Конечно, в какой-то момент любая разумная девушка понимает: проще дожидаться нормального принца на белом коне, чем надеяться на лягушачью мутацию. Но теплые чувства к этим глазастым прыгучим животинам остаются. У меня, например, остались!
Люблю лягушек экзотических, в террариумах и на фотографиях, и местных, озерно-болотных дворняжек. Жабочек люблю — они будто из бисеринок черных сделаны. Шпорцевая лягушечка, которая жила у меня в аквариуме, так потешно скребла по моей ладошке своими нежными коготками…
И я была просто в ужасе, когда узнала о страшной беде, постигшей лягушачий мир. Оказывается, амфибии планеты вымирают. Не царевны-лягушки — тем, конечно, суждена вечная жизнь в сказках. Но австралийские голубые квакши, желтые арлекины, бисерные жабки — смерть грозит всем! В 1989 году были отмечены случаи массовой гибели бесхвостых амфибий. С тех пор ситуация усугубляется год от года.
То, что происходит сейчас в мире амфибий, вызывает не просто тревогу — ужас. Около шести тысяч видов амфибий известно науке, треть из этого количества нуждается в охране, четыре сотни видов находятся на грани исчезновения, с десяток исчезли в последние тридцать лет.
Болезнь вызывается грибками Batrachochytrium dendrobatidi (сокращенно Bd) и называется хитридиомикозом. В природе хитридиомицеты встречаются часто, являются паразитами водных растений и животных — водорослей, беспозвоночных.
К той же группе грибов, кстати, принадлежат возбудители болезней высших растений — черной ножки капусты, рака картофеля. Но с этими напастями человечество бороться научилось — правильной агротехникой, выведением устойчивых к болезням сортов.
А вот с лягушками и их страшной болезнью так просто разобраться не удается. В настоящее время точно установлен один факт: механизм воздействия патогенного грибка на организм амфибий. Выяснилось, что грибок нарушает транспорт ионов натрия и калия через кожные покровы животных, снижая их концентрацию в крови, в результате лягушки умирают от остановки сердца.
Весь наличный лягушачий мир планеты оказался абсолютно неустойчив к этой болезни! За крайне малым исключением. Исключение — те самые африканские шпорцевые лягушки, ксенопусы. И этот факт помог, во-первых, определить направление, в котором следует искать возможность решения проблемы, и, во-вторых, выяснить, с чего началась панзоотия.
Спасают шпорцевую лягушку симбионты — живущие на ее коже бактерии, продуцирующие некое вещество, которое противостоит хитридиомицетам, подавляет их развитие. Подобные симбиотические бактерии имеются у четырехпалых саламандр.
То, что выявлены симбиотические микроорганизмы, способные предотвращать заражение амфибий или подавлять развитие патогенного грибка, вселяет некоторую надежду. Остается в возможно более короткие сроки найти «лекарство», которое спасет лягушек.
Разворачивающаяся на наших глазах трагедия планетарных масштабов — очередное напоминание человеку: «Не навреди!». Прежде, чем что-то сделать — думай. Ведь именно шпорцевая лягушка и явилась в значительной мере виновницей этой трагедии.
В 1930-е годы выяснилось, что ксенопусы — надежный тест на беременность (гормоны, обнаруживающиеся в моче беременной женщины, заставляют лягушек метать икру). Попутно оказалось, что шпорцевые лягушки — идеальный материал для генетических исследований.
С тех пор нетребовательный к условиям жизни, очень прожорливый ксенопус шествовал по миру, покоряя сердца медиков, генетиков и аквариумистов. Шествовал — и разносил по этому миру на своей коже заразу, оказавшуюся смертельной для прочих бесхвостых амфибий — грибок Bd.
Параллельно ведущимся в лабораториях поискам лекарства для лягушек биологи мира пытаются иными, организационными мерами уменьшить размах и последствия панзоотии. Всемирная ассоциация зоопарков и аквариумов объявила 2008 год Годом лягушки все с той же целью — спасти бесхвостых земноводных от страшной болезни. Действует в мире проект «Ковчег амфибий», Amphibian Ark: по примеру библейского Ноя предполагается спасти лягушек в заповедниках и зоопарках, хотя бы такими мерами сохранять популяции редких видов.
Так не хочется, чтобы лягушки покинули наш мир. Бестолковый, безумный, но такой прекрасный — пока мы с вами в нем живем! И пока живут в нем лягушки!
Кстати, нашла в Интернете еще один вариант трансфигурации под воздействием поцелуя: «Если поцеловать лягушку, из Иванушки-дурачка превратишься в Ивана-царевича…». Неплохой вариант!
Наташа Ростова, обычно девушки боятся лягушек.
Исчезновение целых видов лягушек не пройдет незаметно и для людей. Если подумать о малярийных комарах, например. Еще одно бесцеремонное вмешательство человека в природу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Виктор Кухновец, Так и малярийного комара чем-нибудь потравим!!! Правда, смутирует, подлец.
Наташа Ростова, А целовать лягушку в надежде, что превратится в принца.... Лучше уж сразу принца (и позаботиться, чтоб не превратится в лягушку ;) ) .
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А вы читали рассказ "Жабий тоннель"? Очень интересно пересекаются политическая и экологическая темы.
0 Ответить
Наташа Ростова,
Лягушка - истинная мученица науки. Видел как после практических занятий по физиологии безголовых лягушек тазами выносили из учебных комнат.
А фармацевты из кожи лягушек добывают т.н. "жабий яд", производные которого являются отличным глистогонным и изучаются на предмет перспективных сердечных снадобий.
Будем надеяться, что Природа придумает что для лягушек систему защиты , и они, как и прежде, будут ублажать её своей пользой.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ужасно!
Что-то этот Год лягушки прошел чуть ли не незаметно ((
0 Ответить