Детство барона прошло в Ревеле (современный Таллин), где он какое-то время посещал Николаевскую гимназию, откуда вскоре был исключён из-за недостатка прилежания и обилия проступков. Мать Романа, осознав неспособность сына к гуманитарным наукам, в 1896 году отдала его в петербургский Морской кадетный корпус. Барон, потомок древнего рода, происходящего ещё от древних скандинавов и крестоносцев, с жаром приступил к изучению военных наук.
Служба увлекла его, стала новой жизнью. Впоследствии, уже в плену красных, на вопрос «Чем прославился ваш род на русской службе?» Унгерн ответит: «Семьдесят два убитых на войне». За год до окончания кадетского корпуса барон бросил обучение и уехал на фронт Русско-Японской войны. Вернувшись оттуда в чине ефрейтора и с медалью, поступил в Павловское училище, которое и закончил в 1908 году.
Участвовал в Первой мировой войне, где и заслужил Георгиевский крест (по одной из легенд, которыми личность барона значительно обросла в дальнейшем, в плену Унгерн сгрыз орден, чтобы тот не достался большевикам). Дальнейшая судьба барона неразрывно связана с Дальним Востоком, куда тот в августе 1917 года направляется со своим другом Семёновым, будущим атаманом. Несмотря на то, что его участие в Гражданской войне не повлияло коренным образом на её исход, действия Унгерна повлияли на судьбу Дальнего Востока. Барон стал основателем многонациональной Азиатской Конной дивизии, включившей в свой состав русских, бурятов, монголов, тибетцев…
Одно из ключевых событий в военной биографии барона — штурм Урги (современного Улан-Батора, столицы Монголии). Воспользовавшись элементом неожиданности, неподготовленностью китайцев к войне с русскими и советами командиров, прибывших к нему от атамана Семёнова (другого крупнейшего лидера Белого движения в Забайкалье), Унгерн, несмотря на десятикратный перевес в войсках противника, изгнал китайцев и восстановил титул богдегегена — традиционного религиозного правителя Монголии.
Отстояв независимость монголов от Китая, барон столкнулся с новым противником, победу над которым ему уже не суждено было одержать, — Красной армией. В мае 1921 года Унгерн, пополнив ряды Азиатской Конной дивизии, двинулся к границе с Советской Россией. Сильно углубившийся в буддизм и шаманизм Монголии, он стал больше доверять результатам гаданий, чем врождённому военному чутью и здравому смыслу. Войска начали слабеть, а впоследствии — разбегаться, в рядах приближённых завелись предатели…
Монгольская легенда гласит, что Джанджин-нойон («Бог войны» — так звали монголы Унгерна), ушёл в монастырь, молиться об исчезновении «красной заразы». В реальности же барон в августе 1921 года был схвачен своими же солдатами и передан в руки красных отрядов. Потрясённый предательством, он позже отвечал на допросах: «Разложения своих войск и заговора против себя совершенно не ожидал».
На допросе в Новониколаевске, незадолго до смерти, Унгерн говорил о том, что чувствует себя последним монархистом на свете, а свой поход назвал «исходом всей авантюры последнего времени». Миропонимание барона трагично так же, как и его дальнейшая судьба. Ленин лично обратил внимание на его дело, приказал провести скорейший публичный суд и незамедлительно расстрелять. 15 сентября 1921 года барон Унгерн-фон-Штернберг был казнён по обвинению в сотрудничестве с Японией и попытке помешать делу революции. В храмах всей Монголии в тот день пели молебны.
В 1998 году Президиум Новосибирского областного суда предложение по реабилитации Унгерна отклонил…
Джанка Декаданс, неплохая статья о бароне, учитывая ее объем и правила этого сайта. Хотя вообще для таких людей, как Унгерн, они могли бы сделать исключение. У него приключений было больше, чем у короля Артура. И в 6000 знаков их явно не уместить.
Я лишь не согласился бы со следующим Вашим утверждением: "Сильно углубившийся в буддизм и шаманизм Монголии, он стал больше доверять результатам гаданий, чем врождённому военному чутью и здравому смыслу". Это расхожее мнение, но сам барон с ним вряд ли бы согласился. Вот что собственно он говорил перед смертью сатанюгам-большевикам, когда врать и притворяться не было никакого смысла:
"Скажите, почему Вы ссылаетесь на Священное Писание? Зачем нужен был Вам Апокалипсис? Вы искренне верили? - "Безусловно. Вот Вы знаете Конфуция? Да у него, как и у вашего Ленина, как в коммунизме, ничего нет о Боге, о загробной жизни, все только о том, как бы здесь устроить и установить порядок. Учение Конфуция – религиозное учение. Учение вашего Ленина и коммунизм – тоже религия. Я полагаю, что с религиозной идеей и такой сильной, как ваша, можно бороться только тем же оружием – религией. Коммунизму я противопоставил христианство".
В.Я. Зазубрин. О, том кого уже нет (Унгерн) – описание допроса в Штабарме.
"Считает себя призванным к борьбе за справедливость и нравственное начало, обоснованное на учении Евангелия. Свои жестокости и террор в отношении людей не считает противоречивым учению Евангелия".
(Допросы Р.Ф.Унгерна 1 и 2 сентября 1921 г. в г. Иркутске).
"… Унгерн заявляет себя человеком, верующим в Бога и Евангелие и практикующим молитву. Предсказания Священного Писания, приведенные Унгерном в приказе его №15, захваченном в боях под Троицкосавском, он считает своими убеждениями".
(Допрос Унгерна 27.08.1921 г. в г.Троицкосавске).
"Предсказания Священного Писания" из приказа №15 от 21.05.1921 г. - это следующий текст:
"Нужен мир — высший дар Неба. Ждет от нас подвига в борьбе за мир и Тот, о Ком говорит Св. Пророк Даниил (гл. XI), предсказавший жестокое время гибели носителей разврата и нечестия и пришествие дней мира: «И восстанет в то время Михаил, Князь Великий, стоящий за сынов народа Твоего, и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени, но спасутся в это время из народа Твоего все, которые найдены будут записанными в книге. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении, нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет 1290 дней. Блажен, кто ожидает и достигнет 1330 дней».
Я уж не говорю о том, что свою жизнь барон Унгерн положил на то, чтобы восстановить на престоле православного царя. Он до последнего верил, что великому князю Михаилу Александровичу удалось спастись и он лишь до времени отказался принимать царскую власть. В том же приказе №15 барон пишет следующее:
"Но в народе мы видим разочарование, недоверие к людям. Ему нужны имена, имена всем известные, дорогие и чтимые. Такое имя лишь одно — законный хозяин Земли Русской ИМПЕРАТОР ВСЕРОССИЙСКИЙ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ, видевший шатанье народное и словами своего ВЫСОЧАЙШЕГО Манифеста мудро воздержавшийся от осуществления своих державных прав до времени опамятования и выздоровления народа русского".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Джанка Декаданс, а чем по вашему они должны гордиться?
0 Ответить
Людмила Карада, пусть гордятся древностью рода, их дело, хотя актуальность и значимость этих родов далеко в прошлом. И, в таком случае, им надо сохранять отнюдь не русский язык.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Впервые слышу о нём мнение, как о неврастенике и карателе. Возможно, что современные потомки Унгернов и не гордятся родством с ним, но и им, видимо, особо гордиться нечем, кроме как древом...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
все историки сходятся во мнении, что барон Унгерн фон Штернберг отличался патологической жестокостью и был более известен не как полководец, а как каратель, палач и неврастеник.
Кроме того, его не признавали и не признают по сей день его же родственники. Прямые потомки украинской ветви баронов сегодня живут в Париже. Они сохранили не только свой титул (передается только по мужской линии), веру, но и язык. И это тем более удивительно, что эмигрировали во Францию еще во время революции 1917 года. Прославившегося барона считают своим настолько дальним родственником, что даже не упоминают о нем в родословной, хотя древо обширно и вмещает не одну царскую фамилию Европы.
0 Ответить
Людмила Карада, Ваше утверждение будет справедливо, если Вы "все историки сходятся во мнении" замените на "все советские историки сходятся во мнении".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Джанка Декаданс,
жила на Дальнем Востоке и имя барона Угерна слышала, конечно - в негативном свете. Очень интересно было узнать, спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за оценки. Увы, сейчас Унгерн куда более широко известен среди монголов, чем среди россиян...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересная статья. 5
У него очень интересная судьба. Но белых пятен в ней не мало.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Джанка Декаданс, вот и ещё одна малоизвестная страница в череде событий, связанных с гражданской войной в России.
С РХ и НГ!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, современный вид Их Хурала
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не ясно, что изображено в заголовке. Судя по всему, что-то буддистское. Но подписи нет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марк Блау, это здание монгольского парламента в Улан-Баторе.
0 Ответить