Дочь Аркадия Райкина, Екатерина, окончив Щукинское театральное училище, хотела работать вместе с отцом, в его театре, но ее мать, жена великого комика и актриса этого театра, Руфина Марковна, была против. «Это театр одного… актера», — категорически заявила она дочери.
Так Екатерина стала актрисой театра им. Е. Вахтангова. Ее лирическое и комедийное дарование пришлось прославленному вахтанговскому театру впору. Надо сказать, что сама Руфина Марковна никогда не стремилась занять главенствующее место в театре мужа. Эта очень яркая и самобытная актриса в основном играла эпизодические роли, но играла их блестяще. Однако семейственности в театре Аркадий Райкин не избежал, но об этом чуть позже…
Аркадий с юных лет мечтал о театре. Когда семья Райкиных переехала из Риги в Петроград в 1922 году, он не пропускал ни одного спектакля Александринского театра, знал весь его репертуар, актеров. Семья, в которой рос будущий народный артист, не поощряла увлечений сына. Но Аркадий оставил химический завод, где работал лаборантом после школы, и поступил в ленинградский театральный техникум, где познакомился со своей будущей женой, Руфиной Марковной. Говорят, что она была чрезвычайно хороша собой, умна и талантлива. Через год после знакомства молодые люди поженились.
Окончив учебу, Райкин поступил в ТРАМ (театр рабочей молодежи). В 30-е годы ХХ века культурная жизнь в Ленинграде бурлила. Одновременно с работой в театре актер успел сняться в двух фильмах. Но ни театр, ни кино не приносят Райкину такого удовольствия как эстрадные выступления в домах культуры, дворцах пионеров, а подчас и в парках, в честь какой-нибудь юбилейной даты.
Признание пришло к актеру в 1939 году, когда он стал лауреатом I Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Слава буквально накрыла его с головой. В том же году Аркадий Райкин, один из инициаторов создания ленинградского театра эстрады и миниатюр, становится ведущим его актером. А спустя 10 лет, в 1949 году из состава этого театра выделился новый коллектив. Это ленинградский театр миниатюр, руководителем которого был Аркадий Райкин.
Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат множества премий, он работал с огромной самоотдачей. Каждый год шли новые спектакли, острые и злободневные. В разные годы с театром работали писатели — А. Масс, В. Ардов, М. Зощенко, В. Поляков, М. Слободской, А. Арканов, М. Жванецкий и др. К Райкину как магнитом притягивало творческих людей — художников, актеров, композиторов.
Вот что вспоминал Константин Райкин:
Папа играл по 20 спектаклей в месяц, 40 рублей получал за спектакль. Это немало, но и немного по тем временам. Богатыми мы не были… Со временем появилась машина, а дача — нет. Но все в семье к житейским благам относились спокойно.
Несомненно, что Аркадий Исаакович был очень сильным человеком. Осмеивать взяточников, коррупцию, лжецов-чиновников мог себе позволить не каждый театр. Актера не раз вызывали в идеологический отдел ЦК и советовали «сменить профессию». В 1970 году особенно ревностно партийные «охранители» отнеслись к спектаклю «Плюс — минус», основанному на цитатах В. Ленина. Пьеса была запрещена к показу.
С подачи «доброхотов» актер ходил по разным инстанциям, желая отстоять спектакль. Его отправляли из одного кабинета в другой, обещая помочь. Вернувшись домой, Аркадий Райкин сказал жене: «Мы с тобой думаем, что мы артисты… Нет, там артисты — настоящие артисты!» Когда противостояние театра Райкина с властями Ленинграда перешло все границы, актер решил переехать в Москву…
В 1982 году, уже в Москве, в театре миниатюр появился еще один лидер, сын Аркадия Райкина, Константин, известный к тому времени актер театра «Современник». Вот что по этому поводу сказал Аркадий Исаакович:
Я критически отношусь к семейственности, а тут сам впал в «грех», но не раскаиваюсь. Мой Костя принял… фамильное наследство.
Одни тогда говорили, что сын Райкина хочет попробовать себя в новом амплуа. Другие, об этом позже писал не раз и сам Константин Райкин, что в трудный для отца момент он хотел быть с ним рядом. Аркадий Райкин последние годы плохо себя чувствовал, а надо было заниматься реконструкцией бывшего кинотеатра «Таджикистан», здание которого передали театру. В коллектив пришли молодые актеры, новые режиссеры. По-иному зазвучали многие спектакли. Этим переменам Аркадий Райкин был рад и включился в работу с воодушевлением. Когда в декабре 1987 года его не стало, Константин принял руководство театром.
Со временем название театра Аркадия Райкина — «Театр миниатюр», перестало соответствовать новому репертуару коллектива, где комедия уживалась с трагедией, а драма с гротеском. В 1991 году (есть и иная версия — в 1987 году) театр Аркадия Райкина был переименован в театр «Сатирикон», носящий и поныне имя великого актера. Сегодня на сцене театра идут пьесы В. Шекспира, Ф. Кафки, Б. Брехта, Э. Ростана, Ф. Кроммелинка, П. Зюскинда, А. Островского. Константина Райкина называют «генератором идей». Он до фанатизма предан своей работе: играет, ставит спектакли и еще преподает. И всегда с ним рядом его жена, актриса Елена Райкина-Бутенко. Народный артист
В 2009 г. сестра Константина Райкина, Екатерина, еще продолжала работать в Фонде им. А. Райкина, который создан при «Сатириконе», сейчас находится на заслуженном отдыхе.
Полина, дочь Константина и Елены, тоже актриса, выступала на сцене театра им. К. Станиславского, но часто сотрудничала с сатириконовцами и, в 2011 г. полностью перешла работать в «Сатирикон», но иногда участвует в постановках театра «Театр.doc». Кроме того, Полина — педагог по актёрскому мастерству в «Высшей школе сценических искусств» и в школе при Ансамбле танца И. Моисеева.
Сын Екатерины Райкиной, Алексей, в прошлом актер, сейчас занимается бизнесом. Но подрастает внучка Екатерины Аркадьевны, Елизавета. «Есть надежда, — смеется бабушка, — что фамильное наследство перейдет в достойные руки…»
Не думаю, что кто-то из идеологов КПСС мог советовать Райкину "сменить профессию".
Артист был непременным участником закрытых концертов на банкетах партийной верхушки, начиная ещё с 30-х годов, он был любимцем Сталина, Хрущёва, Брежнева.
Потом не надо забывать, как работала пропаганда в Советском Союзе. Выходило Постановление ЦК КПСС о борьбе с очередным "злом" (взяточниками, бюрократами, пьяницами). Под это Постановление и готовилась определённые тексты выступлений и миниатюр Райкина авторами- Жванецким, Ардовым, Альтовым, Ивановым и прочими.
Это всё многократно описано, да и многие это сами помнят. А вражда и взаимная неприязнь с руководством парторганизации Ленинграда (Толстиковым, а затем Романовым) возникла совсем на другой почве.
2 Ответить
А у меня дедушка, как только Райкина начинали показывать по телевизору (раньше чаще намного, даже в записях), переставал сразу воспринимать окружающий мир. То есть ничего вокруг не существовало, только Райкин.
"Великая сила искусства" (А.Райкин).
А мне Сатирикон нравится.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В греческом зале, в греческом зале... Это ещё попугай Кеша цитировал - сидел ведь перед теликом цельный день до чёрного вечера.
0 Ответить
Мне нравится игра Константина Райкина, у него все-то поразительная пластичность. А спектакли в Сатириконе не понравились, хорошей актерской игры в них нет: молодежь по сцене бегает, шумит, кривляется.
Отличная статья. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина, конечно, Аркадию Райкину нет равных
0 Ответить
Не самый большой театрал. . Но Аркадия Райкина будут помнить очень долго. И у сына - замечательный театр.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А младший Райкин - какой замечательный Сирано де Бержерак.
0 Ответить