поняли! Не нужно признавать моё превосходство, я писала для того, чтобы вы тщательнее работали над материалом и уважали уровень читателей сайта. А мнение о моем профессионализме я обсуждаю с коллегами на форумах Википедии.

              Оценка статьи: 2

          • alfia lambert, "чтобы материалы сайта были качественными", нужно, видимо, внести поправки? Но какие и куда, разгадывать сложно...

            • Марианна Власова, я понимаю специфику Вашей работы и знаю, что нет возможности знать все обо всем, даже в своей сфере деятельности, а уж тот круг тем, который освещается в ШЖ... Считаю, что для этого и существуют дискуссии, а не для вылизывания текста. Самонадеянно и глупо ополчаться на комментарий (он далек от настоящей критики), ведь читательское мнение поможет написать лучше в следующий раз и это не имеет ничего общего с угождением. Авторов с устойчивой психикой интересует читательский отклик. А читателя, мало-мальски знакомого с основами психологии речи и психолингвистики, возмутит второй абзац статьи (он равносилен утверждению, что Солнце вращается вокруг Земли). Он в начале статьи, т.е. задает фон восприятия дальнейшей информации, но из-за неверного базового посыла вызывае серьёзные сомнения в компетенции автора. А такого не должно быть!

              Оценка статьи: 2

              • читать дальше →

  • Важно не как человек говорит, а что ....(Лессинг)

    Оценка статьи: 5

  • Достойный дебют, по-моему А кто не справляется с речью, тому говорят: "Пилите, Шура, пилите" Но это точно не про Вас, Татьяна А еще был завет от древних: "Кто ясно мыслит, то ясно излагает". - А это укж точно к Вам относится

    Об играх для развития речи. Не знаю ничего лучше "тарабарского языка", - это когда бессмысленные сочетания звуков вопроизводятся. При этом оказываются эмоционально окрашенными