Триста лет здесь была городская тюрьма, но здание не источало угрозы и угнетения. Не по-чешски строгая архитектура логично венчала ансамбль всего городка, и даже туча, накрывшая Локет и запутавшаяся в шпиле Локетского замка, оказалась к месту. По небу, подгоняемые свежим мартовским ветром, бежали наперегонки облака. Если в это время задрать голову вверх, разглядывая флаг на городской ратуше, казалось, что не облака несутся в вышине, а сама башня ратуши раскачивается на ветру.
Более тридцати узких каменных ступеней (равнинным попутчиком этот подъем показался головокружительным) — и мы у стен замка. Словно в напоминание о его непростой истории, под темной аркой в узком внутреннем дворе сложены аккуратной горкой каменные ядра и квадратные кресты.
Вика довела нас до первой экспозиции — локетского Музея пыток. В тесных темных каморках с зарешеченными оконцами входных дверей стенали и кричали люди, истязаемые суровыми палачами. Восковой музей мадам Тюссо отдыхает! Особо нервные товарищи сбежали на воздух, а мы с мужем затеяли возню в узком коридоре, фотографируясь то за решеткой свободной камеры, то с радостным видом выглядывая из металлической клетки, поставленной как раз для этих целей.
Был еще рыцарский зал, где сегодня за определенную плату проводят брачные церемонии чешские молодожены, а лет сто назад великий Гете делал на склоне лет предложение дочери своей прежней пассии, 19-летней Ульрике. Был локетский Готштейн — карлик с длинной медной бородой, подержавшись за которую, требовалось загадать желание, причем непременно хорошее, чтобы тебя не настигла месть Готштейна за дурные помыслы.
Но веселее всего нам было, когда, сначала устроив фотосессию у столба с кандалами, мы узнали, что сооружение сие предназначалось для выставления на обозрение неверных локетских жен. И еще раз мы смеялись как ненормальные, обнаружив в простенке на одном из поворотов винтовой лестницы «романский привет», он же заход — туалет в романском стиле со щелевым окном. Уборная по типу современной, только нечистоты лились сквозь дыру в полу… на головы суетящихся во дворе слуг.
А чего еще ждать от здания, история которого насчитывает 8 веков? В письменных источниках упоминания о граде Локет относятся к 1234 году. За столетия существования замок неоднократно переходил из рук в руки, был тюрьмой и торжественным залом для монархов Чехии: здесь два месяца в заточении провел во младенчестве Карл IV. Двести лет спустя здесь заседал городской магистрат.
В 1434 году был замок заложен королём Зикмундом Люксембургским канцлеру Кашпару Шлик под заем приличной суммы в качестве финансовой помощи и только в 1598 году вернулся к горожанам наследственным подарком.
В 1788 году началась перестройка замка в городскую тюрьму, существовавшую вплоть до 1948 года. Изменения хозяйственного назначения коренным образом коснулись и архитектуры. Был снесен дворец, все замковые постройки «принизили» на целый этаж. Вновь вернуть здание в собственность города удалось только в 1992 году. С этого времени начинается реконструкция, а затем в замок пускают экскурсантов.
Локетский замок — чудесный экспонат для осмотра, но в самом городке тоже есть что посмотреть. При количестве улиц не больше трех, концентрическими кругами сходящихся к замку, Локет может похвастать десятком милых частных отелей, роскошными лесами в окрестностях, а также набережной реки, избранной утками для обитания. Уезжать не хотелось, но впереди ждали Карловы Вары. Пришлось подчиниться обстоятельствам…
Интересный замок. Немного похож на Олеський замок во Львовской области.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Какой замок Европы побывал и тюрьмой, и музеем? - разве это такая исключительная судьба для замка, в разные периоды оказываться и резиденцией хоть вельможи, хоть воеводы, и тюрьмой, и музеем? В конце концов, некоторые замки даже соединяли такие функции. Мукачевский замок - навскидку. Или, допустим, замок Святого Ангела...
0 Ответить
Но, конкретизируя тему, изменила название статьи. Спасибо, Любовь.
0 Ответить
В общем-то, ничего исключительного, но Локет словно создан и для тюрьмы, и для музея - неприступный, словно выросший из скалы, грозный - и так легко оказывающийся игрушкой в человеческих руках, пусть и монарших...
0 Ответить