И обнаружил: только что вылупившиеся пушистые комочки за свою маму готовы принять первый движущийся объект, который попадется на глаза. Целая стайка малышей признала в этом качестве самого экспериментатора, а признав, неотступно следовала за ним, призывно крякая. Один глупыш «назначил» мамой… обыкновенный мячик, другой — воздушный шарик.
К. Лоренц назвал это явление импринтингом — ранним запечатлением. Возникая на заре жизни, оно сохраняется на всю жизнь.
Тот же утенок, когда вырос, был абсолютно равнодушен к юным соплеменницам, зато активно «ухаживал» за любым круглым движущимся предметом,
А потом оказалось, что импринтинг присущ не только животным, но и человеку. Неоценимый вклад в создание импринт-концепции в рамках психологии эволюции внесли Тимоти Лири и его последователь Роберт Антон Уилсон. Необходимо также назвать имена Эриксона и Р. Дилтса. Последний дал весьма точное определение:
«Импринт (буквально от англ. imprint — запечатлевать, оставлять след) — это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавших у человека убеждение или целую совокупность убеждений».
Итак, что же полезно знать об этом?
Импринтинг совершается в течение определенных, обычно весьма ограниченных, периодов жизненного цикла (которые называются сенсибильными, критическими, моментами импринтной уязвимости), причем протекает очень быстро и неосознаваемо. Границы личного «Я» в импринте размыты,
Импринт не обязательно негативен, он может быть и благоприятным для развития личности. Все зависит от характера реакции на возникающие импринтинговые обстоятельства. Это, в частности, подчеркивал Тимоти Лири в «Семи языках Бога», отмечая, что импринты могут быть важным позитивным опытом, приводящим к полезным убеждениям, и лишь при травмировании являются проблематичным опытом, который ведет к ограничивающим убеждениям.
Импринты могут складываться в сложные системы, особенно при наличии более поздних травматических запечатлений, которые усиливают более ранний импринт. А проявляются они, например, в виде ощущения «тупика» в жизни,
Несмотря на необратимость результатов импринтинга, их можно нейтрализовать. В разных направлениях психологии существуют отличные друг от друга подходы к этому процессу, но прежде всего важно понять, в чем он заключается. Ли Кэрролл приводит любопытную метафору для объяснения:
«Представьте себе следующее: вода в шланге для полива лужайки постоянно находится под давлением. Давление обеспечивает крупная водонапорная станция, и оно есть всегда. Однако, установив регулируемые разбрызгиватели воды, вы можете контролировать это давление или даже полностью свести его на нет. Таким образом, для нейтрализации чего-то требуется что-то добавить».
По Т. Лири и Р. Уилсону,
«наша нервная система содержит восемь потенциальных контуров, или „уровней“, или мини-мозгов. Четыре таких мини-мозга расположены в обычно активном левом полушарии головного мозга и связаны с нашим земным выживанием; четыре других контура — внеземные, они находятся в „молчащем“, или неактивном, правом полушарии и найдут свое применение в ходе нашей будущей эволюции. Это объясняет, отчего на данной стадии нашего развития правое полушарие мозга обычно пассивно».
А теперь посмотрим, что это за контуры…
Контур биовыживания. В нем программируются комплексы Питательно-Полезных Вещей и Вредно-Опасных. При импринтинге создается установка «доверия-подозрения». Считается, что увлечение наркотиками связано с желанием возвратиться в младенчество.
Эмоциональный контур. Он срабатывает на стадии «от ползанья — к хождению» и проявляется в территориальных притязаниях, вникании в семейные дела и отношения, выявлении характера принятия решений. Именно в это время формируется эгоизм или альтруизм.
Манипулятивно-символьный контур. Он задействуется в том возрасте, когда ребенок научается манипулировать предметами и обмениваться осмысленной речью с окружающими. При благоприятных условиях человек приобретает ловкость, а также умение толково излагать свои мысли. Но здесь же — увы — можно заразиться и «тупостью».
Социополовой контур. Он связан с передачей родовой и этнической культуры через поколения и становится активным в период полового созревания, и, соответственно, определяет сексуальную роль человека на всю жизнь. Негативный импринт может привести к половым извращениям, фетишизму
Нейросоматический контур. Его называют «мозгом тела», а импринтинг может происходить в условиях полного или частичного лишения внешнего воздействия одного или более органов чувств (сенсорная депривация), общественной изоляции, физиологического стресса или сильного шока, пребывания в невесомости. Открытие этого контура практикуется в шаманизме, тантризме, хатха-йоге. Это контур наслаждения, достижимый не любым и каждым.
Нейроэлектрический контур. Его именуют «универсальным транслятором», а состояние, которое характерного для него — «сознанием абстрактного» и «метапрограммированием». Согласно психологии эволюции, этот уровень может позволить общаться без инструментов манипулятивно-символьного тоннеля реальности, в частности, с помощью телепатии.
Нейрогенетический контур. Как полагают авторы, этот тоннель реальности запускается, когда возникает диалог между ДНК и РНК, и он дает внетелесный опыт, характерный для раджа-йоги, и его можно считать генетическими архивами.
Нейроатомный контур. По мнению Кеннета Ринга, это проявление «космического бессознательного», охватывающего внутренние квантово-механические связи в человеке, которые не нуждаются в биологической оболочке. А
Кто-то может отнестись с сомнением к возможности существования высших уровней, но тут уж право каждого: принимать или не принимать, соглашаться или не соглашаться… Так ведь?
Импринты. Более или менее жёстко заданные программы, которые мозг генетически обязан принимать только в определённые моменты его развития, известные в этологии как моменты импринтной уязвимости. Они составляют основы функционирования нашей психики и определяют типичные поведенческие реакции.
вот ссылка, сразу предупреждаю статья сложная: site:vestniknlp.ru импринты
0 Ответить
Валюша, спасибо. Уж как силен этот импринтинг в семьях с традициями - сил нет. Наблюдаю много лет - и диву даюсь.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кого и как копнет, Машечка... А есть ведь еще психология любви... там вообще... Все мы: знаем - не знаем, хотим - не хотим, - обкручены и обверчены всякими психологиями. Потому что человеки
0 Ответить
Валь, а тут какая-то статья в немецкой газете о социопатии была, интересная такая - так там говорилось, что импринтинг этот младенческий с социопатией напрямую связан. Это правда так? Не психолог я...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валюша, когда-то на именно эту тему думала защищаться - лингвистический импринтинг. Но Хэм перетянул. Как лингвист прокомментую: все дети родятся с одинаковым арикулярым аппаратом. К 6 месяцам начинается гуление детское. Они артикулируют все возможные и уже невозможные (мертвые) фонетические саунды. Они спорадически выговаривают на всех живых и забытых языках. И только материнская речь (сволочи языковые, да?) заставляет их сломать гибкий языковой аппарат и усвоить один из миллионных вариантов артикулирования и фразостроения, т.е. говорения. Мать заставляет забыть все заимпринтованные языки ребенка, данные ему нашими генами от человечества. И вот случаи поражения молнией, комой, шоком - и пациент заговаривает на арамейском, шумерском, на языке инков, и наука бьется и страждает: как это, как это? А это включился импринтинг до-вавилонской башни, когда мы говорили на всех или якобы едином для всех языках. Я лично в Карелии знала мужика (ЛГУ его изучал пристально - он камлал на черт-те че под градусом на древне-еврейском, бомжина такой бичующий!). Я тогда влезла на грань эвристики и генопсихологии и поняла, что в не мое - не тяну так далеко от литературы. Но тезисы докладов моих остались в Научном совете ЛГУ и, видать, до сих пор хранятся. Даже не знаю копает ли дальше это дело наука. Учитывай, что это был конец 60-х - начало 70-х годов: кому такая буржуйная тема была нужна... А зерно до сих пор в ней вижу. Ведь на себе знаю: любой язык после двух недель вспоминаю, а не учу - липнет и прет как плохо забытый, но родной. Это как с великом или плаванием - ты просто вспоминаешь как это делалось и делаешь. Ох, как много для меня ты копнула...Ввинтилась снова в душу, Валя! Я на детей своих смотрю: через 2 недели после Раши заговорили на высоком инглише через воздух. Как это? Погружение или просто вспомнили, что знали давно и что я русским в них убивала все детство? А в Европе? Те же 2 недели...ЗАГАДКА...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лаура, спасибо, дорогая. Кажется, где-то когда-то писала, но повторюсь, потому как и ты меня зацепила хорошо так, капитально
Моей дочке тогда было 5 месяцев, она переступала ножками вдоль кроватки, а я мыла пол в комнате (на ту пору как раз пребывала в убеждении, что надо всю квартиру два раза в день промывать).
Она себе гулила-гулила, да и выдала: "Те-тя Ва-ля". Четко и внятно. А я, уже наученная ее более ранними фокусами, не отрываясь от занятия, заявляю: "Какая я тебе тетя? Я тебе мама".
И тут потребовалось вся моя воля, чтобы не упасть от следующего возгласа младенчика. Это было крайне удивленное: "Да-а-а-а?!", поставленное интонационно именно как удивление.
0 Ответить
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марианна Власова, спасибо за ссылочку, но я ее еще раз оберну в пользу своей версии - убийство единоязычия, языка-праматери, как доказывает эта статья, оказывается начинается еще в пренатальном периоде, а не когда мать убивает довавилонскую память ребенка материнским языком у уже родившегося. Кстати, пример с восходящим по тональности и нисходящим плачем работает в ту же сторону - идет обрезание языковых излишков. Чего было не поизучать контрольную группу в билингвальной семье или семье с инакоговорящими нянями? А почему старались в хорошие времена дать ребенку гувернера-иностранца как можно в более раннее детство покуда он был флексебильный к языкам? ПОКА НЕ ЗАБЫЛ НАСОВСЕМ!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лаура Ли, и я со ссылочкой - специально для любителя. Замечу: анализируется не то, что там где от вавилонских времен, а усвоение.
0 Ответить
Люба Мельник, спасибо. Я губу раскатала, но ссылочка оказалась поломанной. А сайт мне понравился сам по себе - буду туда ходить теперь
Оценка статьи: 5
0 Ответить
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лора, а как же дети - Маугли? Им не одна "сволочь языковая" не "ломает гибкий языковый аппарат". Чего же они на всех языках не балакают?
Детское гуление - просто артикуляция всех вообще звуков, доступным голосовым связкам. И если среди этих звуков можно услышать слова мертвых языков, то это простая случайность. Такая же как если потрясти "кассу букв и слогов" и бросить на стол, глядь - а на столе несколько слов сложилось.
И где ты в Штатах видела "высокий инглиш"?.
Оценка статьи: 2
1 Ответить
Алексей Дмитриев, сорри, хоть не Тамбов, но на инглише мы не только материмся, но и разговариваем, и иногда и кое-кто кое с кем, и на высоком. А что, по Тамбову ситуация лучше с высоким инглишем? Тогда я не вистую, сорри.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лауренсия, как я тебя понимаю
0 Ответить
читать дальше →
Мать заставляет забыть все заимпринтованные языки ребенка, данные ему нашими генами от человечества Может, стоит определиться с терминами? Что есть импринт, что не есть? Если мячик становится мамой - причем здесь гены? Лишь при том, что обуславливают восприимчивость? Или это высшим разумом было дано - в мячик верить?
...Занятно как: детки, к школьному английскому относящиеся с отвращением, английский комп. игр осваивают отлично - общаются на нем и с компутером, и с прочими геймерами.
0 Ответить
Люба Мельник, а это еще раз доказывает, что они не "взяли языка", а вспомнили дремучее генное, спавшее в них. Вот еще примерчик: в свое время тупых параппаратчиков-бонз пучками свозили в Сестрорецк и там за пару месяцев методом глубокого погружения "давали языка" им такого, что за 5 лет в вузе не изучить. И это при особой, как бы медики сказали, бедренной тупости этой породы бонз. И с их особой кашей во рту. Люб, не в терминах дело, бог бы с ними, но в притче о довавилонском единоязычии все же есть свой сенс. Храним же мы врожденные чисто физические инстинкты, рефлексы. А как же мы можем не хранить в памяти такое важнейшее дело как коммуникация? Ведь это был вопрос выживания вида - я не верю, что в памяти нашей не сохранился какой-то универсальный код. Вот у пораженных молнией он и включается. Я дивилась всегда как Кнорозов умудрился фонетически расшифровать и озвучить язык майа ( тогда еще к журналу Юность были такие приложения с мягкими пластинками и вот там случилась мне запись чтения Кнорозовым на языке майа) - не поверила я, что путем дешифровки он допер: эвристически вспомнил во сне и заговорил-зачитал. Помним же мы себя в снах птицами когда летаем во сне..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Всевидящее и всезамечающее око Любы Мельник, да, узнаю
0 Ответить
Валентина Пономарева, вам не удалось раскрыть тему. Похоже, вы сами не поняли, о чем пишете.
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Алексей, Вы имеете право на собственное мнение. Только вот вторая фраза комментария похожа на вердикт
Если имелось в виду отсутствие технологических аспектов, так это сделано сознательно - статья о сути импринтинга как такового, а техники репрограммирования и проч., особенно из области НЛП, сюда не относятся и даже более того - мною никогда описываться не будут.
0 Ответить
Валентина Пономарева, вы сознательно перепутали импринтинг - термин биологический, а точнее этологический, с термином импринт - категорией психологии. Щедро снабдили статью цитатами, надерганными из сомнительнытельных статеек в интернете , обильно сдобрили понятными немногим терминами, и сверху приправили окультной чертовщиной - вот и весь рецепт вашего несъедобного салата. Наши неискушенные читатели скушали под видом "текста специалиста".
Кстати пользоваться аббревиатурами, не расшифровывая их - дурной тон (имеется в виду НЛП).
Оценка статьи: 2
1 Ответить
Алексей, Вам не понравилась статья - что ж, бывает. Но отчего ж противопоставлять себя другим читателям: они-де неискушенные, в отличие от Вас, который этологию понимает исключительно как дисциплину, изучающую поведение животных. Право слово, могу ответить только улыбкой. Уже полвека существует этология человека. И дает весьма интересные данные для психологии.
За нерасшифрованное НЛП (нейролингвистическое программирование) готова принести извинения. Просто тон Вашего первого комментария претендовал на то, что Вы "в теме" и импринт-концепцией владеете в совершенстве.
По поводу "надерганных", "сомнительных", "дурного тона" и проч. не считаю нужным вести диалог, - Вы просто ругаетесь, сударь. А Канарейкино все ж красиво
0 Ответить
Если честно, статья так себе, ниже чем на трояк. Кто в теме, тому смешно и спорно. Кто не в теме, ставит пятерки и налаживает (поддерживает) контакт с автором. Судя по всему, это конспект (реферат, рерайт?- пардон, не ориентируюсь в местных обычаях и определениях, которые меняются каждый день). Плохо и ни о чем.
Оценка статьи: 3
1 Ответить
Алексей Дмитриев, импринтинг - процесс, импринт - его результат. Или английский язык тоже автор должна была преподать, прежде чем использовать эти слова? Дурной тон - не знать элементарных вещей, но при этом обвинять кого-то, что не разжевали их и в рот не положили.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алексей Дмитриев, Вам не удалось понять текст специалиста... Похоже, Вы знаете, о чем и как надо писать, ждем Вашу статью на эту тему.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марианна Власова, а разве в ШЖ публикуются статьи для специалистов? У меня сложилось мнение, что в здесь нужны статьи, рассказывающие просто и понятно о сложных вещах. Данная статья не достигает этой цели, что я и отметил, сказав: " вам не удалось раскрыть тему".
Оценка статьи: 2
1 Ответить
Алексей Дмитриев, в статье просто и понятно рассказано о трудах ученых-исследователей, которые Вы назвали "сомнительными статейками в Интернете". Если Вам непонятны какие-то термины, приведите цитату, добавим пояснение.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марианна Власова, а вы знаете, что такое НЛП?Просветите неуча, будьте так добры.
Что касается, вашего перла: "импринтинг - процесс, импринт - его результат", то вы уж больше никому не говорите, а то неудобно за вас. Все таки Главный редактор...
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Алексей Дмитриев, Вы "Недоросля" Фонвизина смотрели или читали? Перечитайте, плз. А еще хорошо бы "Мещанина во дворянстве" мольеровского освежить в памяти или, коли не знакомы, просветиться на этот счет.
Видите ли, я весьма редко впадаю в полемику, предпочитая ей дискуссию, но когда встречаю что-то типа "эта дверь прилагательна, потому как к косяку прилагается", полагаю возможным дать совет: "Подумайте, кой черт понес Вас на эту галеру?" Но это понятно лишь тем, кто знаком с классикой.
0 Ответить
Алексей Дмитриев, если Вас забанили в Гугле, наберите заветные три буквы в поиске по сайту. Рассказать, где это?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да...будем потихоньку переваривать. . Вообще-то все это очень серьезно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя, да. Серьезно
0 Ответить