Если ребенок посещает среднюю группу детского сада — значит, ему от четырех до пяти лет. Основная задача этого возраста — социализация, приобретение различных полезных навыков, освоение разнообразных моделей поведения посредством ролевых игр. Если трехлетние дети только прикасаются к миру интересных ролевых возможностей, как бы пробуют их на вкус, играют ситуативно, непродолжительное время, желательно привлекая к своему занятию взрослого, то четырех-пятилетние дети уже освоились в этом пространстве, обычно легко придумывают игры с возможностью участия в них двух-трех человек (магазин, парикмахерская, больница, дочки-матери). В таких играх наиболее экологично и плавно происходит развитие ребенка.
Вы говорите, что ребенок перерос своих сверстников, потому что ей не интересны их игры, и отмечаете, что она увлекается пазлами и рисованием. Обратите внимание, что ни собирание пазлов, ни рисование сами по себе не предполагают партнерства. В то время как куклы и догонялки, как раз наоборот, целиком и полностью завязаны на партнерстве, умении договариваться, соблюдать установленные договоренности. Ведь ребенок, регулярно не соблюдающий уговор, постепенно окажется исключенным из предпочитаемого круга игроков. Для пятилетнего ребенка очень важно уметь соблюдать правила, аргументировать свои.
Теперь взглянем на общение взрослого и ребенка. Взрослый, договариваясь и взаимодействуя с ребенком, всегда делает скидку на возраст, с большей готовностью идет на уступки, соглашается на дополнительные выгоды для ребенка, когда речь идет об игровом взаимодействии. Следовательно, со взрослым играть и договариваться значительно проще, чем со сверстником.
На основе обширного консультативного опыта можно сделать следующий вывод: когда звучат слова о развитии ребенка, значительно превышающем возрастную планку, к сожалению, зачастую речь идет исключительно об интеллектуальном развитии ребенка. Физическое, эмоциональное, волевое, коммуникативное развитие ребенка при этом значительно отстает от интеллектуального.
Гармоничное развитие ребенка движется более медленными темпами, но охватывает всю его личность, во всех ее проявлениях. Развитый таким образом ребенок крепок физически — может довольно долго бегать и прыгать; легко находит общий язык со сверстниками, умеет подчиняться правилам, сопереживать, радоваться и горевать.
Таким образом, возможно, сейчас более полезным с точки зрения развития ребенка будет не помещать девочку в более взрослое окружение, адаптироваться к которому может быть непросто, а сосредоточить свои усилия на развитии коммуникативных навыков девочки — подружить ее с одногруппниками. Здесь есть еще один немаловажный момент. Ведь если разговоры о том, что малышка переросла своих сверстников, ведутся при девочке, они окрашены чувством родительской гордости, то, возможно, они в какой-то мере определяют отношения девочки внутри группы. «Маме нравится, что я весь день собираю пазлы, а не играю в догонялки, даже если мне этого очень хочется».
Когда у девочки в группе появится друг или подруга, с которым вместе можно и собирать пазлы, и играть в куклы, и даже иногда побегать друг за другом — отношение к сверстникам в целом наверняка изменится. Особенно, если будет поддерживаться родительской гордостью за ребенка, который умеет находить общий язык и с тем, кто старше, и с теми, кто младше.
Анна Бердникова, да прочитала и задумалась. У нас с первым ребенком тоже мы переборщили с развитием интеллекта, но не заметили небольших проблем с адаптацией. Если бы прочитать статью раньше лет на 6. А 4 поставила потому что как-то не законченно...не досказанно....хотя проблема волнующая
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Анна Бердникова, Ваша статья профессиональна. Спасибо.
Переоценка роли интеллектуального развития ребенка потом становится проблемой его и его родителей. Гармоничное развитие требует больших усилий. И асто остается вне сферы интересов родителей.
0 Ответить
Анна Бердникова, прекрасный статья- ответ! в свое время я с первым ребенком делала такую же ошибку как эта мама мне бы ваши слова в свое время исправление оказалось сложнее и труднее, чем не допустить интелектуальный перекос. 5+
0 Ответить
Несмотря на гордые слова мамы об опережающем интеллектуальном развитии ребёнка, у девочки явные проблемы коммуникации со сверстниками. Скорее проблемы психоэмоционального порядка. Дети интуитивно исключают из своего круга общения психологически проблемных ровесников. Пока она маленькая, ситуацию ещё можно исправить, а вот если она и подростком окажется исключенной из коллектива - беда будет. Не нужно делать из неё маленькую старушку, позвольте ей быть ребёнком. Вы же не пытаетесь принудить её досрочно повзрослеть?
Перевод в группу более старших только усугубит ситуацию.
ИМХО, нужна консультация детского психолога. У ребёнка беда в начальной стадии, а не повод для родительской гордости. Помогите ей.
0 Ответить
Алёна ., а ещё дети не любят, когда кто-то от них не зависит и они не могут на него влиять. читать дальше →
0 Ответить
Это полбеды, а если сверстникам неинтересен ребёнок и вообще всем на него, простите, плюнуть и растереть - это уже целая беда, без преувеличений. А мне всегда были интересны люди или намного меня старше, или значительно меня моложе. Мне с ними было и есть очень хорошо. Главное - чтоб мне было чем их заинтересовать.
0 Ответить
Денис Леонтьев, если абсолютно никому нет дела до ребенка - это вселенская катастрофа в масштабах одного конкретного ребенка. Это стопроцентная ответственность родителей, я думаю.
0 Ответить
Анна Бердникова, у семи нянек дитя без глазу. Например был такой мальчик Жильбер, его семь нянек были одна страшнее другой.
0 Ответить