• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Профессионал

Что такое время и куда оно течёт?

Что можно сказать о понятии времени и зачем? На хлеб его не намажешь, не та субстанция. Тогда какая? Поговорим и об этом. Но сначала задумайтесь. Вот сейчас мы встречали Новый год. Это праздник чего? Есть разные даты, юбилеи. С ними все понятно — кого и чего праздник. А Новый год? Как не крути, а это праздник Времени. Да, кто-то ведет его отсчет от Рождества Христова, кто-то от другого рождества. Но сколько ему, Времени, на самом деле лет?

Пожалуй, пора отвечать на вопросы. Когда-то времени не было. Ничего не поделаешь, такова современная теория происхождения мира. Пространства, кстати, тогда тоже не было. Спокойно, не напрягайтесь. Есть вещи, недоступные для человеческого понимания. Вот пчелы. Они ведь никогда не поймут — кто такой пасечник? Однако это не мешает им жить. Но люди хотят знать все. Им интересно. Да и извилинами шевелить полезно — продолжительность жизни увеличивается. Время жизни, значит…

Итак, что же тогда было, когда не было ни пространства, ни времени? Если не применять научных терминов, то была точка. Потом был Большой Взрыв. И возникла Вселенная — пространство и время. Это и есть начало отсчета. И было это около 13,72 миллиардов лет назад. Значит, возраст любого из наблюдаемых звездных объектов не должен быть больше этого времени. Так и есть. Нет более старых объектов. Если измерять расстояние в световых годах (это расстояние, которое свет проходит за один год), то размеры видимой части Вселенной будут примерно 13 миллиардов световых лет. Дальше — горизонт. И какие бы мощные телескопы мы ни сделали, мы не увидим там ничего. Почему? Все просто — свет оттуда еще не успел дойти до нас. А может, его там и нет. Может, на огромном расстоянии от нашей вселенной есть еще другие вселенные. Ученые уже достигли этого предела, и увеличение мощности телескопов не дает увеличения количества видимых звезд.

Сколько Времени лет, кажется, понятно — 13,72 миллиардов. Но все-таки, что такое время? Да все это знают! Всем понятно, когда говорят: «Сейчас со станции отправляется поезд», «Я пришел на работу на пять минут позже» или «Я приду через час». Свойства времени кажутся неизменными. Река времени, поток времени — время течет и не зависит от событий. Чтобы не произошло в мире, течение его продолжается. Но если сказать: «Сейчас в галактике m33 взорвалась сверхновая звезда»? До этой галактики 2,9 миллионов световых лет. Значит, то, что мы видим в ней сейчас, произошло именно 2,9 млн. лет назад. Понятия «раньше, позже» сейчас имеют смысл только для объектов, близко расположенных. И если мы видим, что одно событие произошло раньше, чем другое, то для удаленного наблюдателя может быть все наоборот.

Еще более удивительным кажется тот факт, что время может течь быстрее или медленнее. Первым это предположил Альберт Эйнштейн, и это подтверждено экспериментально. Чем быстрее движется объект относительно наблюдателя, тем медленнее на этом объекте течет время. Проводили такой эксперимент с часами на летящем самолете, и замедление хода часов подтвердилось. Это связанно со скоростью света. Вернее с тем, что ни один объект не может двигаться с такой скоростью. И чем ближе скорость объекта к скорости света, тем медленнее идут там часы, относительно стороннего наблюдателя.

Попробую немного пояснить. Что означает замедление хода часов на быстро движущемся объекте? Это значит, что у нас прошел час, а на этом объекте, допустим, минута. Если бы часы шли одинаково, то за час объект пролетел бы большее расстояние, чем он смог пролететь за одну минуту. Для нас это выглядит как замедление скорости движения объекта. В результате чего скорость света оказывается недостижимой.

Когда элементарные частицы разгоняют в ускорителе, их энергия с ростом скорости увеличивается. Но когда скорость частиц приближается к скорости света, они начинают светиться странным свечением, которое назвали свечение Вавилова-Черенкова, по именам открывших его ученных. Чем больше частицы разгоняли — тем сильнее они светились. В результате этого свечения частицы теряли энергию и тормозились. Разогнать их дальше оказалось невозможно. И достигнуть скорости света при их движении тоже не удалось.

Что произойдет, если какой-то объект превысит скорость света? Тогда возникнет парадокс времени. Ну, например, такой парадокс — объект уже здесь, а образ его еще где-то далеко. Муж уже дома, а образ его еще в командировке. Как вам такой объект? Но это уже тема для писателей-фантастов. Здесь речь идет только о том, что подтверждается фактами, экспериментами, наблюдениями.

Эйнштейн предположил также, что течение времени замедляется под влиянием сил тяготения. Чем сильнее гравитационное поле, тем больше замедляется в этом месте время, по сравнению с местом, где гравитация слабая. И этот факт также подтвержден экспериментально. В своей общей теории относительности Эйнштейн доказал неразрывную связь пространства и времени. Это значит, что там, где изменяются свойства времени, изменяются свойства пространства. Соответственно, где изменяются свойства пространства — изменяются свойства времени.

Есть такие космические объекты — черные дыры. Силы притяжения там чудовищно велики. Даже свет не может преодолеть такую запредельную гравитацию и покинуть пределы черной дыры. Что происходит внутри них — пока за пределами понимания. Но на границе этой области время замедляется до бесконечности. Это значит, что если на черную дыру падает космический корабль, то падая все быстрее, он разгоняется в конце до скорости близкой к скорости света.

Тем не менее, далекому наблюдателю кажется, что движение корабля замедляется, и он бесконечно долго приближается к границе черной дыры. Ведь время там замирает. Хотя по часам падающего наблюдателя все происходит быстро. Это реальность, так все и есть.

Поток времени представляется бурным и не однородным. Скорее, этот поток состоит из множества разных ручейков. И если перейти в ручеек, где время течет медленнее, а потом вернуться назад в свой ручеек, то окажется, что у вас по часам прошли годы, а дома прошли тысячелетия. И это тоже реальность. Это мир, в котором мы живем. Здесь нет никакой фантастики. Одного не может время — течь назад. Вот такая это удивительная субстанция. Куда же течет этот поток? Будущее Времени — это будущее Вселенной. Оно видится бесконечным.

Думая об этом, понимаешь мимолетность нашей жизни. Она короче, чем вспышка метеора на ночном небе. Одна вспышка ярче, другая слабее. И все же мы есть. Ну и спасибо. Только кому? Маме и папе, конечно. И времени, которое для нас наступило.

Статья опубликована в выпуске 9.02.2010
Обновлено 28.11.2020

Комментарии (139):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Любовь Кошелева Читатель 1 января 2014 в 20:28 отредактирован 27 мая 2018 в 11:34 Сообщить модератору

    Данные сведения получены из древних источников (книги и т.д.).

    )))))))))))) ВОТ ТАК-ТО!

  • Любовь Кошелева Читатель 1 января 2014 в 20:25 отредактирован 1 января 2014 в 21:25 Сообщить модератору

    читать дальше →

  • Михаил Зенькович Читатель 5 октября 2012 в 16:04 отредактирован 27 мая 2018 в 19:02 Сообщить модератору

    читать дальше →

  • СЕРГЕЙ ЗЮ Читатель 8 декабря 2011 в 20:59 отредактирован 26 мая 2018 в 13:56 Сообщить модератору

    Хорошие комментарии,я всех конечно не прочёл..Энштейн-гений?я думаю нет..просто надеялся найти вразумительный ответ-что есть время?забил в гугл...концовка мне конечно понравилась..спасибо автору.но Энштейн прохиндей..понять что такое время на основании скорости света...дурость..скорость света?расстояние помноженное на время..а что такое ВРЕМЯ???его у нас всегда нет..а что такое нирвана??? наверное там нет времени и абсурдов..я шахтёр,не понять мне однако всего...по скудности ума..

  • - В маленьком шотландском городе на берегу Северного моря жил часовых дел мастер. Много лет жил. Звали его онкел Питер, а потом прошли годы, и не только дети, но и взрослые стали величать его грендфазер Питер. Откуда и когда он приехал в этот город, никто не помнил, но главную улицу города невозможно было представить без маленькой мастерской с чисто вымытым окном на уровне тротуара, в котором всегда виднелась согбенная фигура дедушки Питера с круглой лысиной на затылке, с неизменной лупой в глазу и пинцетом в руках.читать дальше →

  • Виктор, про шалости со временем я написал 2 фантастических сочинения "Вифлеемская звезда" и "Встреча с Адом". Зайдите по нику Жорж Декосье на "Проза.ру", если интересно. Удачи Вам.

  • А вот в "Кругосветном путешествии Вилли Фогга" у каждого свои часы - у Вилли Фогга башенные, у Ригодона ходики с кукушкой, у Чико - карманные солнечные, у Рами - цветочные...

  • Валентина Пономарева Валентина Пономарева Грандмастер 14 февраля 2010 в 14:09 отредактирован 14 февраля 2010 в 14:14 Сообщить модератору

    Неугасимый интерес к статье - лучшая рекомендация автору

    Дорого вовремя время.
    Времени много и мало.
    Долгое время - не время,
    Если оно миновало.

    С праздниками, Виктор, и счастья на все времена

    Оценка статьи: 5

  • Ирина Баумане Ирина Баумане Читатель 14 февраля 2010 в 02:07 отредактирован 1 января 2014 в 21:28 Сообщить модератору

    читать дальше →

    • Спасибо, Ирина! Очень интересный комментарий. Особенно приятно что его написала женщина. И, несмотря на то что блондинка, умная женщина. Везет мне в последнее время на умных женщин и я просто счастлив от этого. Не примите за лесть или комплименты. Хотя последнее может быть... Вот смотрите, по вашему комментарию. По первой ссылке - там речь идет о книге из 542 страниц. Как думаете, почему такая большая? Всё правильно, в ней нет ответа что такое время. Иначе просто было бы сказано одним предложением - время это... В статье по второй речь идет о субъективном восприятии времени. Ну да, каждый человек ощущает ход времени. Люди с ИСС ощущают по своему, или не ощущают совсем. Но вряд ли это приближает к пониманию того что такое время. Ну а третья статья, по астрологии, там перемешаны реальные факты с фантазией. Сделано это умными людьми и закручено всё здорово! Но простейшие несуразицы заставляют улыбаться читая это. Например, "...c2 равна абсолютной скорости движения системы, то есть скорости ее движения относительно мирового эфира, первичной материи, абсолютной и неподвижной Вселенной." Нет ничего абсолютного, разве что Бог! Нет неподвижной точки отсчета, всё относительно чего-то движется. В общем около научный бред. Не стоит напрягать мозги, разве что для тренировки. Ни одна теория не дает ответ на вопрос: почему время идет? Чем вызывается движение времени? Однако, для понимания статьи, которую мы обсуждаем, достаточно интуитивного и привычного знания о времени свойственного всем людям. Время – как интервал между двумя событиями, как последовательность событий. Речь идет о свойствах времени, его нелинейности. Интересно ведь понять, что два события одновременные для одного наблюдателя, могут быть не одновременные для другого. И при этом, без всякой астрологии, для разных наблюдателей, причина и следствие событий могут поменяться местами. Мир гораздо интереснее, чем могут вообразить себе самые заумные астрологи!

      • Ирина Баумане Ирина Баумане Читатель 14 февраля 2010 в 20:18 отредактирован 1 января 2014 в 21:27 Сообщить модератору
        это у всяких физиков-математиков всё сложно-непонятно, а у нас,биологов,всё просто-понятно

        Виктор Кухновец,

        В биологии со временем всё просто.У каждого вида есть свои биологические часы (скажем так - "эталон времени",конечно этот наш он не как тот, парижский,который колеблется , а выработанный эволюционно и проверенный веками ).читать дальше →

        • Отличный пример с бобинным магнитофоном, Ирина! Так оно и воспринимается человеком время. А ещё знаете, когда время просто летит? Когда человеку хорошо, когда он влюблен, например. Ирина, специально для вас, скорости бобинных магнитофонов: 38,1 см/сек (студийные магнитофоны); 19,05 см/сек (бытовые и студийные магнитофоны); 9,52 см/сек (бытовые магнитофоны); 4,76 см/сек; 2,38 см/сек (в основном бытовые кассетные магнитофоны). Хороший пример и "со слоном и маленькой улиткой". Я где-то читал что для обыкновенной мухи время течет в десять раз быстрее чем для человека. Поэтому наше быстрое движение рукой кажется мухе медленным и поймать её трудно. Но это всё, конечно, субъективное восприятие времени.

  • Сейчас как раз смотрю и слушаю клип...
    В нём показано множество звёзд, Созвездий и Галактик. В том числе и Чёрная дыра. Вот только Куда всё уходит? Куда мы сами летим
    Клип, если не ошибаюсь, "This Will Destroy You".
    О том, как мы, люди, постепенно уничтожаем свой Мир...... Жутко...
    И есть ещё один видеоклип... К сожалению, не знаю названия...
    Столько Созвездий! А Галактик!!!
    Смотришь на них и вспоминаешь каждую из прочитанных фантастических книг, каждый фильм...
    Все планеты, что были в тех романах.
    И как человечество из страха завоевания нас всех уничтожило...
    А ведь будь мы умнее, давным-давно бы освоили новые дали и новые планеты...

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, Диана! Вид звездного неба наводит на философские мысли. Действительно, куда всё уходит, куда мы летим. Прошлого уже нет, будущего - ещё нет. Есть только то что сейчас. Выходит прав был Олег Даль, когда пел - жизнь это миг... Освоить новые дали и планеты люди. конечно, смогут. Но как вы правильно заметили - главное сохранить свой Мир. Удачи вам Диана - сейчас и в будущем!

      • Спасибо большое Вам, Виктор, за понимание.
        "Есть только МИГ между прошлым и Будущим
        Именно Он называется Жизнь"...

        Да и сама песня прекрасна, как и многие те, что были написаны для "старых" фильмов.
        Типа "Мэри Поппинс, до свидания". "Ветер перемен"...

        Оценка статьи: 5

  • Виктор Кухновец, была в начале 70-х статья Халатникова, Лифшица с интересной теорией об измерении времени. Они обоснвоали, что при приближении к точке зеро боьлшого взрыва частота процессов увеличивается, то ись время замедляется. таки образом, с начала взрыва до нашего времени прошло бесокнечное количество циклов, или времени. Так что как считать. А вообще, о времени все сказано здесь http://filosofia.ru/70518/ - книжка о времени дана. Все как есть разлжено по полочкам. Извиняйте за опечатки, после работы, не фокусируюсь должным образом.

    • andry andry, спасибо за комментарий. То что время замедляется при приближении к моменту большого взрыва - это соответствует теории относительности. Конечно, определить точно какое время прошло с этого момента не возможно. Те цифры, что в статье - это современные представления об этом. Спасибо за ссылку на книжку о времени. Статья для того и написана - чтобы заинтересовать читателя узнать больше о том что такое время, пространство, вселенная.

  • Виктор Кухновец, "время замедляется до бесконечности" аж мурашки по коже от этой фразы...)
    Говорят, что для нашей психики вообще не существует времени. Странно, да? Для тела - есть, а для психики - нет...

    • Виктор Кухновец Профессионал 9 февраля 2010 в 19:55 отредактирован 9 февраля 2010 в 20:43 Сообщить модератору

      Евгения Говорова, "время замедляется до бесконечности" - это всего лишь означает, что мы не знаем что там в этой точке происходит. Ведь что такое "бесконечность" мы не знаем. Также как не знаем что такое "ничто". Не стоит огорчаться - есть вещи недоступные человеческому разуму. Так и время. Его измеряют, его чувствуют - оно ведь может бежать и тянуться. Но никто еще не сказал откуда взялось время, почему оно течет. Что задает движение времени - какие силы? На эти вопросы нет ответов. И скорее всего мы вообще задаем не те вопросы. Помните о пчелах и пасечнике? Какие бы вопросы пчелы себе не задавали - они никогда не поймут кто такой пасечник. Но если интересно - можно и подумать. Только не долго!

  • Время нелинейно, и всё относительно. Идея эта, кстати, не моя - так изначально было заложено Создателем.

  • Так и не узнал, что такое время и куда оно течёт. ))
    Может статью стоило по другому назвать? Например "что такое релятивистские парадоксы".
    Самое вразумительное определение времени которое я слышал: "Время это то что измеряют часы". Есть даже такое мнение, что время свойственно только живым организмам, где нет жизни - и времени нет. На мой взгляд - звучит крайне бредово, но многие учёные его разделяют.
    Что касается замедления времени при субсветовых скоростях - многие забывают о том что инерциальные системы отсчёта равнозначны, так что для космонавта несущегося на субсвете - замедленны мы, а не он. Но это сложные вещи, не для этого журнальчика.
    Лучший же, на мой взгляд, способ понять время, - выйти за его пределы. Например смоделировав свою компьютерную вселенную (время в ней можно будет пустить вспять или вернуться к любому произошедшему эпизоду)

    • Тимур Шакиров, лучше не пытаться понять что такое время. "Время это то что измеряют часы". - не совсем правильно. Часы появились пару тысяч лет назад, а время как-бы немножко раньше. И измеряли его люди успешно и без часов. "...что для космонавта несущегося на субсвете - замедленны мы, а не он. Но это сложные вещи..." - Всё правильно для случая равномерного движения - разницы между космонавтом и наблюдателем нет. Однако если космонавт будет двигаться с большим ускорением, то это будет равносильно большому увеличению гравитации для него - согласно общей теории относительности. И согласно этой же теории - время для него будет замедляться абсолютно - независимо от того из какой точки на него смотреть. Хотя вы правы, это несколько сложнее для понимания и я не акцентировал на этом внимание в статье. Спасибо за комментарий.

      • Виктор Кухновец, На самом деле при полётах на субсвете творятся гораздо более удивительные вещи.
        Положим есть суперкорабль - достигает субсвета за сутки, без вреда для пассажиров. Космонавт садится в него, резво разгоняется, и летит на Вегу, по прибытии так же резво разворачивается обратно - и летит домой.
        С точки зрения наблюдателя с земли - во время полёта космонавт замедляется в 2 раза - достаточно просто и понятно.
        А вот с точки зрения космонавта:
        По прошествии первых суток ускорения - вселенная сократится в 2 раза (Лоренцево сокращение), время на Земле останется тем же, а время на Веге скакнёт на 20 лет. То есть он будет находится одновременно в 2050 году на земле и в 2070 году на Веге. Земляне для него замедлятся в 2 раза.
        Во время замедления и разворота возле Веги (2 дня) - время на земле для него скакнёт на 40 лет, время на Веге останется прежним.
        Ну и соответственно во время торможения у Земли - время на земле не изменится, а на Веге скакнёт на 20 лет.
        Ускорение по разному влияет на близкие и далёкие предметы. А одновременности и вовсе не существует ))

  • Виктор Кухновец, здоровская статья, мне очень понравилась))) время существует для измерения земных дел, как и любые измерительные земные системы)) и, конечно. понять его сложно, как сложно понять что угодно, находясь В, а не НАД) я верю (и даже уже имеется некий опыт, который можно назвать не просто верой, а знанием), что души людей способны оказываться в любом месте структуры пространства-времени и даже что-то там предпринимать) в принципе, это и есть магия. другое дело, как сделать так, чтобы предпринимаемое вписывалось гармонично в эту структуру и не разрушало ее. И вот когда какой-то из душ это становится понятно, то ее способности в этом отношении возрастают) Но, я наверное, в комментарии уже совсем отошла от принимаемой сейчас "научности")))

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо Лада за оценку. Что касается связи душ, то в этом несомненно есть смысл. И это не совсем даже магия. Особенно это заметно когда один человек остро чувствует, что с другим что-то случилось. Например, мать чувствует что с её ребенком случилась беда. Таких случаев описано много. Это есть, хотя мы и не понимаем, что это.

  • Виктор Кухновец, я еще слышала, что сейчас время сжимается, поэтому нам и кажется, что течет оно быстрее. Скоро оно исчезнет, и мы будем жить в другом пространстве, измерении. Подобный переход будет в 2012 году. Конечно, научно это никак не подтверждено.

    Оценка статьи: 5

    • Лана, это шутка такая, не волнуйтесь по этому поводу. Сейчас время сжимается потому, что ускоряется технический прогресс, весь темп нашей жизни. Только о таком сжатии и ускорении можно говорить. В условиях жизни на Земле - время линейно и течет для всех в одинаковом темпе.

  • Что можно сказать о времени и зачем? На хлеб его не намажешь, не та субстанция. Тогда какая? Поговорим и об этом. Но сначала задумайтесь.

    С дуду рухнули? задумчивость перед прочтением популярной статьи в глянцевом журнале может повредить пищеварению.

    Однако почетаем.

    Пространства, кстати, тогда тоже не было. Спокойно, не напрягайтесь.

    В котором месте не напрягаться?

    извилинами шевелить полезно – продолжительность жизни увеличивается

    Хмм.. кому как свезет.

    Попробую немного пояснить

    Ну, пробуйте.. как получится свистните,
    дочитаем.

    легко и ВКУСНО

    Хороший камент.

    Типа, пипл схавает.

    Оценка статьи: 3

  • Виктор! вот вы пытаетесь выяснить (пофантазировать), куда течёт поток времени. Не кажется ли вам, что для начала стоит определить понятие: что такое время? Либо признать, что это noumenon (ноумен).
    Мне представляется, что одно из двух следует сделать независимо от того, с какой аудиторией вы ведёте разговор — с подготовленной или с неподготовленной в области физики и космологии.

    Уметь измерять время — это ещё не значит понимать, что оно собой представляет. Да, можно сказать, что время — некая физическая сущность, отличная от материи. Вряд ли кто-то будет с этим спорить. Но что дальше? Есть ли физический носитель времени, КТО (или ЧТО) является прародителем времени?
    Говорят, что во Вселенной должно быть активное начало, которое придаёт энергию нашему миру. Может, это активное начало и есть время? А ещё было бы очень заманчиво узнать, что ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ и БУДУЩЕЕ уже существуют; и есть лишь луч сознания, который высвечивает куски в этом статическом мире.

    • Андрей! Все-таки термин ноумен не совсем подходит для описания времени. Так как относится к явлениям не физическим, философским, таким как Бог, свобода, вера. Явления эти невозможно измерить, выразить математическими формулами. Время, как явление является частью физической реальности. Ход времени определяется и измеряется часами. Да, конечно, измерить — это еще не значит понять сущность. Ни одна теория не дает ответ на вопрос: почему время идет? Чем вызывается движение времени? Однако, для понимания статьи, которую мы обсуждаем, достаточно интуитивного и привычного знания о времени свойственного всем людям. Время – как интервал между двумя событиями, как последовательность событий. В нашей обычной жизни время однородно и если два события произошли одновременно по одним часам, то и по всем остальным они произойдут одновременно. В статье показаны другие свойства времени. И к этому я хотел привлечь внимание читателей. Говоря о том, что я фантазирую в этой статье, вы делаете мне комплимент. Я не настолько гениален, чтобы все это придумать. Это придумано намного раньше Альбертом Эйнштейном и дополнено такими гениальными ученными, как Вернер Гейзенберг, Александр Фридман, Макс Планк, Стивен Хокинг.
      Свойства времени для Макромира точно описаны в Общей теории относительности. Выводы этой теории о свойствах времени, подтверждаются многочисленными опытами и наблюдениями. В том числе и замедление хода времени, о котором говорится в статье. Статья призвана вызвать любопытство. Читателю, которому захочется узнать обо всем этом полнее и точнее не составит труда найти дополнительные сведения в интернете. В Википедии, например, есть прекрасные статьи по теории относительности – со всеми математическими формулами и определениями.
      О теориях, в которых предполагается возможность обратного хода времени, возможность перемещения объектов в прошлое, я не говорил, так как это, действительно ноумены, не подтвержденные ни одним фактом.
      Природа – бесконечна по своим свойствам и время, как часть природы – тоже. Окончательного ответа, что такое время – не может существовать. То что я хотел сказать об этом, я сказал в своей статье.
      Ваше мнение по этой проблеме вы высказали в комментариях и своих статьях, ссылки на которые вы привели. Если хотите что-то добавить – можно написать статью. Я не думаю, что стоит открывать научную дискуссию на страницах «Школы Жизни». Тем более что ни я, ни вы не являемся светилами в этой области. Да и выходит это за рамки формата «ШЗ».

  • Виктор Кухновец, время нельзя повернуть назад. Это понятно. Но вот летит сын из Японии в Америку в день своего рождения и отмечает его 3 раза. Мне не надо объяснять. Я понимаю кое-что, то есть на третьей стадии И когда наблюдаем с земли за самолётом, то скорость как-будто замедленная, а на самом деле большая. Так мы не о времени думаем, а о расстоянии - от нас самолёт далеко в небе. Но у меня есть такой вопрос. В последнее время все говорят, что время проходит быстрее, чем, скажим, полтора века назад. Мне было интересно как это в 12 лет Ибн Сино лечил людей, спорил с учёнными. Жизнь была короче, сейчас люди больше живут. Может быть по нашему времени и Сино было не 12, а 24 года? И, учённые говорят, что жизнь будет длиннее, то есть время бежит в 2 раза быстрее - то что раньше было год теперь 2. Чем это объясняется, как это время расстягивается?

    • Назия, то, что вы говорите про сына и день рождения - это часовые пояса. Так люди договорились и поделили Землю на пояса, в соответствии с тем, как день движется по ней. Перелетая из пояса в пояс, время сдвигается на один час, вперед или назад, смотря в какую сторону лететь. Самолет высоко - как-бы тоже не совсем то, но ладно. То, что в последнее время все говорят, "что время проходит быстрее, чем, скажем, полтора века назад." - это имеют ввиду темп жизни, скорость ее изменения, скорость технического прогресса. Ибн Сино не было 24 года, а было 12. Жизнь сейчас стала длиннее - то есть люди стали жить дольше, потому стали жить лучше. И это просто средний показатель. И раньше тоже были долгожители. И наш год длится сейчас столько же, как и тысячи лет назад. Разве что, на секунды увеличится - из-за увеличения времени, на те же секунды, обращения Земли вокруг Солнца.

  • Время: феномен или ноумен?

    Виктор Кухновец!
    Вы написали: «Одного не может время – течь назад».
    Не надо путать течение времени с его направленностью. Направленность является геометрическим свойством, которое никоим образом не зависит от движения. (Например, направление силы тяжести, не изменится от того, движется тело или находится в состоянии покоя.)
    Кроме того, следует различать такие понятия как «время» и «дление». (http://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/20570/ )

    Кстати, теория относительности Эйнштейна допускает объекты, движущиеся по времени в обратном направлении; она запрещает лишь плавный поворот стрелы времени в обратную сторону.
    Профессор Израильского технологического института Амос Ори, используя математические модели, обосновал возможность существования объектов, движущихся по времени в обратную сторону. Если «перевернуть» наш Мир другой стороной вверх при неподвижной оси времени, то это приведёт к изменению направления времени на противоположное. В результате частицы трансформируются в соответствующие им античастицы, а античастицы – в частицы. Профессор Ори полагает, что если пространственно-временной структуре придать форму кольца или воронки, то появится способ перемещаться в прошлое. С каждым новым витком в такой структуре наблюдатель будет всё дальше погружаться в глубь времён. Для создания машины времени, по мнению А.Ори, необходимы сверхмощные гравитационные силы, и они существуют возле чёрных дыр. (https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/20570/ )

    И ещё вы написали: «Чем быстрее движется объект относительно наблюдателя, тем медленнее на этом объекте течёт время. Проводили такой эксперимент с часами на летящем самолете, и замедление хода часов подтвердилось».
    Конечно, не стареющие движущиеся со скоростью света живые организмы очень привлекательны, но… скорее, это из области science fiction. Не только потому, что скорость света вряд ли достижима. Почему-то думается, что биологические процессы старения живого организма не связаны со скоростью его перемещения в пространстве.

    • Виктор Кухновец Профессионал 4 января 2010 в 22:14 отредактирован 4 января 2010 в 23:00 Сообщить модератору

      Андрей Гусев, я с вами согласен, но мне не хотелось касаться некоторых аспектов этой проблемы, в частности геометрии пространства-времени. Выражение "течь назад" указывает на однонаправленность вектора времени." Если «перевернуть» наш Мир другой стороной вверх при неподвижной оси времени, то это приведёт к изменению направления времени на противоположное." - думаю, дальше никто читать не стал бы, мозги перевернулись бы. Я прочитал ваши статьи, спасибо. Они написаны несколько более научно, чего я старался избежать. "Почему-то думается, что биологические процессы старения живого организма не связаны со скоростью его перемещения в пространстве" - совершенно правильно вам думается. Так и есть, если рассматривать один этот организм и один объект на котором он находится. Ход ни биологических, никаких других часов для них не зависит от скорости перемещения. Однако, ход этих часов, в том числе и биологических, замедляется относительно стороннего наблюдателя при их движении с большой скоростью относительно него. Это реально проверено на опытах. И если бы этого не было, то не было бы и ограничения накладываемого скоростью света. Её можно было бы тогда превысить. Другое дело, что реально заметную разницу во времени можно получить только при движении со скоростью, близкой к скорости света. А это практически не возможно. Пока, во всяком случае. Спасибо вам за внимание.

  • Увлекательнейшая статья!.. Хороший научно-популярный сплав (то, что надо!) - далеко не все умеют подавать легко и ВКУСНО (уж простите за кулинарный "термин") довольно сложный материал - но Вам это удаётся!

    Оценка статьи: 5

  • Виктор Кухновец Профессионал 23 декабря 2009 в 20:19 отредактирован 24 декабря 2009 в 09:32 Сообщить модератору

    А Большой взрыв, конечно, предположение. Кто спорит. Просто, только так сейчас можно все объяснить. Наши знания всегда будут не полными. Познание безгранично, не забывайте

  • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 23 декабря 2009 в 20:00 отредактирован 23 декабря 2009 в 20:02 Сообщить модератору

    ))

    Сколько Времени лет, кажется понятно

    Кажется, здесь очень уместно слово "кажется".

    Ну и спасибо. ... И времени, которое для нас наступило.

    Звучит немного обязывающе. Так и хочется гордо обозреть все сущее.

    Спасибо за статью.

    Оценка статьи: 5

    • Галя, спасибо. Я не думал, что женщины будут это читать "кажется" написано во первых потому, что возраст Вселенной установлен приблизительно. Но больше потому, что люди никогда не смогут узнать о времени все. Даже в принципе. Познание не имеет предела. Но знать будут все больше и больше. Про трех китов, которые держат Землю, помните?

  • скорее бы уже изобрели таблетку времени))) выпил ее -- время стало медленным, можно подольше полежать на пляже, выпил другую -- все стало быстрее, быстрее доехал куда надо, быстрее приготовилась еда

    Оценка статьи: 5

  • Никто не знает ЧТО - есть время...

    Восприятие времени? Человеческий вариант - скучен до безобразия.

    Оценка статьи: 5

  • Куда течет река времени?...

    Действительно грустно... Человек живет и мыслит линейно. Все происходящее подгоняет под линейность. Те, кто якобы воспринимает и понимает время иначе, пытаются человеческими словами объяснить неземное... забавно и грустно.

    Оценка статьи: 5

    • Екатерина Суднеко Екатерина Суднеко Читатель 23 декабря 2009 в 18:27 отредактирован 23 декабря 2009 в 18:28 Сообщить модератору

      Вячеслав Старостин, все люди воспринимают время линейно, но все по-разному (вспомните себя, в детстве время шло медленнее, а потом все ускорялось и ускорялось). Также все зависит еще и от ситуации: когда занимаешься любимым делом, время проходит так, что и не замечаешь, а когда, например, стоишь в очереди -- наоборот.
      Никто (здоровый) не говорит, что он воспринимает время как то иначе чем линейное А это все -- теория ученых. Если бы люди не лезли в "неземное", то, вероятно, сидели бы еще на пальмах до сих пор. Когда нибудь дети будут в школе проходить теорию времени и это будет нормальным, как таблица умножения. В каменном веке ведь тоже не думали, что можно пересадить почки или разогреть еду в микроволновке Проявление интереса к окружающему миру -- обычный признак развития

      Оценка статьи: 5

      • Екатерина Суднеко, время - не линейно.

        Психология временности пребывания человека на планете Земля дает ощущение линейности: родился,... вырос,... умер. Линейность - от 0 до 80 лет, например.

        Оценка статьи: 5

        • Вячеслав Старостин, спасибо за внимание Я тоже воспринимаю время линейно, как и все люди. Чтобы понять его нелинейность, надо слетать куда-нибудь со скоростью, близкой к скорости света. Потом вернуться домой и увидеть, что здесь прошли сотни лет, тогда как для вас полет длился годы. И проделать это не один раз. Привыкнуть, почувствовать и понять что такое время. Только зря вы говорите "якобы", эти свойства времени уже давно не обсуждаются. Они доказаны фактами и проверены не раз экспериментами. Опыт подтверждает эту теорию, значит она верна. Это реальность.

  • Виктор Кухновец, нда-с, даже точно не могу передать ощущения от прочтения статьи. Они, скорее, философски - грустные. И оттого мне пришлись по душе. Вот так построение материала - от создания Вселеннорй через Черные дыры к мимолетности нашего (и вашего, и моего, и читателя) существования.
    Кое-где ексть Очепятки, но Вы их поправите, уверен.
    Что ж, как иногда говорят: увидимся через миллионы лет!
    По вашей теории времени в статье - это весьма возможно!

    Оценка статьи: 5

  • вот, кстати, к разговору о времени картина. как думаете, что имел ввиду Дали своими пластилиновыми часами?

    Оценка статьи: 5

    • Екатерина Суднеко, - имел ввиду,что время течет

      • Виктор Кухновец, а в "Изгнаннике" на каждом шагу часы, циферблаты, или песочные с колбами, даже песочные часы высотой с дом. И когда принцесса София становится императрицей, то ей вручают большой ключ, она запускает некий механизм и переворачиваются большие песочные часы - в знак того, что наступает новая эпоха, после долгих лет войны, голода и лишений, что люди не будут больше воевать и будут помогать друг другу и все вместе строить новую счастливую жизнь. Под красным флагом типа (кста, серп и молот там присутствуют тоже).
        А зловещего графа Калиостро раздавило стрелками курантов.

        • У вас поразительно художественные ассоциации, Денис! Мне это очень нравится. В "Изгнаннике" фантастическая жизнь, со своими правилами и принципами. Своими движущими и управляющими силами. Но без времени и там не обойтись. А вот повернуть время и начать новую эпоху чтобы всё жили хорошо - это уже утопия.

          • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Грандмастер 10 февраля 2010 в 03:11 отредактирован 10 февраля 2010 в 03:12 Сообщить модератору

            Но зато этот мир будет во всём благополучным. Преступность будет совершенно изжита - во всяком случае в газетах о ней ничего писать не будут. Будут писать только о том, что все счастливы, довольны, веселы и зарплаты хватает на то, чтобы целых полгода отдыхать так, как не снилось самому Абромовичу. Да и в остальное время рабочий день будет длиться три часа, в течение которых работяги будут тусоваться в курилках, а некурящие - резаться в игры и шариться по порнос... пардон, по онлайн-библиотекам в поисках произведений Иннокентия Анненского и Велимира Хлебникова, ну и там Гофмана, про мёртвых девочек, в будущем будут только ясный полдень XXII века и Алиса Селезнёва, все невесёлые книжки Шекли, Мэтисона, Лема и прочих сожгут на площадях, а в прошлом тоже будут только блумеры с кринолинами и корсетами, изящные фото в тонах сепии, изображающие детвору в матросских костюмчиках, гоняющую обручи и дразнящую милых котят, чистенькие трамвайчики с изящными медными поручнями и бархатными диванчиками - в общем, ляпота... А если кто скажет, что это не так - того быстреича отведут держать ответ перед мистером МакГинти, или перед Снежной Королевой, или перед Большим Бредламом под председательством господина Спрутса - неважно. Или, может, важно?.. Важно - неважно, неважно - важно... А, всё равно. Лишь бы кофе, поданный султану, был хорошо сварен, да трубка его не гасла некстати. А то бошки полетят. И украсят собой золочёные пики ограды дворца Царя-Колдуна, правителя Золотого Царства, ибо только он властен распоряжаться Правдой и Ложью Да и Всесильный Ящер всегда начеку. Да здравствуют высокие технологии, обеспечивающие комфорт, удобство, чистоту и порядок на улицах! Не забыть включить ток напряжением 6000 вольт на калитке моего коттэджика...

          • Виктор Кухновец, мы наш, мы новый мир построим!
            Правда, я несколько сомневаюсь в том, что даже в таком мире можно будет 31 декабря в деревне поймать такси - и прямо к Знаменским воротам в Ярославле. Такое вряд ли получится даже в мире, придуманном самим Хаксли - тем, которого звали Олдос...

  • ой, я сразу вспомнила, как мы летом на даче сидели вечером пили чай, и про все это говорили мне обычно потом плохо засыпалось, лежала и думала и пыталась понять что то, а чем больше думала, тем еще больше становилось непонятно)) но все равно это все очень интересно.
    кстати, вот смотри: www.vicktop.tk

    Оценка статьи: 5

    • Ф е к л у ш а. Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом', матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда.
      Кабанова. Некуда нам торопиться-то, милая, мы и живем не спеша.
      Феклуша. Нет, матушка, оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются: оттого все и делается прохладно и благочинно. Ведь эта беготня-то, матушка, что значит? Ведь это суета! Вот хоть бы в Москве: бегает народ взад и вперед, неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный, людей не узнает; ему мерещится, что его манит некто, а придет на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске. А другому мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого. Со стороны-то свежий человек сейчас видит, что никого нет; а тому-то все кажется от суеты, что он догоняет. Суета-то, ведь она вроде туману бывает. Вот у вас в этакой прекрасный вечер редко кто и за ворота-то выйдет посидеть; а в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, огненного змия стали запрягать: все, видишь, для ради скорости.
      Кабанова. Слышала я, милая.
      Феклуша. А я, матушка, так своими глазами видела; конечно, другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат.
      Кабанова. Назвать-то всячески можно, пожалуй, хоть машиной назови; народ-то глуп, будет всему верить. А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду.
      Феклуша. Что за крайности, матушка! Сохрани господи от такой напасти! А вот еще, матушка Марфа Игнатьевна, было мне в Москве видение некоторое. Иду я рано поутру, еще чуть брезжится, и вижу, на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом черен. Уж сами понимаете кто. И делает он
      руками, как будто сыплет что, а ничего не сыпется. Тут я догадалась, что это он плевелы сыплет, а народ днем в суете-то своей невидимо и подберет. Оттого-то они так и бегают, оттого и женщины-то у них все такие худые, тела-то никак не нагуляют, да как будто они что потеряли либо чего ищут: в лице печаль, даже жалко.
      Кабанова. Все может быть, моя милая! В наши времена чего дивиться!
      Феклуша. Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж время-то стало в умаление приходить.
      Кабанова. Как так, милая, в умаление?
      Феклуша. Конечно, не мы, где нам заметить в суете-то! А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится. Бывало, лето и зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается. Вот что умные-то люди говорят.
      Кабанова. И хуже этого, милая, будет.
      Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого,
      Кабанова. Может, и доживем.

      /Островский "Гроза"/

      • Ну у вас и ассоциации Денис! Действительно, в этой "Грозе" больше относительности чем в теории относительности. А может Эйнштейн прочитал "Грозу" перед как писать свою теорию? "время-то, за наши грехи, все короче и короче делается. Вот что умные-то люди говорят." - ускоряется время, это точно. Чем ближе к Началу, тем медленнее оно шло. "Все может быть, моя милая! В наши времена чего дивиться!" - всё может быть, и милые дамы из "Грозы", очень бы удивились узнав "что стало".Спасибо Денис.