Разрабатывая идею учителя о мышечной броне как защитном механизме, Л. Марчер сумела доказать, что нарушения в развитии определенных групп мышц соответствуют не менее определенным схемам поведения человека. Известно, что по мере роста и развития ребенка он научается управлять все более широким диапазоном мускулатуры. Поскольку определить тонус мышечной реакции не составляет труда, то благодаря этому можно обнаружить источник и время возникновения той или иной проблемы, а воздействие на определенные участки тела позволит их решить. Но и в случае отсутствия видимой проблематики бодинамический анализ можно использовать для расширения возможностей личности.
Лиз Марчер, конечно же, не первая из психологов, создававших классификацию этапов возрастного развития человека, тем не менее, для понимания бодинамики необходимо воспользоваться именно ее моделью. Первый этап она назвала «Существование», определив возрастные границы, охватывающие весь внутриутробный цикл развития и три месяца с момента рождения. Психологическое содержание этого отрезка заключается в связи с матерью.
Название второго этапа — «Потребность» (от одного месяца до полутора лет) — говорит само за себя: малыш нуждается в том, чтобы ощущать заботу со стороны окружающих. Третий этап, «Автономия» (от 8 месяцев до двух с половиной лет) связан с освоением самостоятельного передвижения и общением с окружающими.
В процессе четвертого, который называется «Воля» (2 — 4 года), формируется способность добиваться цели и оказывать влияние на окружающих, на пятом («Любовь», трех — шестилетний возраст) — способность к поддержанию сердечных отношений. Для шестого этапа — «Формирование мнения» (5 — 8 лет) — характерно становление логического мышления, умения принимать решения на основе норм культуры. И, наконец, на седьмом, обозначенном как «Коллективизм» (7 — 12 лет) проявляется способность быть членом группы/общества.
В каждый их перечисленных периодов у ребенка могут возникнуть импринты (от английского imprint — запечатлевать, оставлять след) — неизгладимые впечатления приобретенного опыта, которые могут быть позитивными, формирующими полезные убеждения, или наоборот — травмировать, приводить к ограничивающим взглядам. Отпечатки этого опыта несет в себе мускульный аппарат человека, надо лишь знать, что чему соответствует.
Для этого и был создан основной инструмент бодинамики — карта тела, на которой представлена проекция психологических качеств личности. Так, мимические мышцы показывают активность выражения чувств и социальных контактов. Мышцы, противопоставляющие большой палец и мизинец, свидетельствуют об остроте восприятия и характеризуют письменную речь.
Мышцы передней области грудной клетки связаны с ощущением собственной ценности и личной силы, разгибатели туловища (позвоночника) — со способностью противостоять эмоциональным и физическим стрессорам, а квадратная мышца поясницы — индикатор баланса между ориентацией на собственные чувства или на эмоции окружающих… и так далее, — каждый мускул способен рассказать о человеке что-то свое, а состояние всей мышечной системы даст воспроизведение общей картины психологического состояния.
Удачно разъясняют принцип бодинамики американские психологи с П. Бернхардт и Дж. Айзекс: «Мы можем провести полезную аналогию между отреагированием мускула и игрой на фортепьяно. Представьте себе, что каждая клавиша фортепьяно соответствует отдельному мускулу. Мы можем уподобить структуру характера манере игры, которая использует только узкий диапазон клавиш. Одни мы нажимаем только случайно, другие нажать просто очень трудно, а третьи — слишком слабые.
Чем более характер ограничен отказами и напряжённостью в отношениях, тем ограниченнее манера игры. По мере того, как всё большее количество мышц научается задействовать собственный ресурс, а сознание обретает новые психологические возможности, наш эмоциональный диапазон становится всё более широким подобно тому, как отдельные ноты могут сплетаться в ритм, гармонию и мелодию, так и наша мускульная свобода реагирования ведёт к новым типам движения и выражения. Процесс терапии подобен помощи начинающему пианисту рискнуть и привнести новые элементы в его игру".
Что ж, остается пожелать насыщенного пианизма, пусть тело поет и играет!
Как появилась телесно-ориентированная психотерапия? Вегетотерапия Вильгельма Райха
Биоэнергетический анализ: в чем суть и как все начиналось?
Фельденкрайз и Александер: в чем суть их методов телесной терапии?
Рольфинг: почему его называют методом структурной интеграции?
Танцевальная психотерапия: что это такое?
Юрий, очень интересная беседа. Давайте я по А.П.Чехову включусь, ага? Для меня самое главное в его творчестве: "Я всю жизнь выдавливал из себя раба... по капле".
Сегодня только что имела беседу с коллегой-психологом, вместе посетовали, что нету культуры психологической в обществе, в знахарей народ верит, в хирургию (по Чехову: "Хирургия - пустяки"), а психологию как науку не принимает...
Так это ж и есть рабство. Но никто за самого человека не решит этот вопрос: принимать или нет. И по крайней мере, пусть он хоть в этом будет свободен. Но дать знания - это важно. Весь цикл построен на том... Чтобы не кидались на красивую рекламу, а понимали, о чем речь. В общем, начальное психообразование.
0 Ответить
Валентина Пономарева: Для меня самое главное в его творчестве: "Я всю жизнь выдавливал из себя раба... по капле".
Так это не от Чехова... это еще с тех пор, как Бог евреев по пустыне водил. Но... тут ведь проблема.... нока одни из себы раба выдавливают, другие сами в рабство рвутся, а третьи все новые и новые способы вовлечения человеков в рабство придумывают.
нету культуры психологической в обществе
А что, у психологов культура есть? Таки и тут неплохо бы уточнить, что есть культура... Вот лично Вы что культурой считаете? Исходя из основного значения этого слова.
психологию как науку не принимает...
Ну, а как Вы думаете, почему? Водку вот и спорт принимает...
никто за самого человека не решит этот вопрос: принимать или нет.
Как бы это поточнее сказать.... для принятия чего угодно должен быть не только передатчик, но и приемник. Вот у меня музыкального слуха нет, к примеру, а дальтоники цветов не различают, а у некоторых вообще мозги набекрень... Ну, и что они примут?
Про передатчики пока не говорю...
пусть он хоть в этом будет свободен.
Никто ни в чем свободным быть не может - все предопределено. А психообразование. .... сначала каждому надо пройти общее биологическое обследование и получить документ вроде техпаспорта, в котором будут указаны все качества и возможности для эксплуатации.
Если проще, то не станете же Вы требовать от компа того, чего в нем не заложено и к чему он не вообще предназначен? Хотя для чего-то можно использовать любой комп....
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Здравствуйте Валентина!
Разрабатывая идею учителя о мышечной броне как защитном механизме,
В общем-то все органы человеков имеют несколько функций... для кого-то и жир как броня.
Л.Марчер сумела доказать, что нарушения в развитии определенных групп мышц соответствуют не менее определенным схемам поведения человека.
А что тут доказывать? Если с самого раннего детства людей лишают возможности нормально двигаться и развиваться, то ...
Известно, что по мере роста и развития ребенка он научается управлять все более широким диапазоном мускулатуры.
А методом обратной связи можно и управленческий аппарат, те. мозги развивать! Но это давным давно было известно. Не зря же гимнастики всякие разные существуют?
И о том, что по внешнему виду можно многое сказать щ существе - это давно известно.
Но в целом статья интересная....
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Ну что Вы, Юрий.
Но в целом статья интересная....
Она и в частностях очень интересная.
И о том, что по внешнему виду можно многое сказать щ существе - это давно известно.
А вот я никогда не была в этом уверена. Сейча все это обдумываю. И жалею, что раньше не дала себе труд почитать толком по этому вопросу. Очень жалею.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Здравствуйте Галя!
Она и в частностях очень интересная.
Ничего личного, но по поводу интереса еще А.П.Чехов говорил, что нет такой ерунды, которая не найдет почитателей, как нет и такого урода, который не найдет себе пары.
Это я к тому, человеков уже тысячи лет приучают воспринимать всякую ерунду как истинно научные знания, а всяких мутантов и химер как образцы человеков.
Сейча все это обдумываю
Вы это обдумывание производите на основе имеющихся у Вас знаний, тк. как сами говорите, раньше не дала себе труд почитать толком по этому вопросу.
Ну, и до чего Вы додумаетесь?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Здравствуйте, Юрий
Вы знаете, у нас просто с автором старая беседа, обрывки ее разбросаны по разным комментариям.
С Чеховым и с Вами спорить не буду. Но академическую науку уважаю. А уж до чего додумаюсь - будет видно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова: А уж до чего додумаюсь - будет видно.
В любом случае додумываться Вы будете на основании какой-то инфы, а потому желаю Вам не попасть в сети тех, которые призваны быть ловцами человеков...
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Юрий, боюсь, что мне это не грозит. Иной раз и рад бы "в сети попасть", да природная смешливость мешает.
Но согласитесь, что тема тело-душа (мне так удобнее определять) - одна из самых интересных, верно?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова6 Иной раз и рад бы "в сети попасть", да природная смешливость мешает
Так от смешливости уже столько народу в сети попало...
согласитесь, что тема тело-душа (мне так удобнее определять) - одна из самых интересных, верно?
Ну, с телом-то ясно, а шо це таке - душа?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Юрий, Вы всерьез? Поговорить о том, что такое душа? Боюсь, что это не ко мне, я ведь это только чувствую. И мне удобно называть этот комплекс как нечто целостное.
Видите ли, я не истовая прихожанка, не в смысле неистовая, а в смысле никакая. Не прихожанка я. Но откуда мне знать, что будет завтра? Поэтому Вам лучше обсудить этот вопрос с другими людьми. С теми, кто это чувствует, как верующий человек, или с учеными, которые это препарируют (а им положено: сначала анализ, потом синтез, это ведь только в религии и поэзии – сразу синтез).
С телом мне как раз не так понятно, как Вам.
А тема… - думаю, сюда еще набегут поговорить.
Не волнуйтесь за меня, я же сказала, что рада бы иной раз сама «попасть в руки», но не получается.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова: Поговорить о том, что такое душа? Боюсь, что это не ко мне, я ведь это только чувствую. И мне удобно называть этот комплекс как нечто целостное.
Я не о душе в религиозном понимании, а вернее НЕ понимании, я о душе как комплексном свойстве ЦНС
С телом мне как раз не так понятно, как Вам.
Так поучите анатомию, физиологию, биохимию и общую биологию челоаека. Ведь для человеков уже тысячи лет назад основной задачей было познать самого себя, но... но пастыри и ловцы человеков сделали все, чтобы и сегодня человеки в основной своей массе не знали, что они такое... и чем они отличаются от прочих человекообразных... в тч. и тех, которые ловятих в свои сети, пасут, натравливают на других таких же, стригут, доят и отправляют на бойню.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Юрий Новиков, хорошо, уговорили, поучу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Здесь более-менее все понятно. .
Валя, а можно спросить?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя, конечно
0 Ответить
Вопрос у меня непростой, хотя может и детским показаться. С некоторых пор подают очень схематично связь тело-душа (психика + морально-нравственная составляющая, ну не знаю я, как правильно все это назвать).
Здравое зерно чувтсвую, зависимость некая между чертами характера, допустим, и болезнями, безусловно, есть. Как есть и обратная. Но не до такой же степени, как это преподносят порой? Дескать, если ты переживающий, то быть тебе в язве обязательно. Знаю, что быть, но точно знаю, что не так все просто.
Если слишком тема раздвигается, может, отдельно?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя, теория импринтов, упомянутая здесь, как раз и показывает взаимную зависимость физики, психики и духовности.
Еще в статье по биосинтезу сказано, что развитие зародышевых листков при травмировании во внутриутробном развитии, при родах и в начале жизни сказывается потом.
Думаешь, надо про импринты подробнее? Тогда отдельно, но у меня сейчас в очереди психология обиды, защита от манипуляций - потому как требуются перекрестные ссылки между тремя статьями, и обещанные Гале Москаленко музеи сказок.
А вопрос совсем недетский и, кстати, во многом связанный с коммерциализацией практической психологии. На краткосрочных курсах потоками выпускают "специалистов" ( в том числе туда принимаются лица не только с любым высшим, но и со средним специальным образованием), тренеров и консультантов, которые смело идут заниматься с клиентами, не владея по-настоящему базовыми основами.
0 Ответить
Валя, мне надо (это я на вопрос отвечаю: Думаешь, надо про импринты подробнее?). Вряд ли одной мне. Как-то какие-то рассылки приходили, чего там только не писали, аж оторопь брала иной раз. Могу перлы эти поискать, если интересно. Но я думаю, многие подобное читают. Мне бы хотелось уяснить, где дельное, а где - то, что мне кажется сильно притянутым за уши. Могу быть неправа. Но интерес - самый что ни на есть - живой...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Тогда договорились Эх, а ведь придется в первую очередь переставить, чтоб ссылка была. Поняла, в общем.
0 Ответить
Отлично.
Нет, я хочу понять, почему они так расставляют по полочкам: если у вас такая-то черта характера, то у вас будет "что-то там в носу" (прямо по Райкину). Значит, если у вас что-то там в носу, значит, у вас определенная черта характера? Видишь, как накипело?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И еще у меня вопрос по поводу импринтов и прочего...
Есть, к сожалению, в медицине понятие: "трамвы, несовместимые с жизнью". В принципе, тогда и психологические тяжелые травмы (из детства особенно, но не только) могут быть несовместимыми с нормальной полноценногй жизнью.
Однако, есть удивительные люди, которые противу всех правил живут (я имею в виду не в физиологическом смысле). Они здорово живут, они шутят, они наслаждаются жизнью.
Есть ли у импринта границы водействия?
ОДним словом, если лишнее, уберу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить