Седан долгое время считался основным для легковых авто типом кузова. Его отличительные признаки — жёсткий верх, максимальная защита от непогоды, багажный отсек с доступом через отдельную крышку, не имеющий сообщения с пассажирским помещением или соединяющийся с ним благодаря откидывающейся спинке заднего сиденья (сегодня второй вариант встречается почти повсеместно, за исключением моделей, у которых топливный бак установлен прямо за спинкой заднего дивана, как на ГАЗ-3102).
А первые седаны, или портшезы, представляли собой крытые носилки с дверцами, в которых передвигались знатные дамы. Носилки эти перемещали два дюжих лакея в расшитых серебром и золотом ливреях, кюлотах, чулках, париках с косичками и треуголках. Этакое элитное транспортное средство в две людские силы.
Вплоть до 40-х годов прошлого века отдельные производители, прежде всего американские, предлагали разновидность седана под названием коч (coach). Изначально это слово означало традиционную карету, а происходит от названия города Коч в Венгрии, где ещё лет 400 назад было развито производство добротных крытых экипажей. Экипажное дело в Венгрии всегда было поставлено на широкую ногу, его наследием являлось знаменитое предприятие «Икарус», к сожалению, закрытое несколько лет назад. Кузов автомобиля типа «коч» вместо багажника имел откидную решётку под дорожный кофр. По сути он занимал в номенклатуре типов кузовов именно то место, с которого его вытеснил седан.
Наименование «седан» принято не во всех странах. Англичане предпочитают термин «салон», французы — «берлин» (слово «седан» они недолюбливают, так как оно напоминает им о разгроме их армии под одноимённым городом), итальянцы — «берлина». Немцы называют большинство автомобилей с закрытыми кузовами «лимузинами», НСУ Принц-4 (прообраз советского ЗАЗ-966) в рекламе анонсировался как «респектабельный лимузин для добропорядочного гражданина, исправно подписывающегося на государственный займ и вовремя запасающего картофель на зиму».
Большинство автомобилей спортивного типа имеет кузов купе. Такие машины имеют пониженный силуэт, увеличенный наклон заднего стекла, двухместный салон или салон с ограниченным пространством для задних пассажиров. Ограниченными сериями спортивные купе строятся на базе стандартных легковых авто. Более дорогие спортивные авто изначально разрабатываются как купе, поэтому имеют более развитые массивные высокие пороги дверных проёмов, скрывающие силовые элементы, обеспечивающие достаточную жёсткость кузова.
Название этого типа кузова происходит от coupe (франц. «обрезать»). Первой такой кузов получила модель Рено тип В 1900 года выпуска. Кадиллак с таким кузовом имел прозвище «дедушкин цилиндр», Форд Т — «телефонная будка».
Были распространены так называемые докторские купе, на которых частные домашние врачи объезжали пациентов. Это кузов с одной парой дверей, короткой крышей и чётко выделенным багажником. От двухдверного седана (tudor) его отличает характерный силуэт.
Купе чаще бывают двухместными. В 20-е годы стандартные купе имели дополнительное откидное сиденье сзади (rumbleseat, «тёщино место»), бизнес-купе имели обычный багажник с крышкой. Характерный каретный стиль сохраняли некоторые купе, созданные Этторе Бугатти и его сыном Жаном в 20−30-е годы прошлого века.
Одно время обозначение «купе» получали даже обычные двухдверные седаны и трёхдверные хэтчбэки. Сейчас этому типу кузова, как и прежде, стараются придать максимум индивидуальности, производители включают его в модельный ряд параллельно с базовыми седанами и хэтчбэками, но наделяют более эксклюзивным статусом. Фирма Вольво на протяжении 60−80-х годов делала чёткое разграничение между двухдверными седанами и купе. Последние, как правило, изготавливались небольшими партиями при содействии именитых кузовных домов Англии и Италии.
Сейчас ряд фирм предлагает седаны с более стремительным силуэтом под обозначением «4-дверное купе». Прежде понятия «4-дверное купе» не существовало. Были отличавшиеся характерным силуэтом спортивный седан и спортивная берлина (с распашными дверьми и без центральной стойки кузова).
Купе-де-виль (городское купе) — так именовался кузов, в котором передний ряд сидений не имел защиты от непогоды, а для задних пассажиров было устроено комфортабельное закрытое помещение. Он также был известен как таун-кар. Вариант этого кузова с одним рядом дверей имел название «седанка-де-виль».
«Виктория» представляла собой закрытый или открытый кузов, один ряд дверей которого обеспечивал доступ и на передние, и на задние сиденья, для удобства этот кузов часто не имел переднего пассажирского сиденья либо оно было выполнено легко складывающимся в виде страпонтена.
На моем блоге "Подробности" можно увидеть модели авто разных лет http://paintingfragments.blogspot.co.il/
0 Ответить
Борис Рохленко, не открываеЦЦа по Вашей ссылке_
0 Ответить
CудЯ по комментариям, статья увидела свет ровно "как восемь лет назад" ...в эту субботу.
За это время много воды утекло, обозначились новые тренды и даже термины.Надеюсь, в продолжениИ будут упомянуты пикапы, родстеры и ,сорри, - тандемы.
Я уже предлагал компетентному автору темы эволюции и стабильности эмблем автомобилей, а также динамику изменения соотношения ширины покрышки к её высоте. Чем это мотивировано?
Но, увы, такие низменные темы вне интересов автогурмана ДЛ.
Что касаемо названий типов кузовов, то в обиходе, "в массе" такой проблемой не заморачиваются: всё округлённо, приблизительно и упрощённо. Мне нравится хэтчбек, узнаЮ пикап и даже минивен, а остальные, как получится.
Статья написана деловито и обстоятельно, специально для чайников моего уровня. Оценка: 5
1 Ответить
Сергей Дмитриев, в продолжении описаны как раз утилитарные типы кузовов - пикап, минивэн. Без родстера тоже не обошлось - это один из самых старых типов кузовов, изначально имел вид как у тандема, именно в Вашем прочтении. Только к 30-м годам сиденья в родстере стали устанавливать в один ряд. Но компоновка тандема оказалась востребована на кабиненроллерах 50-х годов, как средство от тесноты. Такую компоновку имели английский Trident, немецкий CGC Dreirad.
Что касается профиля покрышки - здесь я не настолько компетентен, хотя работал одно время в компании, занимающейся продажей автомобильных шин. Но по отзывам специалистов, в условиях дорог России высота боковины покрышки должна быть не меньше 60 мм. Тюнингеры же ставят и 40, и даже 20. Но профиль шины заметно влияет на управляемость. С этим сталкиваются едва ли не все, кто ставит на отечественную "Ладу" более "модную" низкопрофильную резину. Под низкопрофильные шины специально разрабатывают подвеску с соответствующими характеристиками, вплоть до геометрии рычагов. У меня есть статья о колёсах - там немного рассказано об этом, может, углублюсь в эту тему подробнее.
1 Ответить
Денис Леонтьев, = КомпАновка может быть любой при условии, что места в салоне будут просторными, как в Волге -24. Об управляемом наклоне, особенно для Ф-1, замолвите слово.
0 Ответить
Познавательно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Классно!...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Таня, удивительное дело, но даже мне что-то понятно стало.Я ведь только могу доехать из пункта А в пункт Б, но при этом вообще ничего не понимая. А тут надо же - с кузовами немного разобралась. Оказывается, не все еще со мной потеряно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересно, Денис! Наконец что-то в голове прояснилось, по крайней мере по поводу седана и купе - самых частовстречающихся
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна Павликова, я в статье не упомянул ряд специфических терминов, используемых отдельными странами или фирмами. Например, в Италии в ходу такие слова, как "берлинетта" и "баркетта", универсалы во Франции чаще называют "комби" или "брэк", фургоны в Польше известны как "скржиновы воз", в Чехии - как "теренни воз" или "додавка". Опель продаёт свои универсалы под обозначением "Караван", Фольксваген - "Вариант", универсалы Вольво идут на американском рынке как "Полар", часто используются такие торговые марки, как "Трэвелер". Но я всё упоминать не стал, так как это не самостоятельные типы кузовов да и статья получилась бы длинной, не все могут столько прочесть.
Вот тут видно различие между купе и 2-дверными седанами Вольво. А 480-я - это скорее хэтчбэк, хотя сама фирма называла её "купе-универсалом".
0 Ответить
Вот, Денис, этот "универсал" - это самое непонятное и есть, везде по-разному. Чаще всего хетчбеком называют всё подряд...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна Павликова, тут вообще сложно понять, так как практически в каждой стране - свой стандарт по обозначениям кузовов. Я уже говорил, что двухдверный седан или трёхдверный хэтчбек нередко называют "купе", а ведь есть и купе-хэтчбек - с поднимающимся задним стеклом, ещё такие машины называют "аэро-купе". Малайзийская фирма Протон называет свои универсалы "эйрбэк", Тоёта и ещё ряд фирм используют термин "лифтбэк", есть хэтчбэки, силуэтом схожие с седаном, типа украинской Славуты, - их иногда условно называют "нотчбэк". Американцы в 50-е - в начале 60-х делали такие хардтоп-вэгоны, очень стильно смотрелись, особенно с деревянной отделкой по бортам... А есть ещё пикапы и универсалы на базе купе, для особых эстетов...
Когда из-за ужесточившихся федеральных стандартов Большая Тройка была вынуждена поснимать с производства все кабриолеты, а на базе компактных переднеприводных машин с несущими кузовами их ещё не научились делать, то придумали сделать у купе съёмные панельки крыши, чтобы отвоевать хоть кусочек неба над головой. Считалось всегда, что авторство этого решения принадлежит фирме Порше, такие кузова обычно называют "тарга" - в память о том, что в 60-е команда Порше практически оккупировала пьедестал горной гонки Тарга Флорио на Сицилии, тарги - это такие древние бронзовые дощечки. Так ещё задолго до Порше такую крышу предлагала английская фирма Триумф и называла её Surrey Top.
0 Ответить
Безусловно пять, хотя развязка несколько.. неожиданна.
А фаэтоны до сих пор охотно используют военные – из такой машины нетрудно открыть огонь в любой момент, а если силы неравны – то десантироваться из неё прямо в придорожный кюве
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей В. Воробьев, ну ведь действительно это самый ходовой тип кузова у военных.
0 Ответить