К примеру, возьмём английский язык. Много ли раз вы давали себе обещание, что уж вот в этом-то году наконец выучите английский, а там сможете найти и новую работу, и новых друзей, и общаться за границей со всеми, кого встретите? Бывало, не так ли? То есть с желанием было всё в порядке. Но знаете ли вы английский сейчас, добились ли вы желаемого уровня владения этим языком, можете ли его использовать во всех ситуациях, где он бывает вам нужен? Пройти собеседование, поговорить в ресторане, отеле, магазине? Вести переписку с партнёрами или друзьями?
Но давайте от этих общих вопросов вернёмся к изучению языка и к собственно вопросу: можно ли выучить английский язык как-то иначе, чем самостоятельно? По большому счёту — нет. Точно так же, как никто не может вас научить ходить — только вы можете научиться управлять своим телом, никто другой не способен сделать это за вас в конечном счёте. Вам могут только показать или объяснить. Но делать, практически учиться вам придётся исключительно самостоятельно. Ходить ли, говорить ли, плавать ли или водить автомобиль — всему придётся учиться только вам лично. Преподаватель, учитель — может только направить, подсказать, попытаться объяснить.
Если говорить техническим языком, то преподаватели (что на курсах, что частные репетиторы и даже «преподаватели из учебников» или мультимедийных пособий, компьютерных обучающих программ) создают только входящий поток информации по нужной вам теме, которую придётся усваивать вам и только вам и никому больше. Ни один другой человек не способен усвоить что-то вместо вас или «впихнуть» что-либо в вашу голову. Гипноз и внушение в расчёт не берём — в случае с иностранным языком рискуете приобрести много побочных проблем, так и не усвоив язык.
Фактически, всё, что может сделать преподаватель (носитель языка или нет, живой преподаватель, «бумажный» (книга) или электронный (обучающая программа)) — это дать вам информацию. Изложить её в той форме, которую вы сможете воспринять, как он считает, проще и быстрее.
Фактически, все эти разные потоки информации отличаются качеством подачи материала. Дополнительный плюс в качестве потока информации от носителя языка — «родное произношение». Но никто не гарантирует, что этот человек может создать качественный поток в том смысле, что-то, что носитель будет рассказывать вам о родном ему языке, будет понятно вам и будет вами воспринято, усвоено. Впрочем, это только несколько небольших составляющих всего процесса обучения.
Дальше, если говорить о потоке (информации), то мало, чтобы он исходил (от преподавателя). Важно, чтобы он мог быть воспринят вами. Это как ткань — может впитать воду, а может оттолкнуть. Может не впитать воду, но впитать масло и так далее. Что касается усвоения языка, то когда вам объясняют теорию, вы можете не воспринимать её теми порциями, которые вам пытаются дать (слишком много сразу) или не воспринимать тот способ, которым вам её дают (слишком научно, очень много терминов, а хочется попроще и чтобы было понятно, как это можно использовать в реальной жизни). Однако ошибкой было бы здесь диктовать учителю свои условия. Ведь если вы сами знаете как вас нужно учить — учите себя сами! Если не знаете — доверьтесь человеку, который считает, что способен вас выучить языку.
К одной вершине (знание английского языка) могут вести много дорог. Одни будут удобными, другие быстрыми, третьи интересными. Но какими бы они ни были, идти по ним придётся вам. И приготовьтесь именно идти, а не постоянно изучать карту маршрута и теорию о том, как устроен маршрут или какими маршруты могут быть. Так можно много лет «просидеть у подножия горы» — учить английский годами, так и не умея его использовать — не умея общаться. Обычно быстрее «достигают вершины» те, кто действительно идёт к ней, изучая теорию по мере необходимости, по мере возникновения потребностей в ней.
Если говорить более конкретно, то важны ваша готовность до конца разобраться в том, что же вы услышали на уроке (понять карту и увидеть путь) и готовность много практиковаться (идти к вершине) как в классе, устно, так и дома, выполняя письменные домашние задания. Чем больше вы будете практиковаться в практике (простите мне эту тавтологию), а не практиковать теорию, тем скорее достигнете цели (вершины горы).
Да, да! Практиковаться можно и в теории. И это именно то, что и происходит при классическом подходе к изучению языка — когда вы изучаете правило и затем практикуетесь его выполнять. Понимаете разницу? Практикуетесь не общаться с собеседником, не выражать свои мысли, а практиковать правило. Поставить слово в правильную форму, согласовать времена, употребить правильную форму глагола — это всё «практика теории», не более! Это обучение умению «читать карту местности», «понимать топографические обозначения на карте», но не собственно путешествие! Потому не удивляйтесь, что такая практика не приближает вас к цели.
Как усвоить язык, практикуя не теорию, а именно сам язык? Об этом можно долго рассказывать, но проще — увидеть на практике. Способ изучения языка сразу на практике существует. Он существовал изначально, как только человек начал говорить. Не так давно (по историческим меркам) этот способ стал доступен желающим выучить английский язык в виде курса обучения английскому. На этом курсе вы можете совершенно естественным способом, от полного незнания языка, выучить (усвоить) язык так, что сможете общаться на нём, использовать его в тех жизненных ситуациях, в которых окажетесь.
Это очень естественный способ, которым каждый из нас воспользовался, чтобы усвоить свой родной язык. И это очень успешный способ, как показывает жизнь: ведь нет ни одного человека, который бы не умел разговаривать на языке своих родителей и своей страны. И дело тут не в пресловутом «погружении». Всё дело в практике. Можно жить среди асов-велосипедистов, но не уметь кататься. При этом вы можете быть очень хорошо подкованы теоретически, но это тоже не поможет вам ездить на велосипеде.
Итак, цель — практика. Где бы и как бы вы ни учились — только ваш личный труд поможет вам. А большое количество практики приведёт вас к цели быстро.
Успехов вам в изучении английского!
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...