• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Виктор Губерниев Подготовка материала: Мастер

Статья к тесту «На что направлен ваш успех?»

Отрывок из книги Н. И. Козлова «Формула личности».

Паразит и Деятель: ваш выбор?

Кто принесет вам ваш успех? Кто отвечает за то, чтобы ваш успех всегда сопровождал вас по жизни? Есть два принципиально разных способа иметь успех: первый — свой успех создать самому, добиться его своими усилиями, второй — ожидать его, как подарок от мира, или, что реалистичнее, получить за чей-то чужой счет. Выбор между этими способами — главный ваш выбор, ваша боль или ваша главная жизненная удача. Этот выбор редко делается сознательным решением от головы, чаще он является фундаментальным, экзистенциальным выбором, пронизывающим человека насквозь, звенящим через все его дела и поступки, строящим все его другие выборы и решения.

Этот выбор совершает каждый человек в первые же недели своей жизни. Вот ситуация, простая донельзя: лежит ребенок в кроватке, ему скучно. Что делать? Можно начать ручками стукать по погремушкам, которые висят над ним, можно просто мотать ручками и ножками, а можно даже попробовать перевернуться на другой бок и проползти, где видно вперед: это трудно, но очень интересно.

Так определился в своем выборе Деятель.

А можно ничего этого не делать, продолжать лежать и скучать. Но не просто, а начать в мир плакать: тогда появляются Большие Волшебники, и в погремушки стучат они сами. А если начать кричать в плаче громче и требовательнее, то можно оказаться и на руках, и покачивать себя до сладкого сна, то есть как угодно долго.

Так родился Паразит.

Этот выбор совершает каждый ребенок, совершает его внутри себя, и если уж он свой выбор сделал, то всю оставшуюся жизнь он только укрепляет себя в нем, тренирует себя жить в этом выборе наилучшим образом. Если у него выбор Деятеля, он час за часом и день за днем учит себя активности и ответственности, если же у него выбор Паразита, то год за годом он тренирует себя как Паразита великолепного: учит себя делать несчастные мордочки, усталые плечи, обиженные интонации и прочие украшения несправедливо ударенной Жертвы.

Вопрос: почему автор так жестко делит людей на Деятелей и Паразитов, ведь сам писал недавно, что в каждом есть все? Может, лучше в процентиках, например: сегодня я на 67% паразит, а на 33% - деятель и поэтому две трети времени имею право лежать на диване?

Ответ: жесткое деление может быть и не совсем верное, но РАБОТАЕТ. Если вы задумались о своей жизни, о ее максимуме — значит, точно сработало…

Паразит может хорошо устроиться в жизни, когда-то быть и веселым, и творческим, и милым человеком, но это человек, который живет успехом чужим и в жизни выбирает безответственность. Деятель же строит свою жизнь сам, ищет дело, которое сделает сам, и знает, что как за свои победы, так и за свои поражения отвечает только он. При этом человек-деятель вовсе не возражает когда-то воспользоваться чужой помощью («Все, что пригодится для дела, нам нравится!»), но даже эту помощь он скорее организует сам, нежели будет ее тоскливо ожидать и плакаться при ее отсутствии.

Итак, кто отвечает за ваш успех?

Эгоист — это очень плохой человек. Это человек, который постоянно думает не обо мне!
Амброз Бирс. «Словарь Сатаны»

Направленность вашей жизни

Итак, можно строить свою жизнь и свой успех за свой счет, можно — искать возможность сделать это за счет окружающих. Но второй, возможно еще более важный, вопрос, определяющий философию жизни каждого человека:

Куда, на что направлен ваш успех?
Ради чего, ради кого вы живете?

Действительно вопрос: а что делать Деятелю, если максимум его жизни лежит в отрицательной области? Может, лучше быть паразитом? Или?

Отнеситесь к вопросу предельно серьезно. Автор вопроса — реальный человек, профессиональный политтехнолог, творчески отключавший от тепла в сибирские морозы целые города, чтобы перед выборами скомпрометировать действующую власть.

Ответ: правильный ответ он знает, можно не отвечать…

Хорошо, часть людей нормальным образом заботится только себе. Ну, еще о некоторых близких: как правило, о тех, кто заботится о нем. Все остальные — посторонние, которыми можно попользоваться, когда удобно и получается, а в остальное время пусть не мешаются.

Как стул — он мне нужен, я его к себе подвинул, сел и посидел. Встал — стул задвинул: все, он мне больше не нужен.

Суть не в том, что «задвинул» — это нормально. Дельный человек и отличается от бездельника тем, что может задвигать тех, кто сейчас в стороне от его дела, — суть в том, что среди всех людей реально живой, достойный интереса и заботы человек — только он сам.

Ему больно — это неправильно, потому что ему больно быть не должно. Больно другому — ну и что, мне-то какое дело? У него появились деньги — это хорошо, деньги появились у вас — это хорошо только в том случае, если что-то перепадет и ему.

Его не интересует жизнь, точнее, интересует только в той степени, как она относится лично к нему. Его внутренний лозунг — крылатая фраза, которую оставил после себя в истории французский король Людовик XV: «После нас — хоть потоп!» (По другой версии эта фраза принадлежала мадам Помпадур, его фаворитке. Оба исторических лица этой фразы достойны.) Такой человек заботится только о себе.

А есть люди, для которых естественным образом понятно, что люди вокруг него — тоже живые люди, они тоже хотят есть и пользоваться удобными вещами, встречаться с любимыми людьми и заниматься любимым делом, что они тоже мечтают и грустят, надеются и верят… Такой человек воспринимает себя не только как уникальную единицу в космической пустоте, он знает, что он — продолжение человеческой истории, что его жизнь сделали такой многие люди до него и, возможно, он сам сможет внести в жизнь нужный вклад.

Для таких людей свойственно заботиться о людях и жизни.

Сопоставив с предыдущим делением людей на Деятелей и Паразитов, легко можно составить следующую таблицу, различающую людей по способу и направленности их жизни.

Способ и направленность жизни

Романтик
Забота в первую очередь о жизни и людях — за чужой счет

Творец
Забота в первую очередь о жизни и людях — за свой счет

Потребитель
Забота в первую очередь о себе — за свой счет

Паразит
Забота в первую очередь о себе — за чужой счет

Ситуации бывают разные: жизнь бывает то щедра к нам, то жестока, когда-то она сталкивает нас лбами, когда-то — ставит перед возможностью сотрудничества… Как же по-разному проявляют себя обозначенные типажи во всех этих случаях!

Перерыв: Тест!
Впереди — схемы и таблицы, сложные и интересные: надо будет в них разобраться, а для этого — разобраться в себе, после чего задуматься и определить свое место в жизни. Соответственно вам предстоит большой путь. Но перед этим раздумьем никто не помешает вам и просто раскинуть карты. На дорожку…

ТЕСТ: Каков ваш способ жизни?

***

А теперь об этих типажах — подробно и всерьез.

Жизнь обычная, непростая
В течение обычной, то есть достаточно непростой, жизни, когда она не праздник, но и не бедствие, среднестатистический человек знает: надо крутиться, чтобы все было и чтобы ничего за это не было. Если человек так живет за свой счет, это нормальный Потребитель, основа современного общества, если же его лозунг: «Кто бы меня накормил?» и он ищет возможность пожить за счет чей-то — это знакомый нам Паразит.

Он же — Эксплуататор.
Романтик в этой же самой ситуации болеет не за себя, он никак не может примириться с несовершенством жизни в целом: «Вот что за скотство?! Живем — в грязи, блин, дружить — разучились, любить не умеем. Разве так надо жизнь?! Эх!!» Значит, пора достать бутылку и выпить. А потом выпить еще. А потом всем вместе, под гитару, попеть красивые и душевные песни про настоящую лю­бовь, которая обяза­тельно ждет нас за поворотом, и пре­крас­ную жизнь, ко­то­рая рано или позд­но к нам придет…

Переведем — ее нам кто-то сделает…

Творца тоже не устраивает несовершенство жизни, но, в отличие от Романтика, он песни не поет и чудес не ждет, а делает то, что от него зависит. Делает каждый день — энергично, настойчиво и гибко. Самое интересное то, что через человеческие усилия жизнь действительно может приобретать новое качество и становиться комфортной: красивой, чистой и для людей удобной.

Вначале в одном отдельно взятом доме и на одном отдельно взятом предприятии, потом — в отдельно взятой стране… Почему людям нравится жить в Швейцарии? Потому что жизнь там — хорошо сделана. Реально сделана.

Проверял тест на слушателях; опра­ши­вал в прямом эфире, а главное — несколько десятков человек дали отве­ты на эфирный пейджер. Распределение такое:

40% - Потребители;

30% - Романтики;

15% - Паразиты;

15% - Творцы.

Разумеется, куча смешанных типов. Правда, смеси Паразитов с Творцами как-то не оказалось…

Есть единственное замечание по теории: после бесед с народом кажется, что утверждать: «Романтики всегда портят праздник» — нельзя. Есть ощущение, что они в минуты праздника — непредсказуемы: как левая нога захочет. Могут со всеми весело поплясать, а потом вдруг отойти и разреветься. Этакий маниакально-депрессивный психоз в миниатюре…

***

Вообще-то перепутать Творца и Потребителя несложно, потому что и Человек кушает (регулярно), и Потребитель творит (хотя бы когда-то). Главная разница — в акцентах, что делается для чего. Потребитель творит по необходимости, чтобы приобрести, иметь и богатеть, Творец приобретает, имеет и богатеет, чтобы творить.

Эрих Фромм ставил этот вопрос как выбор иметь или быть. А Брегг формулировал еще проще: «Жить, чтобы есть, — или есть, чтобы жить?»
Путаница возникает еще и потому, что Творец, заботясь о людях и жизни, не может и не должен забывать и о себе: он ведь тоже часть этой жизни, причем, очевидно, не худшая ее часть! Более того, во многих случаях заботиться о себе надо в первую очередь. Почему? Потому, что естественным образом разумно заботиться в первую очередь о близких тебе людях, а кто тебе ближе, если не ты себе сам?

Взгляните на вопрос реалистично: пододвинуть хлебницу соседу — нормально, но вот ежели я буду его кормить из ложечки, в то время как он кормит меня, это уже не забота, а дурдом.

Пусть каждый занимается в первую очередь собой и своим делом, вопрос в том, зачем, для кого ты это делаешь?

Для себя — или для жизни?

Когда жизнь — праздник

Счастливое дитя. Поскольку человек-потребитель больше всего любит кайфовать и развлекаться, то в ситуации свободного времени, сил и средств он устраивает себе праздник. Ура! Звенят бокалы, льется шампанское, пукает пейнтбол, летят и взрываются петарды. Строго говоря, праздник — это время, когда радостно уничтожается то, что было создано и накоплено во время будней. И чем больше уничтожено, тем больше праздник!

Но все честно: на свои. И как красивы люди на настоящем празднике!
Без тормозов. Праздник хорош тогда, когда всем известно, сколько можно выпить и когда пора расходиться. Если же эта культура праздника отсутствует, то вместо радости возникают проблемы, в том числе у окружающих: один в пылу азарта проиграет в казино чужие деньги, другой в пьяном виде на джипе собьет стоящих на остановке людей.

Короткий праздник, большие проблемы.
Печальный. Впрочем, кто-то праздновать отказывается принципиально: «Ну как вы можете радоваться, когда в это самое время в Анголе дети голодают? Вот как вы можете тогда радоваться?!» Этот гуманистически настроенный человек заботится обо всех, но по факту день за днем лишает себя и других возможности праздника.

Значит, делать жизнь праздничной придется кому-то другому…
Бизнесмен. Человек-творец праздники любит, он любит это счастливое время, когда у него наконец-то появляются свободные время, силы и деньги. Это его настоящий праздник — потому что теперь он может свое время, силы и деньги вложить в тех, кто этого достоин. Все рассчитав, он мо­жет наконец-то под­­дер­жать лучших, вло­житься в тех, в кого вкладываться смысл есть.

И тогда праздник будет действи­тельно у многих!

Когда жизнь — трудна

Жизнь трудна — что выдумывать? Нужно выживать, знает Потребитель, и напрягается, иногда предельно героически, для того чтобы спасти хоть что-то.

Хоть и ради себя, но — подвиг.
Паразиту в этой ситуации немного проще: он принимает роль страдальца, ноет, плачет, но обычно ничего всерьез не предпринимает.

Это все так ужасно! Просто руки опускаются!
Романтик, глядя на эту дей­ст­вительно поганую ситу­а­цию, возвышенно восклицает: «Человеку так жить нельзя!» — и кончает жизнь самоубийством.

После чего вопрос: «А кто же будет эту поганую ситуацию выправлять?» — его уже не волнует.
А Творец берет ситуацию под свой контроль и делает все, что от него зависит, чтобы помочь тем, кто в трудной ситуации в помощи действительно нуждается: не обязательно тем, кто громче всех кричит, но тем, кто правда под ударом. Как пра­вило, в пер­вую очередь не­обходи­мо под­дер­жи­вать ос­лабших и спасать то, что мо­жет по­гиб­нуть без­воз­вратно.

Если вы в горах, все уставшие и го­лодные, но один из вас сломал ногу: что надо делать? — Нести на себе того, кто сейчас идти не может.

Когда жизнь сталкивает нас лбами

Ни в чем так ярко не проявляется философия жизни каждого, как в ситуации, когда жизнь сталкивает нас лбами: ты или я? Ты или я получишь этот лакомый кусочек? Мне уступить — или ты обойдешься? Чей, мой или твой, интерес будет признан более важным?
Когда есть чем поживиться, но ты не один, нормальный эгоист присматривает, что ему нравится и как бы это захапать, жертвующий собой альтруист волну­ется, от всего ли он уже отказался, человек порядочный (социоцентрист) заботится, чтобы были учтены интересы всех.

Хотя может быть и по-разному. Я вполне допускаю, что порядочный человек может совсем даже не уважить интерес спившегося бомжа, отдав предпочтение тому, кто паразит в меньшей степени. Кто человек — в большей.
Особое место занимает социопат, который волнуется не столько о том, все ли ему положенное получил он, сколько о том, не слишком ли много получили другие. На бытовом уровне его лозунг: «Мне не надо вторую корову, мне надо, чтобы у соседа корова сдох­ла!», в мас­штабе об­щес­тва: чтобы не было бед­ных, он уничтожает богатых.

И это тоже — философия жизни…

Когда жизнь предлагает союз

Когда жизнь предлагает союз, все нормальные Потребители сбиваются в стаи: один за всех, все за одного, и все против чужих: «Верность!» Воспитание корпоративной культуры, как правило, это привитие сотрудникам чувства: «Мы свои!»

И соответственно: «Мы не продаемся!»,
что делает любую команду — семью, банду или фирму — крепче, жизнеспособнее и боеспособнее.

Впрочем, Паразит выбирает более легкий путь: на виду и пока сытно, он жмется и ластится к сильным, но за тридцать условных единиц готов своих продать, а в трудную минуту — оставить, предать.

Квалификация: подлый шакал. Трус и предатель.
Романтик никогда не предаст, но и дисциплина корпоративной культуры ему явно не по душе. Он выбирает — независимость, то есть «свободу ОТ». Его любимый защитный тезис: «Я никому ничего не должен!», тезис атакующий: «Вы не имеете права!», а вся программа стро­ится на негативе: поспорить («Ничего подобного!»), нарушить («А я могу!»), отвалить («Мое дело!») и отстоять (свои желания).

Называемые Принципами.
Человек-творец умеет работать в команде, умеет быть верным, но его верность — не слепая. Его «свои» хороши не тем, что они «свои», а тем, что это достойные люди, делающие достойное дело. Он выбрал этих людей, эту фирму, эту работу, и теперь он на любимой работе и с обязанностями, которыми гордится. Человек-творец выбирает «свободу ДЛЯ».

Резюме

Соотнося себя или других с типажами, представленными в этой таблице, нет смысла пытаться точно определить, кем являетесь вы или другие интересные вам люди: чистых типажей нет, каждый из нас бывает когда-то и Потребителем, и Творцом, и Романтиком, и Паразитом. Смысл в другом: зная эти типажи, вы можете точно и ответственно определить свою философию жизни, понять, что действительно вас привлекает, после чего честно отслеживать, как — кем? — вы в разных ситуациях себя реально проявляете.

Статья опубликована 4.01.2010
Обновлено 30.09.2022

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: